Использование активных форм и методов обучения как средство формирования сознательного отношения обучающихся к процессу обучения на уроках математики
статья на тему

Статья по использованию активных форм и методов обучения на уроках математики в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных форм и методов обучения как средство формирования сознательного отношения обучающихся к процессу обучения на уроках математики

Использованию активных методов обучения младших школьников в обучении на уроках математики отводится особая роль. Именно на первой ступени обучения закладывается фундамент математических знаний и представлений, развивается учебно-познавательный интерес, стимулирующий познавательную активность младших школьников, формируются общие учебные навыки, позволяющие повысить уровень подготовки по математике младших школьников.  

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности, в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на обучающихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить обучающихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

На уроках математики  можно использовать различные дидактические игры:

  • Игра «Молчанка»

Учитель показывает указкой на пустые клетки. Дети молча поднимают карточки с ответами.

  • Игра «Ромашка»

Из 100 вычтите по очереди данные числа: ….

  • Расшифруйте ребусы

057 СОТПИ 100 ЛЕТ3 БУНА

  • Игра «Найди число»

Узнай, какие числа закрыты:

∙  = 1014 :  = 7

∙  = 916 :  = 2

∙  = 2025 :  = 5

  • Расшифруйте название сказки:

М 52 + 8Я 63 + 7Р 14 + 6

В 25 + 5Д 63 + 27Е 14 + 26

Т 25 + 25И 24 + 56

ключ:

50        20        80                60        40        90        30        40        90        70

  • Игра «Лабиринт»

Пройди до центра лабиринта, чтобы в результате получилось число 100.

  • Игра «Поймайте рыбок»

Чтобы поймать рыбок, вычисли примеры:

  • Беседы с элементами сказки на уроках математики

(Фрагменты уроков с использованием бесед с элементами сказки)

Учитель. Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся в путешествие по сказкам на ковре-самолёте в сказочное Математическое королевство. Для этого мы должны сказать волшебные слова: крабле-крибли-бумс.

Смотрите, наш ковёр-самолёт пролетает над лесом. Кто же это идёт по тропинке?

Дети. Винни-Пух и Пятачок.

Учитель. Из какой он сказки?

Дети. Из сказки о приключениях Винни-Пуха.

Учитель. А куда они идут?

Дети. В гости к Кролику.

Учитель. Но почему он их не угощает? Ах, вот в чём дело. Оказывается, у него кончился пирог. Чтобы его купить, нужно сходить к Сове. Но она продаст пирог, если Пятачок и Винни-Пух выполнят все задания. Давайте, ребята, мы им поможем.

Ребята соглашаются помочь сказочным героям и решают различные математические задания.

На уроке закрепления пройденного материала учитель объявляет тему урока в следующей форме:

Учитель. Ребята, все вы, наверное, знаете замечательное произведение Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях. Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать примеры, задачи, как вы знаете состав чисел, а значит, будут нужны ваши дружба и внимательность.

Учитель. Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И вы, ребята.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Устный счёт:

Учитель. Больных у доктора Айболита всегда много. А как вы думаете, попадут ли они на приём, если будут стоять в таком порядке?

Ученики. Нет, не попадут. Числа 3 и 8 стоят не на своих местах.

Учитель. Назовите правильный порядок данных чисел.

Несколько учеников по очереди правильно проговаривают порядок чисел от 0 до 10.

  • Упражнения на различение и выделение предметов и групп предметов:
  • Покажите все круги, кроме жёлтого.
  • Покажите все фигуры.
  • Покажите круг.
  • Покажите все фигуры без круга.
  • Покажите морковки, огурцы.
  • Покажите все овощи вместе.
  • Нарисуйте в тетради 5 кругов, закрасьте 3 круга зелёным карандашом.
  • Покажите остальные круги, сосчитайте их.
  • Положите перед собой все белые палочки, уберите 3 из них.
  • Покажите палочки, которые остались.

  • Математическое домино 

Оно состоит из 12–30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.

Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединенных вместе в “книжку”, куда вставляются карточки с ответом. У каждого обучающегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, дети находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.

При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Обучающиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие ученики пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса школьников лично учителем не проводится – всё это делается вместе с обучающимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.

Дидактические игры заметно повышают на уроке познавательный интерес обучающихся. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра “в небылицы”, которую можно проводить одновременно со всем классом.

Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям обучающихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра “Да”–“Нет”. Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ “да” или “нет”. Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием обучающихся.

Важно будоражить ребят заставить их думать. Обучающиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

В проведение уроков включаются технические диктанты. “Мозговые атаки”, “аукционы идей”, уроки – конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.

Урок - “Что? Где? Когда?”

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
  3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ. Выбираются орбиты.
  4. Игра “Что? Где? Когда?”
  5. Подведение итогов.
  6. Заключительное слово учителя.

Урок – деловая игра

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2–3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.

Урок – экскурсия

Или заочное путешествие (может очное).

План проведения.

  1. Сообщение темы.
  2. Вступительное слово ведущего.
  3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод-ученик, учитель, родитель, шеф и др.
  4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
  5. Подарки и сувениры на память (готовить заранее).

Урок - КВН

  1. Приветствие команд (домашнее задание).
  2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
  3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).
  4. Выполнение по 3–4 задания членами команды у доски.
  5. Задания капитанам команд (по карточкам).
  6. Подведение итогов.

Урок “за круглым столом”

Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает обучающимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

Урок - семинар

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара учитель подводит итог урока и нацеливает детей на подготовку к уроку-зачету по данной теме.

Урок–зачет

Проводить его можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами – свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему обучающиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки–задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.

Таким образом, целесообразное применение активных форм и методов на уроках математики  стимулирует, активизирует деятельность школьников, формирует сознательное отношение к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС

«Надо применять разнообразные методы и находить новые.  Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество»....

Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС

«Надо применять разнообразные методы и находить новые.  Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество»....

Доклад на тему: «Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Активные формы и методы обучения  как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»...

«Формирование сознательного отношения обучающихся к учебному процессу на уроках музыки во 2-4 классах».

Наше время с огромным объёмом информации, является очень сложным, чтобы мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать её в процес...