Главные вкладки

    Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
    методическая разработка на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    методическая разработка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

    Урок-это основная организационная форма обучения в школе. (слайд-2)

     Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.

    Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

    Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

    Как заинтересовать ребенка изучением предметов, сделать урок любимым, интересным?

    Особую актуальность эта проблема приобретает в начальных классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.

    Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

    Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

    В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения.

    Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

    Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.  (слайд-3)

    • общекультурное развитие;
    • личностное развитие;
    • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
    • формирование умения учиться;
    • развитие коммуникативной компетентности.

    Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. (слайд-4)

     Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

    При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

    Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

    Признаки нетрадиционного урока (слайд-5)

    • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
    • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
    • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
    • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
    • Выполняются творческие задания.
    • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
    • Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
    • Планируется урок заранее.
    • Определять чётко три дидактические задачи.

    Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:

    а) авторские

    б) авторизованные

    в) новаторские

    г) традиционные

    д) использовать нетрадиционные уроки.

    Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о

    целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков: (слайд-6,7)

    1. Уроки - пресс-конференции

    2. Уроки-соревнования

    3. Компьютерные уроки

    4. Уроки-аукционы

    5. Уроки-зачеты

    6. Уроки-конкурсы

    7. Уроки-обобщения

    8. Уроки-фантазии

    9.Уроки-игры

    10. Уроки-концерты

    11. Уроки-диалоги

    12. Интегрированные уроки

    13. Уроки - экскурсии

    14. Уроки-игры “Поле чудес”.

    Я остановлюсь подробнее на нетрадиционных уроках, которые я использую в своей практике.

    Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

    К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

    1 Урок – экскурсия. Экскурсия, которая проводится по программе окружающего мира в начальных классах – это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

    Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

    Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

    Эффективность урока-экскурсии

    • заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива;
    • описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики (слайд-8)

    2. Урок-проект

     Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

    Мои первоклассники  выполнили 3 проекта:

    • «Моя малая Родина»
    • «Моя семья»
    • «Мой класс и моя школа»

    Работа над проектом осуществлялась  в несколько этапов : я сообщила  тему  проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков.

    Ребят с большим интересом собирали нужную информацию (вырезки из газет и журналов, фотографии своих родных, стихи про школу). На уроках оформляли свои проекты и защищали. Были индивидуальные и групповые проекты.

    Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. (слайд-9) Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования. (слайд-10)

    3 Урок-игра в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

    Игры - один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. (слайд-11)

    Я считаю, в работе с первым классом достаточно проведения отдельных игр. Во – первых, потому сто багаж знаний у малышей невелик, чтобы поддерживать сюжет, а во – вторых, именно разнообразие, яркость сменяющихся игровых моментов больше радует детей и побуждает к активному участию на уроке.  Игровые приёмы на уроках не только активизируют учащихся, но и меняют стиль общения учителя и ребёнка.

     Игры на обучении грамоте: Где спрятался звук?, Кто больше запомнит слов?, Доскажи словечко, Угадай слово, Слоговой аукцион, Слово рассыпалось, Слоговое лото и др.

    Математика: Заселяем домики, Угадай число, Называй-не зевай, Эстафета, Составь фигуру, Составь поезд, Молчанка, Лото, Сосчитай-ка, Найди пару и др.

    Окружающий мир: Узнай лист, Что за дерево?, Чьи семена потеряны?, Распредели животных по группам, Кто в группе лишний?, Зажигаем фонарики, Собери пословицу и др.

     Урок-игра развивает интерес учащихся к предмету, расширяет кругозор детей, способствует быстрому выполнению заданий, позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, поддерживать его внимание в течение всего урока. (слайд-12)

     4 Урок-праздник.

    Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

    Ребята изучили  все буквы алфавита, освоили счет в пределах 10 и у нас прошел урок-праздник, на котором ребята разделились на две команды и выполняли задания :1 «Знатоки букв», 2 «Знатоки звуко-буквенного анализа», 3 «Знатоки слов», 4 «Знатоки примеров». Ребятам урок очень понравился.

    • На уроках мои ребята за правильный ответ получают фишку. Это может быть какая-либо геометрическая фигура: круг, квадрат и др., просто нарезанные из старых открыток. В конце дня  мы фишки подсчитываются и у кого их окажется больше, тот и будет на этот день “Молодец”. Ему хлопают в ладоши, поздравляют. Ребенок доволен, получает массу положительных эмоций. Другим тоже хочется, и они стараются на другой день стать “Молодцом”.

    Урок-праздник помогает каждому ребенку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. (слайд-13)

    5 Уроки-путешествия это  яркая эмоциональная форма работы имеет свои отличительные особенности:

    • наличие карты-путешествия;
    • в карте путешествия отмечаются все станции, на которых предстоит побывать участникам путешествия;
    • в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры.

    Были проведены уроки-путешествия:

          1 «Первый раз в первый класс»

          2 «Числа от 1-10» (побывали в стране цифр и чисел)

          3 «Закрепление изученного материала»  (математическое путешествие в осенний лес)

          4 «Названия компонентов при сложении» (урок-путешествие в космос)

    Урок-путешествие один из наиболее интересных, применяемых на всех этапах изучения материала. (слайд-14)

    6 Интегрированные  уроки  снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. (слайд-15) 

    Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.  В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, я  учитываю:

    1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

    2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

    3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).

    4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

    5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

    Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. "Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность. Во втором и третьем классах  можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение и изобразительное искусство.  В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам. Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированные. Со времен К.Д. Ушинского они проводятся в единстве. В настоящее время в первом полугодии первоклассники обучаются чтению и письму на таких уроках.

    Проведен интегрированный урок математики и технологии по теме «Состав чисел в пределах 10.» « Оригами».

    Новогодний интегрированный урок математики, обучения грамоте и письма по теме «Путешествие в лес»

    Заключение.

    В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования ? создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

    Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.

    Я считаю, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.(слайд-16)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

    В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

    Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения

    Учебно - методическая статья на тему "Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС "...

    «Нетрадиционные формы урока как способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

    В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно....