Доклад: "Требования к результатам начального образования в рамках стандарта нового поколения"
статья по теме

Тюренкова Татьяна Викторовна

Участие в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Новые требования к результатам начального образования. Этапы усвоения обязательного программного материала.

Диагностический анализ. Оценка процесса адаптации. Использование оценочных листов «Моё продвижение в учёбе» Итоговое оценивание школьника за  год. Рекомендации

по использованию листов (вкладышей)  портфолио младшего школьника. Важный аспект апробации ФГОС – активная работа с родительской общественностью. Проектная  деятельность и ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_nach._kl.vnedrenie_fgos.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Гимназия с. Ивантеевка»

Требования к результатам

начального образования в рамках стандарта нового поколения

                                                                                       Учитель: Тюренкова Т.В

2012г

               МОУ «Гимназия с. Ивантеевка » с 2010 года участвует в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.                        

          Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования, следовательно необходимым  условием  является изучение результатов усвоения обязательного программного материала и это должно проходить  поэтапно:

             I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в конкретном классе;

            II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной (или стартовой)  диагностики;

           III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

             

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

         

В начале сентября проводится  мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью является оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводится через:

  1. анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
  2. восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком );
  3. восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

         

  Стартовые  диагностики  направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные используют  для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении.

Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.

           Для совершенствования навыков и умений по предметам на каждого учащегося заводятся оценочные листы «Моё продвижение в учёбе».

В течение года учитель  и сами учащимися вносят данные об успехах и продвижении по лесенке успешности.

     Для фиксирования достижений  младших школьников в освоении приобретённых   умений и навыков  по основным предметам  заводится  на каждого учащегося папка под названием    «Лист индивидуальных достижений».    По мере изучения учебного материала с учащимися проводятся диагностики . Таким образом, учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретают навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения.            

В конце учебного года  проводится  комплексная проверочная работа за 1 класс (по контрольно-измерительным материалам ФГОС).

            Материалы, процедура, итоги контрольной комплексной итоговой  работы  анализируются и   доводятся  до сведения родителей.

            Итоговое оценивание школьника за  год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Всеми учащимися  экспериментального класса заведены «Портфолио».

( Данный портфолио утверждён на методическом объединении учителей начальных классов)

Рекомендации

по использованию листов (вкладышей)  портфолио младшего школьника.

Цель: мотивация личностного развития младшего школьника.

Задачи:

  1. организовать практику детей:
  1. по самопознанию;
  2. по рассматриванию, анализу, оцениванию  результатов своей деятельности;
  3. по сопоставлению, соотнесению своих  результатов с предыдущими;
  1. акцентировать внимание детей на динамике своего индивидуального роста.

Данный вариант портфолио представляется следующими разделами:

Титульный лист

Содержит основную информацию об ученике, его фото.

Раздел «Обо мне»

Здесь ученики работают с тестами, которые позволяют им проанализировать свои личностные качества, получить рекомендации по работе над собой.

Раздел «Моя гимназия»

Здесь ученики работают с информацией, связанной с их жизнью в школе, учёбой. Очень важный, рефлексивный момент в этом и других разделах  - это оценочные листы. Они позволяют наглядно продемонстрировать ребёнку свои успехи, сопоставить их с предыдущими, увидеть своё продвижение. Баллы в оценочном листе «Моё продвижение в учёбе»  могут быть определены исходя из среднего показателя успеваемости ученика.

Раздел «Мои достижения»

Здесь дети работают с информацией, связанной с их участием в различных мероприятиях, по результатам этого участия отслеживают своё продвижение в достижениях, работая с оценочным листом «На лестнице достижений» В этом разделе дети могут вкладывать свои грамоты, дипломы.

Раздел «Моё творчество»

Здесь дети работают с информацией, связанной с их творческой деятельностью, отслеживают в данной сфере своё продвижение, вкладывают творческие работы, которыми они гордятся.

Раздел «Отзывы»

Здесь  учащиеся отслеживают те положительные качества, которые они сумели сформировать у себя. В данном разделе прикладываются отзывы об учащемся  от педагогов, родителей.

Учащимся предлагается работать с данными листами на классных часах или во внеурочное время. При такой работе очень важно не допустить потери веры ребёнка в себя, в свои силы. Учителю необходимо всячески поощрять активность школьников, отмечая успехи каждого ребёнка, используя похвалу, словесное одобрение.

 К концу  года собранный  накопительный материал можно представить в виде  презентаций «Моё Портфолио», участниками которых станут ученики, их родители, учителя. Такой вид совместной работы помогает детям свободно общаться, лучше изучать друг друга, видеть результаты своего собственного труда.

         

                    Важный аспект апробации ФГОС – активная работа с родительской общественностью.

Для своевременного и полноценного информирования родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения целесообразно проведение «Родительского лектория». Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической культуры – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. График проведения на первом занятии сообщается родителям для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей школы и режима работы родителей эти встречи могут проходить ежемесячно, в одни и те же дни недели и в одни и те же часы.

Но даже при заранее объявленном времени тематических занятий кто-то из родителей не сможет прийти по причине болезни или неожиданных служебных обстоятельств. В связи с этим целесообразно для этих родителей продублировать изложенную информацию,  хотя бы в тезисном изложении, и разместить ее на школьном сайте или издать в виде небольшой брошюры. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного взаимодействия в период внедрения стандартов второго поколения.

        Программа рассчитана на 9 занятий, раскрывающих основные направления внедрения стандартов нового поколения. Каждая тема лектория сопровождается примерным планом, методическими материалами, литературой и Интернет-ресурсами. Кроме того, предлагается перечень коллекции электронных образовательных ресурсов и образовательных порталов, материалы которых могут быть использованы на любом занятии. Для того чтобы взаимодействие с родителями было максимально эффективным, необходимо определить оптимальное время проведения лектория (предположительно не более 1 часа). Целесообразно начинать занятие с небольшой разминки (интерактивных упражнений, теста, игры и т.п.) и заканчивать рефлексией (обсуждением новой информации и обменом впечатлениями).

В заключение необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребенка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.

      Проектная  деятельность и ФГОС.

Для чего в начальной школе организуется проектная деятельность? Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. От нашей с вами позиции (от позиции семьи, школы) зависит очень многое.

Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, рекомендуется непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьника, способствует развитию всех сторон личности – прежде всего, трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет – оказывает влияние на познавательную сферу. Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.

В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:

умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;

исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;

информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях;

технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описанию технологии, алгоритма, иметь установки,  не позволяющие нарушать технологию деятельности;

коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации, общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы,  представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;

презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации;

рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле. 

 Участие школьников в проектной деятельности  позволяет погрузить ребенка в атмосферу, требующую рассуждать, грамотно излагать свои мысли, применять все имеющиеся у него знания на практике. Если школьник мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.