Преимущества учебника "Русский язык" под редакцией Иванова С.В. в свете стандартов второго поколения
статья по теме

Снигур Надежда Владимировна

"Русский язык" Иванова С.В, входит в УМК "Начальная школа 21 века" этот учебник полностью соответствует требованиям стандартов второго поколения. Формирует учебную деятельность учащихся. Знания детей намного выше, чем у детей, обучающихся по другим учебникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_ivanova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Снигур Н. В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

г. Курчатов

                                                            2012 год

Преимущества учебника «Русский язык» под редакцией                                              Иванова С.В.  УМК  «Начальная школа XXI века».

        Вот уже третий выпуск я делаю, работая по УМК «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта Виноградова Н.Ф. Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М.Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова).  Автором учебника русского языка является Иванов С.В.

      Сегодня мы переходим на стандарты второго поколения, основной задачей которых является формирование УУД. Так вот учебник Иванова это делает уже 12 лет. Концепцией УМК «Начальная школа 21 века», основной идеей является идея формирования учебной деятельности. А что это такое, если не те самые УУД? Когда сформированы УУД – формируется учебная деятельность. Вот насколько дальновидным оказался коллектив авторов этого проекта! Задача не научить предмету, а научить учиться любому предмету. Задача учителя – иначе преподавать русский язык, идти вслед за автором, а не придумывать свое. Автор это уже сделал, и учитель только воплощает в жизнь авторский замысел. Если это выполняется, то цель достигнута. На выходе получится совсем другой ученик, нежели тот, который пришел в школу. В ребенке произойдут изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию, т.е. теми новообразованиями, которые и характеризуют существенные изменения в развитии школьника.

    В программе курса «Русский язык выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык» - знакомит учеников с основами лингвистических знаний, «Правописание» - формирует навыки грамотного, безошибочного письма, и «Развитие речи» - формирует и совершенствует коммуникативные умения учащихся.

    Учебный материал дается поурочно, логика авторская – не переделывай, ей надо следовать. Принцип преподавания : один урок – одна цель. На уроке происходит погружение в одну дидактическую проблему, реализуется только одна цель. Это совершенно иной подход к преподаванию русского языка. И третье – заведомо невыполнимый объем материала при 100% фронтальной работе.  Новый подход в том, что только 40% должно быть репродуктивной работы, но не 100%. 60% должно быть парной, индивидуальной, групповой работы на уроке. Дети разные. Нельзя одинаковый уровень сложности, один темп, одинаковый способ давать всем детям. Учебник для учащихся, а не для учителя. А учитель поможет, адресует, организует работу. Идея в том, чтобы учебник был основным источником обучения, остальное - только в помощь (интернет, словари, технические средства). Подтверждение этому мы находим в стандартах. Есть в учебнике темы обязательные для изучения и ознакомительные. Бывает, что индивидуальные особенности ребенка не позволяют взять больше. Так что же, все 4 года его держать на уровне изучения, ЧА-ЩА, ЧК-ЧН и т. д.? Поэтому и есть темы для ознакомления, где не требуется конкретных знаний. Их возьмет сильный ученик. Тема на коричневом фоне – обязательна для усвоения всеми, на зеленом фоне – ознакомительная. Задача учителя распределить материал урока на всех, соответственно уровню каждого. Есть специальные рубрики «Давай подумаем». В них ставится проблема, идет поиск. Для групповой, парной работы есть специальные значки.          Формирование знания предполагает деятельностное участие. Изложение материала представленное в учебниках, основано не на воспроизведении готовых ответов, а на поиске правильных решений, на обсуждении проблемных ситуаций, на вовлечении ученика в сотворчество. Все это формирует у учеников способность самостоятельно мыслить, искать пути решения задач, а не пользоваться готовыми ответами. Важной отличительной особенностью учебника Иванова является действия по алгоритму (не по правилу, а алгоритму). Алгоритм – это есть система последовательных шагов для решения какой-то проблемы. От которых нельзя отступать. Неверный шаг или перешагивание – и ты «погиб». Если учитель или ученик пренебрегают алгоритмом, ошибок не избежать. Успех зависит от системности и систематичности примеров на отработку всех алгоритмов. Системность идет от ударения, фонетического анализа, состава слова, до морфологических признаков. Систематичность и разнообразие обеспечивает учебный материал и коррекционные тетради. В отличие от других учебников русского языка у Иванова С.В. уже во втором классе дается состав слова, причем такое разнообразие суффиксов я нигде не встречала. Сначала я испугалась, зачем же столько во втором классе? И только потом, когда это стало давать ошеломляющие результаты, я поняла, как это работает. Ведь грамотное письмо зависит от знания того, в какой части слова находится орфограмма, от этого и зависит способ проверки. Вот почему раньше дети прекрасно знали правило проверки безударной гласной, но ошибок было море. Работая по учебнику Иванова, я заметила, что в тетрадях не стало ошибок. Состав слова видят сразу, не на уровне угадывания, как было раньше, они действуют все по тому же алгоритму.

      И еще. Авторский состав принципиально меняют подход к изучению предложения как единицы языка в начальной школе. Материал раздела «синтаксис» предшествует разделу «морфология». Лишь когда дети знают все члены предложения, умеют делать разбор предложения по членам, вводятся однородные члены с использованием проблемных ситуаций, типичных детских ошибок в построении предложений с однородными членами, а потом уже вводятся правила для постановки знаков препинания.

Вот почему к концу 4 класса наши дети успевают усвоить правило постановки запятых при однородных членах. У других авторов эта тема дается в мае месяце 4 класса. Затем летние каникулы и, как следствие, нарекания в 5 классе, что дети не научены постановке знаков препинания при однородных членах. Или у Канакиной спряжение глагола также изучается в 4 четверти 4 класса. Когда же слабоуспевающим детям это отрабатывать? А ведь им нужно гораздо больше на это времени, чем сильным ученикам.

    У Иванова разным детям дается групповая, парная, индивидуальная работа. Социализация урока – решает учебную задачу – обучение общению, прислушиваться к другим мнениям, а это – один из приоритетов стандартов второго поколения. Основная цель – формирование познавательных интересов, с которыми ребенок пройдет по всей жизни.

    Ученики, изучающие русский язык по Иванову знают гораздо больше учеников, обучающихся по учебникам других авторов, так как многообразие упражнений различной степени сложности, посвященных одной проблеме, способствует более качественному усвоению материала, следовательно, имеются основания больше спросить с самих учеников. Логика выделения тех требований, которые превышают уровень, установленный Министерством образования, обусловлена концепцией курса и методикой обучения.

    Интересно и то, что предполагается систематически проводить диагностику успешности обучения учащихся в начале, середине и конце учебного года. Такая диагностика дает возможность выяснить насколько успешным было обучение и продвижение в интеллектуальном развитии школьников.

   Педагогическая диагностика, проводимая в начале года, должна всегда совпадать с той, которую проводили в конце предыдущего учебного года. Это даст возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения, действительно произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или они были достаточно поверхностны, на что должны быть направлены ваши усилия – нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше.

    В середине года диагностика позволит увидеть, каково продвижение учеников и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов. И, наконец, диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает ваше обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

   Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий. Она не проверяет отдельные мыслительные операции, умственные действия. Она позволяет выяснить, как продвигается в учении тот или иной ребенок, как изменяется уровень овладения отдельными компонентами учебной деятельности, какие учебные результаты достигнуты, какие трудности в усвоении знаний, умений и навыков еще имеются. Выясняется уровень самостоятельности в постановке учебной задачи, выборе способа учебных действий, сформированность самоконтроля и самооценки. Выполнение задания требует понимания смысла нестандартного  задания.

    Диагностика позволяет выявить, в чем причина невыполнения задания. По итогам диагностики мы можем судить, как обучение способствовало развитию учащихся, как изменилась их учебная деятельность, их мышление.

     Все учебники и тетради построены таким образом, чтобы учащиеся не просто усвоили предлагаемые им знания, а научились думать. Рассуждать, подвергать сомнению, казалось бы, несомненные истины. А значит, дети будут успешно учиться дальше.

    Принципами данного проекта являются интеграция – позволяет сформировать представление о целостности мира, объединить усилия различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника, обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника.

   Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребенка, ученик формируется как субъект деятельности. Каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения, соответственно своему развитию. В учебно-методический комплект входят специальные тетради по родному языку, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.

   Основные учебные умения – умение принимать и решать учебную задачу, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, работа с моделями, контроль и самоконтроль, осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею …»), ориентировка на поиск необходимого способа действия. А теперь вспомним, что требуют стандарты: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. В данном УМК все это уже давно работает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"

Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....

Курс «Литературное чтение» Ефросининой Л.А. (УМК «Начальная школа XXI века») в свете новых Стандартов второго поколения.

"Литературное чтение" Ефросининой Л.А. в полной мере соответствует требованиям Стандартов, формирует учебную деятельность, дает наиболее полные знания учащимся, формирует грамотного читателя....

ИКТ в свете Стандартов нового поколения

Работа содержит доклад и презентацию по теме "ИКТ в свете Стандартов нового поколения" из опыта работы...

Современный урок в свете стандартов второго поколения

Выступила на педсовете в январе 2014 года по теме "Современный урок в свете стандартов второго поколения"....

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Оценка достижения планируемых результатов обучающихся в свете стандартов второго поколения

В статье приведены виды заданий, используемые для оценки достижения планируемых результатов обучающихся....


 

Комментарии

Агапова Лидия Федоровна

Ваша статья, содержательна, логична, актуальна. Я вполне разделяю Вашу точку зрения. Умнее учебника не встречала за время работы в начальной школе!