Доклад на педагогическом совете
статья (4 класс) на тему

Куваева Татьяна Борисовна

Проблема обеспечения преемственности при введении ФГОС начального образования и основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад39.9 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

  Доклад

«Проблема обеспечения преемственности при введении ФГОС

начального образования и основного общего образования»

Подготовила:  Куваева Т.Б.,  учитель начальных классов

2015год

 

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
                                                                                                                                           В.В. Путин 

 

ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство обеспечения стабильности  заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где

  • начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
  • основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
  • старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

        Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.

        Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. 

        Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.

        Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .

Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Портрет ученика начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,   обосновывать    свою позицию, высказывать  свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и  окружающих    образа жизни.

        Портрет ученика основной школы:

- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

Стандарт общего образования

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

1.  накопленной оценки,

зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам;

2. оценок за выполнение (как минимум 3-4) итоговых работ (по предметам и комплексной работы на межпредметной основе). 

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

1.результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированным в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

2. оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

3. оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ФГОС общего образования.

ФГОС НОО и ФГОС ООО – это система требований, сокращённо «3Т»:

  • требования к структуре ООП(основная образовательная программа), к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой ОУ;
  • требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим);
  • требования к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным и предметным).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы являются ключевой составляющей Стандарта.

Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных  проектов.

Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.

В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Формировать и развивать УУД – значит:

  1. Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
  2. Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
  3. Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.

УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

        Различают три группы планируемых  результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия –   лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

 3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

        Личностные. К ним относится:

  • Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • Сформированность мотивации к обучению;
  • Сформированность  ценностно-смысловых установок;
  • Способность  ставить цели и строить жизненные планы,

        Познавательные включают:

  • Умение строить высказывания;
  • Формулировка проблемы;
  • Рефлексия деятельности;
  • Структурирование знаний;
  • Поиск информации;
  • Смысловое чтение;
  • Моделирование.

        К коммуникативным относятся:

  • Постановка вопросов;
  • Разрешение конфликтов;
  • Умение выражать свои мысли;
  • Управление поведением партнера;
  • Планирование учебного сотрудничества.

         Регулятивные. К ним относятся:

  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Прогнозирование;
  • Контроль;
  • Коррекция;
  • Оценка.

Личностные  результаты

ФГОС НОО

-  готовность и способность учащихся к саморазвитию;

-  сформированность мотивации

к обучению и познанию;

- ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их

индивидуально-личностные позиции,

социальные компетенции, личностные качества;

- сформированность основ

гражданской идентичности

ФГОС ООО

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и

гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции,правосознание;

- способность ставить цели и строить жизненные планы;

- способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном

социуме.

Метапредметные результаты

ФГОС НОО

- освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,

регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми

компетенциями, составляющими основу

умения учиться, и межпредметными

понятиями

ФГОС ООО

- освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в

учебной, познавательной и социальной практике,

- самостоятельность планирования

и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с

педагогами и сверстниками;

- построение индивидуальной

образовательной траектории

Предметные результаты

ФГОС НОО

- освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области

деятельности по получению нового знания,  его преобразованию и    применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира.

ФГОС ООО

 - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной

области, виды деятельности по получению нового знания в рамках

учебного предмета, его преобразованию

и применению в учебных, учебно-

проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного

типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Одной из составляющих преемственности НОО  и ООО является структура урока – современного урока. Цель-обучить самостоятельному решению проблем . Средство-открытие знаний вместе с детьми.

Традиционный урок

Современный урок

1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы учителем

4.Закрепление знаний учениками

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4. Выражение решения

5.  Применение знаний учениками

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  5. содержание учебного предмета, курса;
  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Различие ФГОС НОО и ФГОС ООО

В содержании и ведущем виде деятельности:

- в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность);

- в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).

 Вывод –

Преемственность-это двусторонний процесс.  С одной стороны-начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой- основная школа, которая развивает ( а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...

Доклады на педагогическом совете

Доклады на педагогическом совете...

Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"

Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...