Доклад на тему: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка на тему

Доклад на тему:

 

«Целеполагание 

как этап современного урока

в условиях реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Южный

Доклад на тему:

«Целеполагание  

как этап современного урока

в условиях реализации ФГОС»

Выполнила:

учитель начальных классов

 первой категории

Махно Н.И.

2014

  За последние десятилетия в обществе произошли огромные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Для успешного существования в современном быстро меняющемся мире человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. По замыслу авторов ФГ стандарта помощь в развитии этих качеств личности может оказать формирование регулятивных универсальных учебных действий(далее УУД). Как известно, к регулятивным УУД относят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию.  

Подробнее рассмотрим целеполагание.

Слайд 1

Итак, что же такое целеполагание?

Целеполагание - это постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность.

  Каковы же приемы формирования навыков целеполагания у обучающихся?

Вот некоторые приемы целеполагания которые я использую.

Слайд 2

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

В первом случае преподаватель может назвать тему урока и предложить обучающимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется выявление цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

2. Работа над понятием.

 При использовании второго приёма обучающимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

При использовании следующего приёма на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4. Создание проблемных ситуаций

И в последнем из приведённых мной приёмов для того чтобы обучающийся сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо подвести к ситуации, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как личная.

Бесспорно – все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые  считаю наиболее приемлемыми. Необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!» 

 

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Обучающийся реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ребёнок – участник, активный деятель, каждый чувствует себя создателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат . Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у обучающихся. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В современном уроке целеполагание проходит через всё учебное занятие. «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: - понятны, осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); - инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); - диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

В конце каждого этапа урока проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.

Рассмотрим подробнее приемы формирования действий целеполагания на примере фрагмента урока окружающего мира по теме «Кто такие звери?»  (1 класс).

  В начале урока обучающимся предлагается определить то, что уже известно (на предыдущих уроках изучены темы «Кто такие птицы?», «Кто такие рыбы?»)  и то, о чем речь еще не шла («Кто такие звери?»).

Слайд 3

Предложенные иллюстрации, на которых изображены птицы,  рыбы, звери, необходимо разделить на группы: знаем (помещаем под знак «+») и не знаем (помещаем под знак «-»). Под знак «+» помещаются рыбы, птицы, под знак «-» помещаются звери.

Далее задаю вопросы: «На что вы опирались, выполняя задание? (Знаем существенные признаки птиц,  рыб). Почему зверей поместили в группу неизвестного материала? (Не знаем существенные признаки группы «Звери»). Какие цели  мы себе поставим?». Обучающиеся предполагают, что речь пойдет о существенных признаках зверей. Формулируют цели урока: узнать, какие животные относятся к группе «Звери», какие у зверей существенные признаки. Ответы на подобные вопросы обеспечивают понимание цели урока. Проблема возникла  при определении кто  такой зверь? Ребята понимают, что их запас  знаний не позволяет ответить на поставленный вопрос: мнения разделились. Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце урока после открытия новых знаний.

На данном этапе урока я  опиралась  на :

—  личный жизненный опыт обучающихся;

— использование  занимательного игрового материала;

— создание  проблемной ситуации в процессе целеполагания;

Таким образом, было представлено, как на уроке окружающего мира можно формировать такой вид регулятивных УУД как целеполагание.

Я считаю, что именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Спасибо за внимание.

Источники информации

  1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
  2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
  3. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
  4. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
  5. http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
  6. http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников

Использованная литература

  1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с. 
  2. Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с. 
  3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"

Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.  В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...

«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед »    Евгений Доманский...

Доклад "Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС".

В материале даны новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, которые требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и начальной школы, построении новой модели выпускн...

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"- доклад для выступления на педсовете

Материал в помощь учителям для выступления на МО, педсоветах по теме "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"....

Доклад по теме" Система самоконтроля и взаимоконтроля в условиях реализации ФГОС"

Доклад по теме" Система  самоконтроля и взаимоконтроля в условиях реализации ФГОС"...

Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...