Современный урок в свете стандартов второго поколения
методическая разработка по теме

Минаева Лариса Петровна

Выступила на педсовете в январе 2014 года по теме "Современный урок в свете стандартов второго поколения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок в свете стандартов второго поколения

Слайд 1. Всем известно, что с 1 сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения. Этот документ является основополагающим для деятельности современного учителя.

Слайд 2. «Новый» ученик «нашей новой школы» значительно отличается от того ученика, каким мы его видели раньше. И главное отличие состоит в том, что меняется роль учителя и ученика в учебном процессе, меняется стиль их взаимодействия.

Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же исполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции.

 Слайд 3. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Слайд 4. Давайте рассмотрим методические принципы современного урока. Одним из таких принципов является субъективизация. Это тогда, когда учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Когда-то педагог наш Ушинский сказал, что процесс обучения двусторонний: учитель – учит, а ученик – учиться. И от равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения.

Следующий принцип – это метапредметность, которая заложена в государственных стандартах второго поколения. Она предполагает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход пародигмы современного обучения заключается в том, что знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность предполагает умение учащегося обмениваться в ходе обучения информацией, взаимодействовать с другими учащимися на уроке.

Рефлексивность заключается в том, что ученик ставится в ситуацию, когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность – (прежде всего этот принцип касается учителя) учитель должен быть готов на уроке к изменению и коррекции своего плана и хода урока в процессе его проведения.

Слайд 5. Отсюда и вытекают и требования к современному уроку, который должен предполагать

1) самостоятельную работу учащихся на всех этапах урока;

2) учитель должен выступать на уроке в роли организатора, а не информатора и руководителя;

3) обязательная рефлексия учащихся на уроке тоже непременное требование;

4) ну и наконец, высокая степень речевой активности учащихся, что и предполагает реализацию принципа коммуникативности.

Слайд 6. В связи с этим, на основании тех технологий, о которых говорилось выше, рассмотрим структурные элементы урока. Прежде всего это мобилизующий этап, который предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока.

Целеполагание заключается в том, что учащиеся должны сами сформулировать цели урока по схеме: что на уроке нужно вспомнить, что они предполагают, могут узнать в связи с тем как формулируется тема и чему они, предполагают, должны научиться на этом уроке.  

На уроке обязательно должен быть момент, в который дети осознают недостаточность имеющихся у них знаний для реализации выполнения заданий учителя, для того, чтобы начать поиск новых знаний.

Коммуникация. Безусловно, что любой вид исследовательской работы, он чаще всего проходит в коллективе и наиболее успешен тогда, когда коллектив исследует проблему, которая оказалась затруднительной для каждого из учащихся.

Взаимопроверка и взаимоконтроль. Они также способствуют реализации принципов коммуникативности современного урока.

Ну и урок должен заканчиваться рефлексией, которая предполагает осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке, чему научился, в каких своих навыках он продвинулся дальше.

Слайд 7.  Сравнительная таблица, которую вы видите на экране, поможет более четко осознать вот то, чем инновационный урок отличается от урока по традиционной методике. И так схема первого момента:

1) Оргмомент заменяется на мобилизующий этап. Проверка домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она не является главным на этом этапе.

2) Далее идет самоопределение учащихся на основе антиципации, т.е. предугадывание того, что они должны сделать на уроке. Обычно это входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил перед учащимися цели урока.

3) Объяснение нового материала в инновационном уроке начинается с момента осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Вот этот момент обязательно должен присутствовать в уроке, который соответствует современным требованиям.

4) Закрепление, как видите, нового остается и в формате инновационного урока.

5) А вот заканчиваться инновационный урок должен непременно рефлексией. Домашнее задание может быть дано до или после него. А вот рефлексия – это обязательный момент современного урока.

Слайд 8. Отсюда вытекают и требования к заданиям на уроке. Они должны быть повышенного уровня сложности, предполагать поисковый характер, быть проблемными для учащихся. Такие задания предполагают необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета, а еще лучше если ученикам потребуются знания, которые они приобрели на разных предметах.

Слайд 9.  Теперь посмотрим, как происходит деятельность ученика самостоятельно на разных этапах урока.

И так мобилизующий этап. Выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, ученик выходит на определение темы урока. Пользуясь опорной схемой ученик формулирует цели урока, создает установку себе самому на их реализацию. Также ученик в ходе выполнения задания данного учителем, актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности в ситуации, с которой он до этого не сталкивался.

Слайд 10. На этапе овладения новыми знаниями ученик сам формулирует задания к упражнению, ему дается только материал упражнений, формулирует он их на основе уже имеющегося у него опыта работы на уроках, как русского языка, так и на других уроках. Дальше ученик выполняет упражнения, комментируя и поясняя все свои действия. И наконец, он формулирует новое правило на основании анализа предложенного учителем материала.

Слайд 11. На этапе рефлексии ученик должен вспомнить весь ход урока, проанализировать свою деятельность или деятельность товарищей и сформулировать свои впечатления.

Слайд 12. Естественно, что эта технология предполагает определения требования к учителю.

1. Учитель точно и четко формулирует задания, потому что он потом не повторяет это задание для учеников.    

2. Учитель не дает ученикам новые знания в готовом виде.

3. Ну, о чем я уже сказала, свои задания он не повторяет 2 раза.

4. Учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предполагает это сделать самим ученикам. Таким образом, достигается взаимоконтроль.

5.  Также учитель не должен повторять того, что уже сказано учениками. Это заставляет учеников быть на уроке более внимательными, оценивать информацию, которую они получают от другого ученика, т.е. это способствует развитию коммуникативных навыков.

6. Учитель должен предугадать затруднения учеников и иметь несколько вариантов в записи хода урока, которые он, может, будет менять в зависимости от того, если дети не смогут выполнить поставленные перед ними задачи или выполнит его не так, как предполагал учитель. Это как раз и отвечает требованиям импровизационности.

7. Ну и подбирая комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон, учитель обеспечивает развитие учащегося, который способен посмотреть на одно и то же явление с разных сторон.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в свете стандартов второго поколения

Слайд 2

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Слайд 3

Системно - деятельностный подход организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 4

Методические принципы современного урока Субъективизация Метапредметность Деятельностный подход Коммуникативность Рефлексивность Импровизационность

Слайд 5

Требования к современному уроку Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока Учитель выступает в роли организатора, а не информатора Обязательная рефлексия учащихся на уроке Высокая степень речевой активности учащихся

Слайд 6

Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Слайд 7

Схема урока Традиционный урок Современный урок Оргмомент Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Закрепление Итог урока Домашнее задание Мобилизующий этап Самоопределение учащихся на основе антиципации Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний Закрепление нового материала Рефлексия

Слайд 8

Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

Слайд 9

Деятельность ученика Мобилизующий этап: 1) выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока; 2) пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию; 3) актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности

Слайд 10

Деятельность ученика Этап овладения новыми знаниями: 1) формулирует задания к упражнениям; 2) выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия; 3) формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала

Слайд 11

Деятельность ученика Рефлексия: 1) вспоминает ход урока; 2) анализирует свою деятельность или деятельность товарищей; 3) формулирует свои впечатления

Слайд 12

Требования к учителю Чётко и точно формулирует задания Не даёт новые знания ученикам в готовом виде Не повторяет задание 2 раза Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам Не повторяет то, что уже сказали ученики Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза Подбирает комплексные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества учебника "Русский язык" под редакцией Иванова С.В. в свете стандартов второго поколения

"Русский язык" Иванова С.В, входит в УМК "Начальная школа 21 века" этот учебник полностью соответствует требованиям стандартов второго поколения. Формирует учебную деятельность учащихся. Знания детей ...

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......

Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения.

Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения....

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Оценка достижения планируемых результатов обучающихся в свете стандартов второго поколения

В статье приведены виды заданий, используемые для оценки достижения планируемых результатов обучающихся....

Современный урок в рамках стандарта нового поколения.

Современный урок в рамках стандарта нового поколения....