Системно-деятельностный подход в обучении
материал (3 класс) на тему

Грачёва Людмила Идрисовна

«Настоящий учитель показывает  своему  ученику не готовое здание, над которым  положены тысячелетия  труда, но ведет его к разрабатыванию  строительного материала, возводит здание  вместе с ним, учит  его строительству».    А.Дистервег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_1.docx20.58 КБ
Office presentation icon sistemno-deyat.14.04.15.ppt644.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников».

              «Настоящий учитель показывает  своему  ученику не готовое здание, над которым  положены тысячелетия  труда, но ведет его к разрабатыванию  строительного материала, возводит здание  вместе с ним, учит  его строительству».    А.Дистервег.

     

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом  развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должно стать умение находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на  деятельностный, при котором становится ученик активным субъектом учебного процесса.

Задача школы – не дать объемные знания, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.

Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча глоссит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения, на мой взгляд,  и есть  тот инструмент, который помогает научить  «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Как говорил Адольф Дистервег : «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

В структуре урока системно - деятельностный подход  является  основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания есть надежный способ – отразить их в структуре урока. Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

Так, например:

На этапе мотивации к учебной деятельности я  настраиваю детей на  работу, даю моральную поддержку или  предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной  работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление  детей к  изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над  развитием  внимания, памяти и речи.

На этапе объяснения нового материала создаю проблемную ситуацию, из которой  формулируется и тема  урока. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подводится  итог.

  На этапе первичного закрепления  ребята  выполняют упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух и созданием алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  использую индивидуально-дифференцированный подход нахождения в подборе заданий,  чтобы закрепить ситуацию успеха у каждого ученика. Далее ребята самостоятельно выполняют задания, работая с алгоритмом и выполняя проверку по шаблону или взаимопроверки.

Следующий этап - включение в  систему  знаний и  повторение. Здесь мои дети тренируют навыки использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках, отрабатывают полученные новые знания и умения, проговаривается домашняя работа.

При подведении итога  урока фиксируем изученное новое  знание и его значимость и практическое применение в жизни.

Рефлексия урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы, поделиться с трудностями, которые возникли на уроке, услышать объяснение своих товарищей, ведь именно оно, как правило, будет самым доступным.

Использование системно – деятельностного подхода в практике помогают развивать  такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

На своих уроках использую следующие элементы системно - деятельностного   подхода:

-  анализ жизненных ситуаций;

- использование интерактивных методик;

- участие в проектной деятельности;

-вовлечение учащихся в игровую деятельность.

Системно – деятельностный подход и его развивающая функция даёт возможность раскрыть индивидуальные возможности личности школьника.          

В своей работе я стараюсь в первую очередь обращать внимание на личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является  основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Ведь не секрет, что в наше время, когда у ребенка появляется возможность легкого получения любой информации, тяжело настроить его на работу  по поиску решения трудных задач. За время работы я наглядно смогла убедиться в том, что главное в ребенке это умение раскрыть все его таланты, дать возможность  укрепить веру в своих силах.

Например, на уроках математики я стараюсь подбирать задания  различной сложности, при объяснении нового материала, создаю проблемную ситуацию,  которая является хорошим стимулом для предположения и самовыражения учащихся. Ведь именно метод проб и ошибок формирует жизненный и учебный опыт.

Все задания связаны с предыдущими темами, но не дублируют друг друга,  а  служат гармоническим продолжением. Весь материал направлен на то, чтобы не только раскрыть новый материал, но и дать возможность ребёнку проявить все свои возможности, дать шанс проверить свои предположения.

На уроках русского языка, работая в паре или группами, ребята выполняют задания, в которых присутствует не только сложный теоретический материал, но и занимательный материал, который позволяет проявиться слабым ученикам. Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется  возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же  объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга или умение общаться. После приобретенных навыков работы в паре, детям легко было перейти на работу в группе. Эта работа учит каждого планировать единый общий результат, нести за него ответственность.

Очень интересная работа проводится на уроках чтения. Здесь я использую такие виды работы как: предположение о чем будет произведение по названию или картинке к произведению, поиск доказательств положительного или отрицательного отношения автора к своим героям, составление анализа произведения, высказывание собственного мнения к героям произведения в целом.

Дети  на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных  задач.

Таким образом, я считаю, что правильное использование системно- деятельностного подхода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 Сегодня каждый учитель должен использовать системно-деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация системно-деятельностного подхода как основа перехода начальной школы на ФГОС «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци).

Слайд 2

Системно- деятельностный подход Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным.

Слайд 3

Цель деятельностного подхода воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Он ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Главное средство субъекта- умение учиться , т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития

Слайд 4

обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Системно – деятельностный подход

Слайд 5

Системно-деятельностный подход Каждое занятие должно заканчиваться организацией рефлексии в действенной форме, когда каждый ученик отследит свое продвижение, свой субъективный опыт. И не только, что я усвоил, а какими действиями я овладел, что у меня хорошо получается, а что мне трудно, что мне понравилось, а с чем я не согласен. Должно быть организовано три типа рефлексивных действий (на личность, на деятельность и на мыслительный акт). Это обеспечит школьнику развитие субъектности и возможность освоить универсальные учебные действия.

Слайд 6

Структура урока в рамках системно- деятельностного подхода Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Включение нового знания в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности (итог урока).

Слайд 7

Учитель чётко и точно формулирует задания. Не даёт новые знания в готовом виде. Не повторяет задания два раза. Не комментирует ответы и не исправляет их, предлагая это сделать ученикам. Не повторяет то, что уже сказали ученики. Предугадывает затруднения и меняет по ходу урока задания, если дети не смогли его выполнить с первого раза. Подбирает комплексные задания.

Слайд 8

Уильям Артур Уорд, американский писатель «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Слайд 9

Реализация системно-деятельностного подхода как основа перехода начальной школы на ФГОС Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....