Семинар – практикум Тема: Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы.
консультация на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум
Тема:  
Психолого-педагогический портрет

выпускника начальной школы.

Цель:

 1. Сопоставление модели выпускника начальной школы по стандартам 2004 года и ФГОС 2011года.

2. Показать на практике приемы формирования показателей умения учиться по старым стандартам с учетом новых стандартов

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?

Изучив на МО ФГОС, мы решили сопоставить уже сложившийся стандарт портрета выпускника начальной школы, который основан в основном на приобретениях ЗУНов по предметам, и пришли к следующим выводам, который сегодня вам и представим. Данный вопрос является на сегодня актуальным, так как на следующий год мы переходим на новые стандарты обучения и нам необходимо увидеть что же мы уже умеем и что нам необходимо учесть при переходе, чем мы владеем и как накопленный опыт сможем реализовать в будущем.

Но для начала представлю вам портрет выпускника начальной школы по ФГОС, именно его мы взяли за основу, чтобы составить свой портрет выпускника, так как мы работали по старым стандартам,  соответственно и портрет выпускника возможно отличается от нового, нам стало интересно, а как наш выпускник вписывается в новый стандарт, что общего и в чем различие:

1. Портрет выпускника начальной школы по ФГОС:

  • Любознательный, активно познающий мир
  • Владеющий основами умения учиться
  • Любящий свой край и свою Родину
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,  аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни

Данный портрет складывается из результатом освоения образовательной программы учащимися.

2. Результаты освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС:

  • Личностные  (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
  • Метапредметные  (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

  • Предметные  (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).

Личностные  и метапредметные - это и есть универсальные учебные действия, которыми должен обладать выпускник нового поколения.

Какие могут быть уровни освоения планируемых результатов?

3. Уровни освоения планируемых результатов

(метапредметные и предметных или УУД) (ФГОС):

  • Базовый («Выпускник научится…)

Освоение опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся

  • Повышенный («Выпускник получит возможность научиться..»)

Освоение опорного материала на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития.

Чтобы успешно реализовать эти задачи, необходимо их определить.

4. Задачи педагогической деятельности учителя:

1.Ориентирование на результаты:

  • предметные результаты;
  • метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • личностные результаты;

Таким образом,  модель  выпускника начальной школы, как общие требования к конечной цели  начального образования.

2. Планирование содержания начального образования основано на:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Таким образом, главная цель ФОГС –  формирование универсальных учебных действий.

Это те требования, которые требует ФГОС. А теперь сопоставим старые стандарты (ЗУНы) и новые стандарты ФГОС.

Что же у нас получилось, какая есть связь между новыми и старыми стандартами!

Мы поставили перед собой задачу: сформировать личность выпускника в соответствии с требованиями  нового поколения, но на основе старого стандарта.

5. Проанализируем старые стандарты.

У выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

  • достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
  • развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
  • обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
  • нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
  • наличие сформированного контроля и самоконтроля
  • наличие положительной самооценки
  • хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Таким образом, главная цель старых стандартов - формирование приемов умения учиться.

Проведя сравнение, мы увидели сходство данных моделей выпускника. Исходя из этого мы попробовали составить свой психолого - педагогический портрет выпускника начальной школы совместно с психологами.

6. Психолого - педагогический портрет выпускника начальной школы.

Особое место в портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел способами общения  на уровне соответствующим требованиям основной школы, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.

Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.

Вся работа педагогов начальной школы и психологической службы направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”

7. Представляем психолого - педагогический портрет выпускника начальной школы в сопоставлении с ФГОС (пирамида - портрет выпускника начальной школы предлагаемый нами, рядом портрет выпускника начальной школы по ФГОС.

Психолого – педагогический портрет

 выпускника начальной школы

(сопоставление с ФГОС)

        

Что же мы вкладываем в понятия этих показателей?

Показатели психолого - педагогического портрета выпускника начальной школы.

1. Ориентированность на постоянное образование (способность к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю и самокорректировке)

2.  Способность работать в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, Интернет, электронная почта)

3.  Владение навыками абстрактного и поискового мышления (умение добывать, осмысливать, прорабатывать и использовать информацию из разных источников)

4. Умение быстро действовать в нестандартных ситуациях (кризисные ситуации - несчастный случай, авария, предотвращение вреда от мошенников, противостояние психологическому давлению)

5. Владение основами этики и этикета (тактичность, умеренность, умение принимать на себя ответственность, делать собственный выбор, толерантное отношение к другим людям, умение вести себя среди людей)

6. Коммуникативность (умение общаться устно и письменно, родной и иностранный языки, ораторские навыки, решение конфликтов)

7. Патриотизм (знание истории Родины, почтительное отношение к символам Российского государства)

8. Ответственное отношение к собственному здоровью, избегания  вредных привычек

9. Владение навыками производительной творческой деятельности (поисковая, исследовательская работа над ученическими проектами, самореализация в художественном творчестве)

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы, что  портрет  выпускника начальной школы по ФГОС совпадает с нашими представлениями о нем, предлагаемый нами портрет  соответствует новым стандартам.

Как решаем поставленную перед нами задачу?

8. Формы педагогической деятельности.

Формы педагогической деятельности которые мы используем в своей работе по формированию показателей развития личности выпускника начальной школы мы представляем во второй части нашего семинара..

1. Предметное обучение.

2. Предметные кружки.

Общая цель: развитие интереса к предмету, подготовка к обучению в профильных классах.

Математика (Довбня С.В.)

"Смекалка"

Цель: развитие математического образного мышления.

Русский язык (Сапогина С.Ю.)

1. «Путешествие по страницам родного языка».

2. «В мире русского языка».

Цель: развитие интереса к родному языку, коммуникативности,

Окружающий мир (Комолова Е.  Н.)

"Земля - планета жизни"

Цель: содействие удовлетворению детской любознательности.

2. Психологическое сопровождение учащихся.

3. Внеурочная деятельность.

4. Воспитательная работа с учащимися.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум Тема: Психолого – педагогический портрет выпускника начальной школы. Цель: Сопоставление модели выпускника начальной школы по стандартам 2004 года и ФГОС 2011 года.

Слайд 2

Портрет выпускника начальной школы по ФГОС.

Слайд 3

Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу (ФГОС). Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира)

Слайд 4

Уровни освоения планируемых результатов (метапредметных и предметных) (ФГОС) Базовый («Выпускник научится…) Освоение опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся Повышенный («Выпускник получит возможность научиться..») Освоение опорного материала на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития

Слайд 5

Задачи педагогической деятельности учителя: 1.Ориентирование на результаты: предметные результаты; метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования; личностные результаты; Модель выпускника начальной школы , как общие требования к конечным результатам начального образования

Слайд 6

2. Планирование содержания начального образования основано на: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Слайд 7

Стандарты первого поколения. О сновные компоненты его ведущей деятельности – учебной: достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам; обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы; наличие сформированного контроля и самоконтроля наличие положительной самооценки хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Слайд 8

Психолого – педагогический портрет выпускника начальной школы Владеющий основами умения учиться Любознательный, активно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любящий свой край и свою Родину Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни

Слайд 9

Формы педагогической деятельности. Предметное обучение. 2. Психологическое сопровождение учащихся. 3. Внеурочная деятельность. 4. Воспитательная работа с учащимися. 5. Предметные кружки.

Слайд 10

Предметные кружки: Цель: развитие интереса к предмету, подготовка к обучению в профильных классах. Русский язык 1. «Путешествие по страницам родного языка». 2. «В мире русского языка». Цель: развитие интереса к родному языку, коммуникативности . Математика "Смекалка" Цель: развитие математического образного мышления. Окружающий мир "Земля - планета жизни" Цель: содействие удовлетворению детской любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической культуры учителей начальной школы

Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания...Качество образования повысилось!...

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах , подписывает у...

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: открытый проект-голосование "Моё родное Подмосковье"

Цель проекта:  поддержание устойчивого интереса к родному Подмосковью; рассказ об интересных,  красивых местах Подмосковья, архитектурных и исторических объектах; популяризация красивейших п...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Выступление на заседании педагогического совета учреждения...

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"

Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....