Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
статья (1,2,3,4 класс) на тему

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, являются одним из главных направлений работы ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Vystuplenie_na_temu_Detskaya_odaryonnost.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

                                                              Макарова Т.Н.,

                                                                     учитель начальных

                                                  классов

                                                                       Ι квалификационная

                                                       категория.

Архангельск

 2009


   Презентация

    Одарённые дети – наше достояние.

    Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей,  являются  одним из главных направлений работы ОУ. 

    Дадим определение таким понятиям как «одарённость» и «одарённый ребёнок».

    Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Какого же ребёнка следует считать одарённым?

    Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    К личностным характеристикам одарённых детей относят:

  • высокие интеллектуальные способности;
  • высокие творческие способности;
  • способность к быстрому усвоению материала и отличную память;
  • любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
  • высокую личностную ответственность;
  • самостоятельность суждений;
  • позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.

    Существует и «рабочее» определение одарённых детей, на которое мы с вами все и опираемся.  К  группе  одарённых  детей   могут   быть  отнесены   обучающиеся, которые:      1. имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  1. имеют активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  2. испытывают радость от умственного труда.

    В дополнение к этому определению можно отметить, что для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Каковы же основные виды  одарённости? В зависимости от вида деятельности могут быть выделены следующие виды одарённости:

  1. Одарённость в практической деятельности (спортивная, организационная, одарённость в ремёслах…).
  2. В познавательной деятельности (интеллектуальная одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности. Одарённость в области естественных и гуманитарных наук, математических наук, интеллектуальных игр…).
  3. В художественно-эстетической деятельности (музыкальная, литературно- поэтическая, изобразительная, хореографическая…).
  4. В коммуникативной деятельности (лидерская…).
  5. В духовно-ценностной деятельности (одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

    Успешность работы с одарёнными учащимися в среднем и старшем звене во многом зависит от того, какая работа проводилась  с  этой  категорией  детей в  начальной  школе.

    Отличительным критерием одарённости ребёнка является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда. Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование личности, развитие её способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

     1. Потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

     2. Развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст);

     3.(высший уровень) Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

    Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одарёнными детьми в начальных классах.

Цели:

  • развитие общих способностей ребёнка как основы всех специальных способностей (т.к. можно развивать природные задатки способностей в определённый благоприятный возрастной период);
  • развитие интеллекта ребёнка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

          Задачи:

  • выявление одарённых детей из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности;
  • формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.д.);
  • воспитание навыков общения, т.к. для одарённого ребёнка умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;
  • обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника;
  • забота о сохранении здоровья (соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточная физическая активность);   организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и обеспечивающей возможность её удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
  • реализация стратегии  ускорения обучения одарённых детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс;
  • организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся.

    Методы и формы работы с одарёнными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в тоже время отличаться определённым своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы.

    Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и  внеурочные. Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок.

    Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое применение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

    Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приёмов. Применительно к обучению интеллектуально одарённых учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, проектные, поисковые, эвристические, исследовательские – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

    Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одарённых учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Все формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

Особенности взаимоотношений одарённых детей в семье

Тема одаренности и ее развития в последнее время стала очень популярна как среди психологов и педагогов, так и среди родителей.   В последние десятилетия в нашей стране все чаще уделяю...

Особенности воспитания одарённых детей.

Речь идёт о воспитании детей с особенным развитием и даже иным восприятием окружающего мира. Как можно помочь одарённому ребёнку раскрыть свой талант и развивать в нужном русле....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»...

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка....