Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.
статья на тему

Лапина Елена Сергеевна

Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_elena_sergeevna.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Лапина Елена Сергеевна.

ГБОУ СОШ № 31.

Учитель начальных классов.

Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

      «Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Моя задача - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.   

Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:

 - своевременное выявление одарённых детей;

 - использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

 - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

 - организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

 - развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Чем,  на мой взгляд, одарённые дети отличаются от других детей?

 - Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.

 - Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.

- Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

За время работы в школе у меня создалась определенная система выявления одаренных детей и работы с ними.

Работу по выявлению одаренных детей условно делю на 3 этапа.

1 этап

Первые уроки закладывают основы интереса к новому предмету.

Занимательны вопросы, оригинальные задания, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся. В работе по выявлению одаренных детей провожу микроисследования по изучению познавательных интересов учащихся, изучаю соответствующую литературу. Все это позволяет мне сделать некоторые выводы.

Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющихся знаний. Это «школьная одаренность», обычно она сопровождается быстротой умственной деятельности. Но часто такие дети не имеют собственного подхода к решению той или иной задачи, им нужен стандарт.

Другое дело творческая одаренность. Для таких детей  главное не усвоение знаний, а собственная работа мысли, нестандартный подход к решению любой задачи.

Моя работа направлена на создание условий для развития познавательной деятельности  учащихся. К таким  условиям отношу:

- своевременное выявление интеллектуальных способностей;

- качество содержания программного материала;

- уровень профессиональной компетенции;

- дифференцированная работа на уроке;

- разнообразие и адресность творческих заданий.

2 этап.

К сожалению, мне не предоставлялось возможности вести кружок по украинскому языку и литературе. Поэтому на этом этапе особое внимание уделяю дополнительным заданиям к уроку, разноуровневым домашним заданиям, которые предполагают решение творческих задач. Это повышает мотивацию выполнения задания и осознанную ответственность за свой выбор.

В течение года выявляю  самых стойких и любознательных. И вот с ними начинается индивидуальная работа. Выявление одаренных детей проводится  мной также на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

 3 этап.

Разработка системы творческих заданий для одаренных детей.

Требования к творческим заданиям:

задания должны вызывать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения;

результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих;

задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей;

задания должны предусматривать многовариантность решений.

На индивидуальных занятиях мы решаем олимпиадные задачи разного уровня.

   Первая возможность проверить свой уровень знаний, творческий потенциал у детей появляется во время проведения традиционных школьных олимпиад, победители которой отстаивают честь школы на районной олимпиаде.

    Практика работы с одаренными детьми показывает:

  1. никакое творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого и достаточного объема знаний;
  2. нужны условия для развития познавательной деятельности одаренных учащихся;
  3. не всякая деятельность обеспечивает развитие способностей, а только та, в процессе которой  возникают положительные эмоции, потребность  в познании.

   У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

      Стараюсь, чтобы  методы и формы работы способствовали решению обозначенной задачи:

    методы работы

 -исследовательский;

 -частично-поисковый;

 -проблемный;

 -проективный;

     формы работы:

 - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

 - консультирование по возникшей проблеме;

 - дискуссия;

 - игры.

    Очень важны:

 -предметные олимпиады;

 -интеллектуальные марафоны;

 -различные конкурсы и викторины;

 -словесные игры;

 -проекты по различной тематике;

 -индивидуальные творческие задания.

Результативность:

Год обучения

Победители олимпиад и конкурсов (кол-во)

Уровень

2011-2012

6

Районный

городской

2012-2013

16

Районный

городской

Всеукраинский

2013-2014

9

Районный

городской

          Используемые мной всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать способности и таланты обучающихся. Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах,  конкурсах. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Система работы с талантливыми детьми

Данный материал поможет организовать работу с талантливыми детьми, начиная с начальной школы....

Описание опыта и системы работы

В своей статье я поделюсь своим опытом и расскажу о системе работы классного руководителя как организатора деятельности учащихся, способствующей духовно – нравственному развитию их личности....

система работы с талантливыми детьми в начальной школе

Обобщение опыта работы с талантливыми детьми. В данной статье раскрыты принципы работы с детьми, формы работы с родителями. Много внимания уделено социальным проектам, награждению детей и созданию пор...

Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»

Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...

Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...