Использование ИКТ на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему

Доклад " Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ikt.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Дмитряшевка

 

 

 

 

 

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

 

 

 

 

 

Автор: Яковлева Марина Васильевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

2014г

     /Слайд №1/ В начале XXI века информационные инструменты и технологии как персональный компьютер, интернет и другие являются неотъемлемой частью нашей жизни, и практически невозможно представить образовательный процесс без использования мультимедийных средств.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. /Слайд № 2/

Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Внедрение в содержание учебного урока презентаций, мультимедийных экранов, дает возможность расширить познавательную деятельность учащихся и перейти от репродуктивных заданий к проектно-творческим.

Все более востребованными становятся различные образовательные электронные ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы.

И для учителя образовательные ресурсы в Интернет стали играть немаловажную роль. Справочные материалы в сфере педагогики (нормативные базы, сайты образовательных учреждений), электронные энциклопедии, педагогические издания в Интернет (газеты и журналы) – вот неполный перечень Интернет-ресурсов, которые может использовать педагог. Наиболее популярные формы работы при этом:

  На уроках и во внеклассной работе

  При подготовке учителей к занятиям

  Для сбора материалов для докладов, рефератов, научно-исследовательских работ школьников

  Для пополнения фонда программного обеспечения и наглядного материала

  Для проведения тестирования школьников

Сам подход к подготовке урока для учителя становится инновационным, поскольку, помимо традиционных источников, он может пользоваться различными сетевыми ресурсами, готовыми разработками уроков, адаптируя их под конкретную ситуацию, конкретные образовательные задачи.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

/Слайд №3/   Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
• введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

/Слайд №4/  Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

/Слайд №5/ Среди наиболее популярных Интернет-ресурсов следующие:

 http://vip.km.ru/ .

 http://www.edu.ru/.

 http://www.internet-school.ru.

 http://www.fio.ru 

         http://www.school.edu.ru/

         http://www.prosv.ru/  .

 Все открытые уроки,  внеклассные мероприятия, выступления, родительские собрания  я провожу с применением ИКТ. Благодаря интернету, я могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока, по любому предмету начальной школы, которые я веду, на любую тему.

Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. 

В настоящее время на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий: презентация, информационно-обучающие программы, тесты, проекты. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
/Слайд №6/  Она обеспечивает учителю возможность для:
• информационной поддержки;
• иллюстрирования;
• использования разнообразных упражнений;
• экономии времени и материальных средств;
• построения канвы урока;
• расширения образовательного пространства урока.
/Слайд №7/  Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
• концентрация внимания;
• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учёбе.

Если раньше я использовала презентации только лишь на открытых уроках, то после того, как в кабинете установили мультимедийное оборудование, решила как можно чаще его использовать. Используя средства интернета как источник самой новой информации, подготавливаю актуальный на сегодняшний день материал для уроков, классных часов, родительских собраний.

/Слайд №22/  Наш выбор:

        готовиться к таким урокам трудоёмко

        преподавать такие уроки увлекательно и приято

        видеть результат деятельности – бальзам на душу

        а пожинать плоды своих трудов – ещё приятнее

/Слайд №23/ В заключении хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо   
научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 

 

 

 

 

Литература:
           1.  Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
           2.   Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib)
             3. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе/
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...