«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»
статья на тему

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

 тот и получает преимущества в движении вперед »    

Евгений Доманский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya.doc134 КБ
Файл refleksiya_pptminimizer.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление  по теме «Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС» 

учителя начальных классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ №15 VII вида Русиновой Ольги  Александровны

на семинаре-практикуме

«Реализация деятельностного подхода на уроке в коррекционной школе»

Как построить современный урок?

         Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание, вело за собой развитие? 

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения.

Характеризуя ключевые слова в деятельностном подходе в системе начального образования, назовем следующие:     искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Рассматривая примерную структуру каждого типа урока по ФГОС  мы увидим, что, обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии .

          В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическая функция – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

  • проектировочная – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

  • организаторская – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

  • коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

  • смыслотворческая – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационная – определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционная - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Классифицировать рефлексию можно :

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация приёмов

Приемы организации рефлексии на уроке

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить данную рефлексию в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)

Например  рефлексия

1. «Смайлики. » в электронном виде. На слайде мы видим  изображение трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. Детям предлагается выбрать лицо, которое подходит к его настроению.

По аналогии можно использовать и другие изображения

Например

«Снеговики».  В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то выбирайте весёлого снеговика , если не понравилось, - грустного».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то выбираю листочек  красного цвета, если нет, зелёного.

3. « Солнышко и тучка». Учитель предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

показ

4. «Времена года»

Учащимся предлагаются картины с изображением зимы, весны, лета и осени. Зима  проникнута холодом, морозом; гроза весной – тревогой, испугом; осенний дождь - печальным настроением; лето - радостью, весельем. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. Для оценки эмоционального состояния можно предложить учащимся ответить на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

Следующий вид рефлексии

Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 

Я использую следующие приёмы

  1. Рефлексия «Незаконченное предложение".

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

След. Рефлексия  в электронном виде детям предлагается определить "Каким был урок?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

Как вариант школьникам можно предложить небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 

В конце урока можно использовать

  1. Рефлексия "Благодарю…".

учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

  1. Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

           Рефлексию

5. «Оценочная лесенка» использую в электронном и печатном варианте

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка на той ступеньке, на которую поставили бы себя

На ступеньках  записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

показ

8. «Мишень» в печатном варианте

показ

11. Следующий приём «10 баллов»

Детям выдаётся карточка и предлагается

оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

        

Следующий приём

12. «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Можно использовать приём

13. «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

        Следующий вид рефлексии

Рефлексия содержания учебного предмета используется для выявления уровня осознания содержания пройденного

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

2. «Волшебный мешочек, шкатулка» «Корзина идей»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Перечислять  приёмы рефлексии можно бесконечно, но в заключении мне хотелось бы сказать, что , рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

 тот и получает преимущества в движении вперед »     

Евгений Доманский 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС « Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский

Слайд 2

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию .

Слайд 3

Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 4

искать думать с отрудничать приниматься за дело адаптироваться Ключевые слова в деятельностном подходе

Слайд 5

1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) . 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 6

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Слайд 7

5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия )

Слайд 8

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка) Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. ( Современный словарь иностранных слов) В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Слайд 9

Функции рефлексии диагностическая проектировочная организаторская коммуникативная смыслотворческая мотивационная коррекционная

Слайд 10

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека Самостоятельность Предприимчивость Конкурентоспособность

Слайд 11

Классификация рефлексии: 1) По содержанию: устная и письменная. 2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. 3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

Слайд 12

Приемы организации рефлексии на уроке

Слайд 13

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 14

«Смайлики»

Слайд 15

«Настроение»

Слайд 16

«Дерево чувств»

Слайд 18

Рефлексия деятельности

Слайд 19

Незаконченное предложение «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал……………….» «Я похвалил бы себя………………………………………..» «Особенно мне понравилось………………………………» «После урока мне захотелось…………………………….» «Я мечтаю о ………………………………………………» «Сегодня мне удалось………………………………………» «Я сумел……………………………………………………….» «Было интересно……………………………………………» «Я понял, что………………………………………………» «Теперь я могу………………………………………………» «Я научился………………………………………………….»

Слайд 20

НЕОБЫЧНЫММ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ИНТЕРЕСНЫМ СКУЧНЫМ НЕИНТЕРЕСНЫМ Каким был урок?

Слайд 21

Анкета 1. На уроке я работал активно пассивно 2. Своей работай на уроке я доволен не доволен 3. Урок для меня показался коротким длинным 4.За урок я не устал устал 5. Моё настроение стало лучше стало хуже 6.Материал урока мне был понятен не понятен полезен бесполезен интересен скучен лёгким трудным

Слайд 22

«Плюс – минус – интересно» «Плюс» (записывается всё, что понравилось на уроке) «Минус» (записывается всё, что не понравилось на уроке) «Интересно» (записывают любопытные факты, о которых узнали на уроке)

Слайд 23

Да, трудно все-таки учиться! Еще придется потрудиться. Урок полезен, все понятно.

Слайд 24

«10 баллов»

Слайд 25

Для меня сегодняшний урок … Урок Я на уроке Итог Интересно Работал 1. Понял материал 2.Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал 3.Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Слайд 26

Рефлексия содержания учебного предмета

Слайд 27

Минутка чистописания Словарная работа «Поезд» Изучение нового материала Физкультминутка Закрепление

Слайд 28

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека Самостоятельность Предприимчивость Конкурентоспособность

Слайд 29

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...

Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время яв...