БИБЛИОТЕКА КАК ОДИН ИЗ РЕСУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ФГОС.
статья на тему

Корнеенко Людмила Валерьевна

Из выступления на районном семинаре для заместителей директоров школ по учебной работе Красносельского района Санкт-Петербурга. Тема: "Совместная работа учителей начальных классов и библиотеки в свете ФГОС НОО". От 24 октября 2013г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

БИБЛИОТЕКА КАК ОДИН ИЗ РЕСУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СВЕТЕ ФГОС.

         Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

         В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

        Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия возможно реализовать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.

       Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

 При организации внеурочной деятельности обучающихся  мы используем собственные ресурсы - учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, физической культуры, а также привлечены педагоги дополнительного образования, педагоги из Дворца детского творчества, работающих по договору о сотрудничестве.

Мы стремимся создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

 Образовательное учреждение работает в режиме первой смены, поэтому внеурочная деятельность учащихся  организована в форме кружков, клубов, экскурсий, студий во второй половине дня.

Внеурочная деятельность в нашей школе включает в себя:

 1. Спортивно-оздоровительное направление.  

 Оно представлено секцией общей физической подготовки «Олимпийцы». Целью данного курса является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов. Так же наша школа сотрудничает с детской спортивно-юношеской школой по волейболу. Куда приходят заниматься дети уже со 2-ого класса

2. Художественно-эстетическое направление

 представлено кружками ИЗО и технологи «Умелые ручки»,  «Основы декоративно-прикладного творчества», «Оригами: игрушки своими руками», кружком музыкального развития «Хор», театрального кружка «Антреприза». Цель занятий: раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, эстетического воспитания участников, создание атмосферы радости и детского творчества. Педагоги  осуществляют свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок. Одну из таких выставок вы видели сегодня перед началом семинара.

3. Научно-познавательное направление

 реализуется на занятиях «Занимательная математика», «Компьютерная грамотность для малышей»», с целью усилить развитие логического мышления, сформировать начальные элементы конструкторского мышления. Используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, групповые и парные занятия игра, презентации, конкурсы, викторины, выставки и др.

4. Духовно-нравственное направление    

Реализуется силами классных руководителей и  ставит перед собой цель формирования  ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. На методическом объединении классные руководители вырабатывают общую стратегию развития данного направления, затем разрабатывают индивидуальную программу  работы с данным классом, которая предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, экскурсий, индивидуальной работы, работы с привлечением родителей.

5. Cоциальное

Реализуется силами классных  руководителей, школьного психолога, социального педагога, заведующей библиотекой.

Проектная деятельность

Из различных видов деятельности мне хотелось бы остановиться на проектной деятельности. Так как именно эта деятельность в большей степени использует информационный ресурс библиотеки.

Цели, которые мы поставили перед собой, занимаясь проектной деятельностью, направлены на развитие творческих и коммуникативные способностей ребенка, на развивитие навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач, на привитие первоначальных умений собирать информацию из различных источников, осмысливать ее и использовать для выполнения проекта. Программа предусматривает проведение экскурсий, конкурсов, бесед, презентаций, диспутов и т.п., работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

В полной мере проектной деятельностью мы занимаемся не так давно. Это напрвление находится в стадии апробации. Но уже сегодня можно говорить о положительных результатах в этой области.

Не первый год старшая и средняя школа участвует в районных и городских  конкурсах, посвященных проблемам экологии и становится  победителем в научно-практических конференциях, номенантом в экологическоих фестивалях. Встал вопрос о привлечении к этой деятельности и учащихся начальной школы. Совместно с заведующей библиотекой Курко Еленой Николаевной было разработано положение о смотре-конкурсе проектов «Мой дом - Земля».

Ребята должны были узнать: что такое экология, чем она занимается, какие вопросы решает, чем дети начальной школы могут помочь в решении экологических задач. Ответы на поставленные вопросы ребята должны были найти на страницах книг, журналов, газет. Эту подборку материалов подготовила Елена Николаевна. Ребята приходили в читальный зал группами, работали с предложенным материалом, находили  ответы на выдвинутые вопросы. Конкурс заканчивался общим праздником, где учащиеся 2-3 классов защищали свои работы, готовили творческие выступления.

Тема экологии актуальна в современном мире. Школа работает над развитием  экологической грамотности школьников. В чем вы смогли убедиться, посетив урок Галины Викторовны Цыгановой.

Еще один проект, организатором которого является зав. Библиотекой Курко Е. Н. – «И мы творцы, и мы творить умеем».  Работа начинается с момента, когда Елена Николаевна приходит в класс и проводит уроки информационной грамотности, в ходе которых ребята по-новому знакомятся с КНИГОЙ: с её элементами, отличительными особенностями, материалами, из которых создают книги. Далее работа продолжается  классными руководителями. На занятиях дети узнают об истории рождения книги, о профессиях людей, создающих печатные издания и т.д. Темы уроков зависят от общей подготовленности класса.  Итогом такой поисковой работы становится «издание» своей книги: дети своими руками создают книгу. Причем в 1-2 классах ребенок является как автором, так и издателем книги, создавая книжки-раскраски, книжки-малютки. В 3-4 классах дети уже работают в группах, образуя свое издательство (количество участников  два-пять человек)

Итоги большой работы подводятся во время «Недели детской книги». На этой неделе ребят ждут встречи с героями полюбившихся произведений, викторины и праздники. Оформляется выставка сделанных своими руками книг. Эти книги  дети дарят библиотеке или передают в группы продленного дня.

Использование ресурсов библиотеки на заканчивается на школьном уровне. Мы активно сотрудничаем с «Информационно-сервисным центром» библиотекой № 12.

 Центр предлагает нам уроки мужества, игры по станциям, игры-викторины, мастер-классы, лекции, приуроченные каким-либо знаменательным датам.. Заранее мы согласовываем план мероприятий, и далее начинается совместная работа.

Так, например, в прошлом году учащиеся 2-ого класса участвовали в викторине, посвященной истории Санкт-Петербургского метрополитена. Эта викторина стала стартом для более глубокого изучения истории подземного рельсового транспорта. Данная проектная деятельность продолжается и по сей день. Итогом проекта станет альбом «История петербургского метро».

В сентябре 2013 года центр предложил викторину «Плывет по городу трамвай», посвященную Дню открытия первой трамвайной линии Петербурга. В викторине участвовали дети 2-3 классов. Игра-викторина на столько понравилась детям 3-ого класса, что они захотели больше узнать об истории трамвая. Так родился еще один проект под рабочим названием «На трамвае в будущее». Сейчас дети занимаются сбором информации о прошлом трамваев. Одно из условий такой работы является призыв: «Начни поиск материала со школьной и домашней библиотеки». Когда материала накопится достаточно, ребята оформят книжку-раскладушку об истории трамвая. Затем детям будет предложено решить проблему: нужен ли трамвай современному Петербургу? И, если да, то каков он – трамвай будущего?  Завершится диспут защитой проектов «Трамвай будущего».

За отведенное  время, мне не удастся рассказать о всех состоявшихся проектах

 о тех, которые недавно стартовали или о тех которые в стадии разработки. Это лишь малая часть той большой работы внеурочной деятельности, которую мы проводим,  руководствуясь требованиями ФГОС.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Мы стараемся заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Итогом такой деятельности стал проект «Люблю тебя, мой Петербург», посвященного 310 летию со дня рождения Санкт-Петребурга.

Ожидаемые результаты:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

Реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

 Воспитательные  результаты внеурочной деятельности школьников

  1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь

  2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь

  3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

  Корнеенко Л. В.,

учитель начальной школы

 ГБОУ СОШ № 390

 Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО

Содержание внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС. Механизм составления программы внеурочной деятельности....

Распределение внеурочной деятельности по ФГОС в 1-2 классах

Расписание внеурочной деятельности по ФГОС в начальных классах  лицея....

Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности по ФГОС "Там, на неведомых дорожках"

Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. Предназначена для учащихся 1 классов, ...

План внеурочной деятельности по ФГОС

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школь...

Программа "Служу Отечеству пером" как ресурс управления внеурочной деятельностью по ФГОС

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начальн...