Проблемы внедрения в ФГОС
статья по теме

Дятлова Ольга Владимировна

Размышления учителя о проблемах новых стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проблемы внедрения в ФГОС22.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Дятлова Ольга Владимировна

ГБОУ СОШ №89 2012год

Готовность учителя работать в соответствии с требованиями, заявленными в новых стандартах

      Учителя воспринимают новый стандарт по-разному. И одним из серьезных рисков внедрения стандарта является профессиональная неготовность части педагогов к реализации новых идей и подходов, к деятельности в новой образовательной парадигме.

       Каков сегодняшний учитель? Он должен уверенно входить в класс, говорить с ребенком и его семьей на одном, понятном им всем языке, должен быть конкурентоспособным по отношению к семье и ребенку, обладать достаточными знаниями по современным педагогическим, информационным технологиям и т.д.

      Развитие личности – смысл и цель современного образования. Возможно ли это в современной начальной школе при теперешнем раскладе сил и возможностей?

     Не всегда хочется отказываться от привычного пути и перестраиваться, но делать это совершенно необходимо, так как успех реализации стандарта второго поколения в большей степени зависит от учителя, уровня его квалификации, от владения эффективным педагогическим инструментарием, в том числе современными образовательными технологиями».

Когда я задаю себе вопрос, готова ли работать по новым образовательным стандартам, невольно анализируешь свою деятельность и думаешь, всё ли правильно, может быть вернуться к обычной, очень привычной  вопросно-ответной форме беседы, к традиционной форме урока с сообщением темы и закреплением материала? Ведь раньше ученики усваивали  программу и показывали хорошие знания.      Если сравнить  даже учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.                                                                                                                           Но  когда начинаешь готовиться к уроку, понимаешь, что работать так невозможно по целому ряду причин:

1.Полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и  применять в жизни.

 Сложно представить, как первоклассник, который только сел за парту, будет находить и наращивать знания,  но, хотим мы этого или не хотим информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать возможности поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы.                                Учитель не должен отставать от  учеников  и уметь работать с информацией,  оценивать её необходимость, доступность и полезность.

2. Большинство учащихся, обучающихся  даже  в первом  классе, имеют проблемы со здоровьем. Поэтому все прекрасно понимают, что обычная  «сидящая» форма урока уже просто невозможна.  

Нужно  так построить урок, чтобы  дети постоянно двигались. Они с удовольствием в ходе обучающей игры выбегали к интерактивной доске или к компьютеру , чтобы нажать кнопку с правильным ответом, хотя это можно было сделать с места, то по одному, то группами вставали из-за парт, чтобы выйти и выполнить очередное задание перед всем классом.

 Всё это нисколько не нарушает организованность урока.  Дети привыкают к такому режиму работы, они, несмотря на постоянное движение, быстро  включаются  в работу,  активны в течение всего урока. Такие вещи должны быть в практике каждого педагога.


3. Нет в мире ничего вечного. Это закон, по которому живёт мироздание. Ещё древние отмечали: Времена меняются -  и  мы меняемся вместе с ними. Иначе остановка. Тупик. Образование всегда изменялось со временем.  Новые   стандарты , безусловно, отвечают духу времени.  Они  обеспечивают раскрытие  способностей ученика, его полноценную самореализацию в стремительно меняющемся социуме.  Хотя переход на новые стандарты непрост для всех: и для учителей, и для родителей( которые продолжают  требовать от детей бесконечного переписывания заданий), и для учеников, обучающихся в этот сложный переходный период. Но мы прекрасно понимаем необходимость этого шага.

2.Как организовать учителю образовательный процесс?

Системно-деятельностный подход, который является ключевым понятием стандарта, позволяет реализовывать основные принципы развивающего обучения.

    Мой опыт реализации принципов развивающего обучения показал, что учеников отличает учебная и общественная активность, умение и желание «добывать», а не получать знания в готовом виде. Дети умеют думать, слушать друг друга и учителя.

 Необходимо использовать в работе единые технологии (проблемный подход):

  • Проблемный диалог
  • Правильный тип читательской деятельности
  • Проектная деятельность
  • Оценивания успехов

Раньше  наиболее часто на уроках я употребляла  слова «назови, перечисли», сейчас отдаю преимущество « представь, сравни, выдели»

Всегда стараюсь следовать истине: «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил».   Очень в работе помогают грамотно составленные учебники, в которых уже содержится проблемная ситуация, побуждающий диалог. С помощью дневника можно работать над самооценкой, учить детей анализировать свою работу, оценить результат.

Читая литературные произведения, постоянно ведёшь диалог с автором, что помогает ученикам понять авторский замысел. Уже во втором классе ребята продолжают так читать тексты не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах.

Но проблем ещё очень много.    Малый процент педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями.

        Я оказалась в более выгодном положении, так как  работала по системе развивающего обучения, так как в учебниках, которые они используют в своей деятельности, уже заложен инструментарий, похожий на универсальные учебные действия нового стандарта. Шоковое состояние испытывают учителя, которые этим не занимались и нацелены на формирование и отслеживание знаний – умений – навыков.

3.Какое повышение квалификации нужно учителю, чтобы прийти к осознанию, что нужно работать иначе?

       Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный  характер.

          Летом я закончила курсы повышения квалификации учителей. Конечно же они помогли осознать принципы построения новых стандартов, но ощущается нехватка практических занятий, применение различных технологий в практической деятельности.

 Например, учитель проучился на курсах по информационным технологиям,  знает, как пользоваться. А вот как строить свой урок на практике с использованием ИКТ? Нужно мотивировать учителей к этому, потому, что даже зная многое в области ИКТ, некоторые педагоги почему-то не используют свои знания на практике.

 Важно не перегнуть палку, не уйти в этот цифровой мир с головой. Ведь традиционные методы обучения себя ничуть не дискредитировали, они тоже хорошо работают. Важно, чтобы эта вся информационная среда не заменила учителя, а стала ему и ребенку помощником.

      Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

           Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС

  Данный материал может быть полезен студентам педагогам-психологам (как будущим специалистам, работающим в школе) для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения новых ФГОС

Переход на новые государственные образовательные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования, что способствует не только формированию ключевых компетенций, но и развитию неста...

Презентация "Актуальные проблемы внедрения ФГОС".

Изменение приоритетов в образовании....

Работа в парах при внедрении новых ФГОС

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Поэтому мы сегодня и говорим   о совершенств...

Внедрение новых ФГОС в образовательном процессе для повышения качества знаний учащихся.

Не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а  задача учителя научить детей учиться, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого учен...