Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».
статья по теме

          Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Индивидуальное развитие учащихся проявляется и в уровне работоспособности, т.е. в активности на уроке. По этому признаку школьников можно разделить на 3 группы: первая – характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников 36%), вторая – средней (50 – 55%) и третья – низкой (8 – 17%).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании педагогического совета  по теме:

«Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».

          Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Индивидуальное развитие учащихся проявляется и в уровне работоспособности, т.е. в активности на уроке. По этому признаку школьников можно разделить на 3 группы: первая – характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников 36%), вторая – средней (50 – 55%) и третья – низкой (8 – 17%).

          Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряд неуспевающих, хотя в большинстве своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы.

          Именно работоспособность как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ученика к определенному типу нервной системы. Дети со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Им, естественно, требуется гораздо больше времени. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы. Поэтому их не учебные неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Полной противоположностью являются учащиеся с сильной нервной системой, именно на них главным образом рассчитано традиционное обучение. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних преобладает практически действенное мышление, у вторых – наглядно – образное, а у третьих – словесно- логическое.

          В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них. Влияние типа мышления на прочность усвоения знаний было доказано в эксперименте. Учащимся математических и художественных школ предлагалось запомнить ряд цифр, написанных различными шрифтами и цветом. Спустя некоторое время их просили воспроизвести эти цифры. «Математики» воспроизвели сами цифры, в то время как их сверстники – «художники» обратили внимание на цвет цифр.

          Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности – схем, чертежей, картин, плакатов, опорных карточек. Наличие учащихся с различными типами мышления предъявляет  особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, зрительные образы.

          Какая же картина вырисовывается в моем классе? Какими способами я стараюсь вызвать интерес в учебном процессе у учащихся, чтобы добиться  высокой активности детей на уроке?

          Во – первых, я провела в начале года тестирование. Цель: проверить память . Какая из них развита больше – зрительная или слуховая, проверила словарный по различным темам. Сделала вывод: что у меня в классе больше визуалов, т.е. детей у которых лучше развита зрительная память, часть детей  - аудиалы, с хорошим слухом и слуховой памятью, а такой как Денис Корунков – кинестетик, который запоминает чувствами. Отсюда следует, чтобы добиться большей эффективности на уроке, нужно больше наглядности, игровых форм.

          Приведу пример. Урок математики. Решение задач на логическое мышление(задачи по комбинаторике). Задача: Сколько стран могут иметь в своем флаге 3 цвета: красный, синий, белый. Дети, путем перестановки местами цветов, придут к ответу: 6 стран могут иметь эти цвета. Среди этих 6 флагов есть российский флаг. Как же запомнить  и не перепутать наш флаг с флагами других стран? На помощь приходят разные способы запоминания. У каждого ребенка восприятие информации свое. Одни выберут способ запоминания на слух – первые буквы слов белый, синий, красный (бесикр). Им достаточно запомнить слово – бесикр. Визуалы выберут – земля (красный), небо (синий), облака (белый). Таким образом мы развиваем у детей память и даем разные приемы запоминания.

           Еще один пример.

На одном из уроков математики во 2 четверти была тема «Уравнение». Дети знают, математика – это интеллектуальная игра по особым правилам. Перед детьми был поставлен вопрос: «Что такое уравнение?» Они должны  сами сформулировать и назвать правило. И дети при помощи таких записей на доске

2+3 – выражение

10 – Х – буквенное выражение

2+5 =7 – равенство

2<3 – неравенство

2+Х=7 – уравнение

пришли к выводу: уравнение – это равенство с неизвестной, которую надо найти. Далее, при решении уравнений, дети испытывают трудности в нахождении неизвестного числа (уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого), поэтому я использовала при решении уравнений схемы.

           В своем выступлении я хотела поделиться новыми формами работы на уроках математики. Это вызывает интерес к усвоению нового материала и лучше запоминается.