Современный урок в рамках стандарта нового поколения.
презентация к уроку на тему

Маслова Наталья Анатольевна

Современный урок в рамках стандарта нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2014.doc56 КБ
Файл sovremennyy_urok_1_-_kopiya.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в рамках стандарта нового поколения.

Слайд 1

Современный урок в рамках стандарта нового поколения.

Слайд 2

  «Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 -резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-у многих детей наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

           В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  

Слайд 3

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Это отражается в основных положениях, представленных в ФГОС. Стандарт вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе. Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Слайд 4

Особое место в современном образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативных, регулятивных, личностных и познавательных. У современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной деятельности.    

Слайд 5

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока. 

  • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
  • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Слайд 6

Рассмотрим ресурсы современного урока.  Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученики, родители. Методические ресурсы включают в себя технологии, содержание, формы, методы, приёмы обучения.      

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, исследования, ИКТ, портфолио, сотрудничество, проблемно-диалогические, здоровьесберегающие технологии, модульное обучение, оценивание образовательных достижений.

Слайд 7

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться, применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры  урока.

Слайд 8

Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; системно-деятельностный подход; использование образовательных технологий.

Слайд 9

Структура урока в начальных классах

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Постановка цели

III этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

IV этап. Поисково-исследовательская деятельность.

V этап.  Выполнение упражнений

VI этап. Коллективная оценка итогов урока. Рефлексия деятельности.

Слайд 10

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 
1. Урок изучения нового.  
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 
2. Урок закрепления знаний.
 
 
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 
3. Урок комплексного применения знаний.
 
 
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 
4. Урок обобщения и систематизации знаний. 
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов, методов и технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Слайд 11

Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности: предметно-методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую, в области валеологии образовательного процесса, в сфере трансляции собственного опыта.

Но особенно значимы для учителя две компетентности:

- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса;

- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования и проведения урока.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

Слайд 12

   Урок – это развитие способностей человека, среди которых существенными для современного человека выступают такие, как быть мыслящим, моральным, творческим субъектом.

   Урок – взаимодействие «человек – человек», разворачивающееся широко в плане непосредственном и опосредованно, через изучение достижений человечества.

   Урок – это поиск истины в процессе изучения фактов и явлений жизни, закономерностей и оснований человеческой жизни, обретение личностных смыслов.

Слайд 13

Спасибо за внимание! Творческих успехов!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в рамках стандарта нового поколения Маслова Наталья Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 г.Бирска

Слайд 2

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи

Слайд 3

Школа становится не столько источником информации , сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний .

Слайд 4

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые в начальной школе КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 5

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Слайд 6

Ресурсы современного урока Ч еловеческие – ученики, учитель, родители М етодические – содержание, формы, методы, приемы, средства Т ехнологические – проектная деятельность, исследования, икт, портфолио, сотрудничество, проблемно-диалогические, здоровьесберегающие технологии, модульное обучение, оценивание образовательных достижений

Слайд 7

Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока

Слайд 8

Характеристика современного урока Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Системно- деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно-ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт

Слайд 9

I этап. Организация класса ( орг.момент ) II этап. Постановка цели III этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение ) IV этап. Поисково-исслед овательская деятельность . V этап. Выполнение упражнений. VI этап. Коллективная оценка итогов урока. Рефлексия деятельности. Структура урока в начальных классах

Слайд 10

Основные типы уроков 1. Урок изучения нового . 2. Урок закрепления знаний . 3. Урок комплексного применения знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия , исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний . Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний . Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 11

Компетентности педагога в свете ФГОС НОО К омпетентность , связанная с областью управления системой «учитель-ученик ». Компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса.

Слайд 14

С-38 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Требования к результатам начального образования в рамках стандарта нового поколения"

Участие в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Новые требования к результатам начального образования. Этапы усвоения обязательного программного материала...

Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Совр              Соременный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства....

Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...

Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения.

Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения....

Стандарты нового поколения. Отбор методов, средств, технологий в соответствии новым ФГОС.

Типы уроков по ФГОС.Системно-деятельностный подход.Технологическая карта.Активные методы обучения....

Современный урок в свете стандартов второго поколения

Выступила на педсовете в январе 2014 года по теме "Современный урок в свете стандартов второго поколения"....