Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
опыты и эксперименты на тему

Смирнова Нина Викторовна

Для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avg_konfer_17.08.17.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС  выступление на авг конфер 17.08.17

Смирнова Нина Викторовнаучитель начальных классов

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.

Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет  как бы с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Я считаю ,что именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
  • формирование умения учиться;
  • развитие коммуникативной компетентности.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка.

Признаки нетрадиционного урока

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
  • Выполняются творческие задания.
  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • Планируется урок заранее.
  • Определять чётко три дидактические задачи.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1. Уроки “погружения”

2. Уроки-деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут учащиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки-сомнения

15. Уроки - творческие отсчеты

16. Уроки-формулы

17. Уроки-конкурсы

18. Бинарные уроки

19. Уроки-обобщения

20. Уроки-фантазии

21.Уроки-игры

22. Уроки-“суды”

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-лекции “Парадоксы”

25. Уроки-концерты

26. Уроки-диалоги

27. Уроки “Следствие ведут знатоки”

28. Уроки - ролевые игры

29. Уроки-конференции

30. Интегрированные уроки

31. Уроки семинары

32.Уроки – “круговая тренировка”

33. Межпредметные уроки

34. Уроки-экскурсии

35. Уроки-игры “Поле чудес”.

Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. Приведу конкретные примеры Например, по русскому языку: Это могут быть уроки, структурированные в виде деловой игры, консультации, телевизионные уроки, конкурсы. Кроме того, в рамках нестандартных уроков по русскому языку гораздо легче работать над развитием коммуникационных навыков учеников. Многие дети стесняются отвечать у доски, зато с места во время выполнения различных игровых заданий они готовы проявлять активность

Многие дети на всю жизнь запоминают уроки математики как нечто очень скучное и унылое. Чтобы у них не осталось такого впечатления, стоит попробовать использовать нетрадиционные формы организации урока математики. Математические турниры Проведение математического турнира требует серьезной подготовки со стороны и учеников, и учителя. Наставнику обязательно нужно в деталях продумать все задания, которые будут выполнять его ученики. Турнир может проводиться по-разному. К примеру, учеников можно поделить на 2 группы, и каждая из них получит определенное количество примеров. Во время их решения ученики могут консультироваться друг с другом. Затем следует вызвать к доске по одному человеку с каждой команды, дать им задание обменяться примерами и решить их на доске. Выигрывает та команда, которая сможет решить большее количество примеров и задач, изначально полученных командой соперника. В рамках математических деловых игр учащиеся имеют возможность примерить на себя роль человека той или иной специальности, понять, какое значение для его работы имеет математика. При этом ученик может не только овладеть теоретическим материалом, но и попробовать применить его на практике. Кроме того, такие игры важны в качестве профориентации.

          Сегодня нестандартные уроки могут проводиться не только в стенах школы. Сама форма занятия уже предусматривает место его проведения. Так, например, урок-наблюдение при изучении новой темы по окружающему миру может быть организован на свежем воздухе. Это обязательно понравится ребятам

       Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Эффективность урока-экскурсии  заключается в том, что   - постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива;  - описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики.

Видеоурок.Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

   Большой интерес вызывает у ребят урок-сказка. Такая форма возможна в том случае, если ребята заблаговременно распределили все роли с помощью учителя.

   Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

Урок-праздник.Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Уроки-турниры.Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.

Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память.

Урок-игра в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Большое значение для развития организма ребенка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии.

        Игры - один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении. На уроках следует иногда усложнять игры, в которые дети играют с детства за счет увеличения и изменения текста, для того, чтобы закрепить знания нужных конструкций или определенного лексического материала. Для учащихся проводятся ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений  на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

       Эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

            Заключение. Я перечислила  лишь часть форм проведения уроков и методов, которые используются в рамках учебного процесса. На самом деле их гораздо больше. Кроме того, каждый учитель – это в первую очередь творческая личность. Он может не только грамотно пользоваться существующими методами обучения, но и комбинировать их, придумывать новые. Педагогу можно испытывать различные приемы в поисках именно той формы обучения, которая способствует достижению идеальных результатов. При этом важно не останавливаться в творческих поисках, знать всю информацию о современных тенденциях в педагогической сфере. Необходимо понимать, что все методы (кроме тех, что запрещены законом) хороши, лишь бы дети вынесли со школы хорошие знания и навыки самостоятельной работы. С помощью полученных знаний они могут с легкостью поступить в высшие учебные заведения. Только не нужно переусердствовать, ведь зачастую педагоги в поисках креативных форм организации уроков забывают о том, что в школе важны не только развлечения, но и качественные знания детей. Учителя должны качественно подходить к выбору метода и формы урока для каждого класса в отдельности.

  Нестандартный   же урок - отличный способ разбавить скучную образовательную программу Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. 

                                                    Литература

  1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. (1998, № 4)
  2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс “Развивающие игры с элементами логики” для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. (1996, № 2).
  3. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. (1997, № 5.)
  4. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.(1996, № 9.)
  5. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. (1997, № 2)
  6. Волкова С.И. Математика и конструирование 1-4 класс // Начальная школа. (2008)
  7. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа. (1997, № 1)
  8. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа. (1996, № 12)
  9. Канакина В.П. Радость познания – в слове//М.Новая школа, (1996)
  10. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. (1997, № 2)
  11. НаймушинаЛ.И. Кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа.(1997, №5)
  12. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа. (1997, № 3)
  13. Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе//Издательство “Учитель”. (2003)
  14. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа. (1997, № 2.)
  15. Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа. (1997, № 3.)
  16. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа. (1996, № 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения

Учебно - методическая статья на тему "Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС "...

«Нетрадиционные формы урока как способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно....