Главные вкладки

    Доклад на тему: «Отличие стандартов нового поколения».
    статья на тему

    Макарова Любовь Викторовна

    Все школы перешли на стандарты 2 поколения, но штобы по ним работать, надо знать их отличие от старых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_otlichie_novyh_standartov.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

      Доклад на тему:

         «Отличие стандартов нового поколения».

                                                                                                    Подготовила учитель  

                                                                                                   начальных классов              

                                                                                                       Макарова Л.В.

                                         2014-2015 уч.год

           Одно из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа» - это переход на новые стандарты.

       ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) В 2009 г. были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

             Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

            Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

            Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

      Чем стандарт второго поколения принципиально отличается от предыдущего?

          Первое отличие.

          Стандарты первого поколения (2004 г.) содержали жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся – предметом усвоения.  

           В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием младших школьников:

    1) признание самоценности возраста в процессе личностного становления и психофизического развития ребенка;

    2) признание важности первой ступени для всего последующего образования как этапа в жизни ребенка, связанного с освоением новой социальной позиции и новой социальной роли ученика, с формированием основ умения учиться, со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения;

    3) учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями (для них будут установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты);

    4)планируемые результаты рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся;

    5) в основу реализации основной образовательной программы положен системно-деятельностный подход, который предполагает смену модели построения образовательного процесса: необходимо перейти от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?».

          Второе отличие– новое содержание.

          Любой стандарт – это система требований к чему-либо. Государственный стандарт общего образования (2004 г.) содержал нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.

           ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и включает в себя требования к результатам, к структуре и к условиям реализации основной образовательной программы.

          Третье отличие.

           Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания.

            Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

          В государственном образовательном стандарте 2004 года внеклассная работа вообще не была зафиксирована. В соответствии с новым стандартом результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят в том числе и от эффективности внеклассной работы. Внеурочная деятельность – один из основных разделов ФГОСа и является обязательной. Новым стандартом задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

         Четвертое отличие.

          Качество освоения стандарта 2004 года  измерялось только освоением предметных результатов (знать-уметь). Специфика требований к результатам стандарта нового поколения представляет три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. Причем оценка была регламентирована Письмом  Минобразования от 19.11. 1998 года «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и

     и представляла собой 5-бальную систему оценивания. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

       -оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования;

       -оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;

       -оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы. 

           Система оценки. Основные особенности:

    1.критерии достижения – планируемые результаты;

    2.оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

    3.оценка способности решать учебно-практические задачи;

    4.сочетание внутренней и внешней оценки

    5.комплексный подход: использование

    6.стандартизированных работ (устных, письменных);

    7.нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

    8.уровневый подход  в инструментарии, в представлении результатов;

    9.накопительная система оценки индивидуальных достижений;

    10.использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;

    11.интерпретация результатов на основе контекстной информации

     

     

             Пятое  отличие стандартов – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.


           
    Шестое отличие заключается в том, что стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

            Школьные стандарты ставят новые стандарты перед семьёй. Что касается участия семьи в формировании требований, то этот вопрос стал очень серьезным. Задача школы - построить свою работу и работу семьи таким образом, чтобы достичь максимального результата для ребенка.

             Произошли изменения к основным подходам к форме представления требований к освоению основных образовательных программ (предметные результаты). Традиционно цели обучения и требования к его результатам определяются через знания и умения.  По ФГОС цели обучения задаются через описание видов деятельности, умений, которые должны быть усвоены обучаемыми. Умения понимаются разработчиками стандартов 2 поколения обобщенно, как способность выполнять любую деятельность, решать любые задачи, т.е. не только практические, но и исследовательские, не только частно-предметные, но и общеучебные, не только типовые, но и творческие.

             В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

    -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

    -проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

    -активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

    -построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .

    Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные, которые должны быть отражены в рабочих программах по каждому предмету.

    Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

    Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

              УУД - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

              В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
    • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
    «Здоровье – это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

            Таким образом, можно обобщить и озвучить отличительные особенности ФГОС:

    •в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход,предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий;

    •основная цель-развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира;

    •инновационный характер в структуре стандартов –это требование к условиям осуществления образования;

    •изменения в учебных планах;

    •изменение в требованиях к результатам;

    •изменения в учебных программах по предметам;

    •изменения в образовательных технологиях;

    •изменение в ценностных ориентирах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"

    Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....

    Доклад на педагогический педсовет "Стандарты нового поколения"

    «В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педаг...

    Доклад: "Требования к результатам начального образования в рамках стандарта нового поколения"

    Участие в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Новые требования к результатам начального образования. Этапы усвоения обязательного программного материала...

    Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.

    Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...

    Отличия стандартов нового поколения

    В данной работе проанализированны отличительные особенности ФГОС от ГОС....

    Стандарты нового поколения. Отбор методов, средств, технологий в соответствии новым ФГОС.

    Типы уроков по ФГОС.Системно-деятельностный подход.Технологическая карта.Активные методы обучения....