Методы воспитания одарённого ребёнка
статья по теме

Вершинина Наталья Викторовна

В данной статье учитель раскрывает пути, которыми можно воспользоваться в воспитании одарённого ребёнка. Приведены примеры, как определить направленность одарённости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы воспитания одарённого ребёнка.

Метод — путь к чему-либо. Под методом воспитания обычно понимают инструмент, позволяющий добиваться необходимых результатов. Методы воспитания — пути, по которым мы можем идти к нашим целям. Итак, какими путями мы можем воспользоваться?

Подавать пример. Общаясь с ребенком, вы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример — один из ведущих методов воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Предметно-пространственная среда. Очень важно создать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Каждый из нас в своем доме создает определенное предметно-пространственное окружение, определяемое стилем жизни. Эта предметно-пространственная среда, как и сам стиль вашего поведения, могут либо содействовать, либо препятствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей. Именно посредством этой среды мы продолжаем воспитывать детей в то время, когда занимаемся другими делами или находимся за пределами дома.

Заражать детей своей любовью к творчеству. Мало быть творческим человеком самому, мало создать дома обстановку творчества, надо неустанно заботиться о том, чтобы увлечь этим ребенка, сделать творчество его внутренней потребностью.

Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно, «умный меняет свое мнение, глупый — никогда». Есть хорошее человеческое качество — упорство, но, достигая крайнего предела, оно превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще «да!». Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании. Но давайте задумаемся: всегда ли оправданы те запреты, которые мы ставим ребенку? Проанализируйте свое поведение и найдете много таких ограничений, которые не только не содержат пользы, а напротив, приносят вред.

Демократичный стиль общения. Коллегиальный, демократичный стиль общения с ребенком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправданно строгий, авторитарный стиль общения хорош для воспитания сознательной дисциплины, необходимой послушному исполнителю.

Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Подражательность — основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, именно поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ребенком, надо постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к некритическому копированию, конформизму.

Всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия — основные черты творческого поведения. Без этого нет и не может быть творческой личности.

Предлагайте ребенку такой материал, с которым вам самому нравится работать. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как рыба в воде. Старайтесь держаться ближе к этой области. Это важно для того, чтобы ребенок видел, чувствовал вашу настоящую, искреннюю увлеченность.

Не бойтесь неожиданных вопросов. Всем известно — дети большие специалисты по части задавания вопросов. В том числе и глупых с нашей взрослой точки зрения, а потому нас раздражающих. Одаренный ребенок и это делает одаренно, его вопросы еще более неожиданны, странны, смелы, а может быть, даже «безумны». Их не только не следует бояться, но, напротив, надо всячески стимулировать. Детский вопрос — свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос — не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир.

О проявлении и формировании специальных способностей

Перечисленные свойства могут рассматриваться как программа развития. Выделим те из них, что относятся к специальным способностям. Они могут стать ориентирами в нашей педагогической работе.

Изобразительно-художественная одаренность

  • В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  • Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
  • Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  • Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  • Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  • Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

Музыкальная одаренность

  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  • Чутко реагирует на характер и настроение музыки.    
  • Хорошо поет.
  • В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Любит музыкальные записи.
  • Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.      
  • Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная  одаренность

  • Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  • Может легко построить рассказ, начиная от завязки
    сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  • Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться
    выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  • Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  • Умеет передавать в рассказах такие летали, которые
    важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  • Склонен фантазировать, старается добавить что-то
    новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже
    знакомом и известном всем.
  • Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо,
    передает их характер, чувства, настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье" раздаётся индивидуально каждому родителю на родительском собрании....

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье".

Анкета для родителей детей начальных классов "Стили и методы воспитания ребёнка в семье" и анализ результатов теста....

Анкета "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкета "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"...

Диагностика Стили и методы воспитания ребёнка в семье

Материал к родительскому собранию....