Доклад "Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников"
учебно-методический материал на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Методический день в начальной школе

Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников.

Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».

Задачи:

  1. Определить критерии эффективного урока.
  2. Выяснить формы организации эффективного урока.
  3. Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока.
  4. Развитие умений работать сообща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический день в начальной школе

Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников.

Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».

Задачи: 

  1. Определить критерии эффективного урока.
  2. Выяснить формы организации эффективного урока.
  3. Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока.
  4. Развитие умений работать сообща.

Ход заседания

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

 

Повышение эффективности  обучения – дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому педагогу.

Проблемы эффективности урока

         Методисты, изучающие данную тему, выявляют разные проблемы.

         У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:

1.     Однообразие используемых методов на уроке.

2.     Нерациональное использование времени на уроке.

3.     Редкое применение элементов проблемного обучения.

4.     Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.

Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:

1.     Однообразие применяемости методов.

2.     Проблема активизации познавательной деятельности студентов на уроках.

3.     Проблема профессионализма педагогов.

4.     Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Профессор Розов С. В. выделяет следующие проблемы:

1.     Недооценка теории, однообразие применяемых методов.

2.     Нерациональное использование времени на уроке.

3.     Формализм в подборе упражнений и заданий.

4.     Неполное обеспечение учеников индивидуальными заданиями.

5.     Перегрузка обучающихся.

Каково же решение данных проблем?

 Каковы пути повышения эффективности уроков?

 Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Выбор разнообразных методов преподавания.

 Использование элементов проблемного обучения.

 Активизация познавательной деятельности на уроках.

Это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления имеет: программированное и проблемное обучение, самостоятельная работа.

Занимательность можно использовать на любом этапе урока,  это зависит от поставленной педагогом цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Поэтому полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности студентов путем введения пятиминутных заданий на разгадывание кроссвордов, ребусов; проведение различных интеллектуальных, математических лото, игр и т.д.

        более рациональное использование времени.

 Применение наглядных пособий. 

        Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении.

Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления студентов об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.

 Использование диафильмов и кинофильмов.

Учебные кинофильмы и диафильмы облегчают восприятие материала. При экранизации уроков, как и во всяком деле, необходимо чувство меры. Экранизации уроков – это не цель, а средство. Она хороша в сочетании с другими средствами наглядности и формами учебной работы, а не вместо них.

 

 Пример и авторитет преподавателя. Личность педагога.

Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который будет  пользоваться большим уважением у детей.

 Речь преподавателя. Темп речи. Стиль общения. Эмоциональная подача материала.

Она должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной, способствовать не только лучшему восприятию учебного материала, но и служить образцом для учеников. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгарности, следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем студентам.

Речь преподавателя должна быть неторопливой, простой, доходчивой и эмоциональной, с паузами после особенно важных или сложных для  усвоения формулировок.

 Создание хорошего психологического климата. Эмоциональная атмосфера. Заинтересованность педагога и школьника. Педагогический такт. Полная занятость на уроке. Высокая требовательность педагога. Повышение педагогического мастерства педагога. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития способностей учеников.

Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины студентов. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений, без которого не может быть уважения к преподавателю.

Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние студента, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя его психику - важнейшее требование к преподавателю. Обязателен учет возрастных особенностей внимания студентов.

Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость.

метод “Ассоциации”

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

К

- красота…

О

- органичность…

М

- мама…

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло…

  Конкретность поставленной цели и задачи. Цель: умение поставить и добиться ее на практике. Цель – результат. Умение педагога четко и однозначно определить образовательную цель урока.

Педагог всегда для себя ставит цель урока и ученику эта цель может не сообщаться, но педагог должен создать условия, при которых ученик сам формирует и осознает цель урока. Содержание цели зависит от многих факторов: содержания учебного материала, уровня профессионального мастерства педагога, типа урока, методов и форм работы, уровня возможностей обучающихся, заинтересованности педагога и школьника. Большую роль играют: интуиция, личность и мастерство педагога, стиль общения, знание индивидуальных особенностей учащихся, владение им ситуации на уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...

Доклад "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"

Доклад на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"...

Технология проблемного обучения — важный путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...

Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Технология проблемного обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их раз...

Выступление на тему «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащегося»

«Без любопытства и интереса не разбудить ум детей» - принцип моей работы....

Технология проблемного обучения – важнейший путь организации активной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уч...