Главные вкладки

    «СОСТАВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ ТЕСТОВ В РАМКАХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
    статья (4 класс) по теме

     

    Аннотация

    Статья посвящена  вопросам составления  итоговых комплексных заданий для учащихся 4-х классов, в рамках стандартов второго поколения, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных разделов программы для решения поставленных задач. В статье описываются цели работы, структура, содержание и особенности  заданий, проверка  и оценка результатов  работ. Представлен один  из вариантов комбинированной работы для итоговой аттестации учащихся 4-х классов. Предлагаемые работы,  направлены  на оценку способности выпускников работать  с информацией, представленной в различном виде, решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру, а также универсальных учебных действий на  межпредметной основе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_statya-vystuplenie.docx97.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Составление и применение комбинированных тестов в рамках стандартов второго поколения

    в начальной школе»

    Мкртычян Татьяна Михайловна,  

    учитель  начальных классов   МАОУ гимназия №5

      муниципального образования г. Новороссийск,

    Аннотация

    Статья посвящена  вопросам составления  итоговых комплексных заданий для учащихся 4-х классов, в рамках стандартов второго поколения, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных разделов программы для решения поставленных задач. В статье описываются цели работы, структура, содержание и особенности  заданий, проверка  и оценка результатов  работ. Представлен один  из вариантов комбинированной работы для итоговой аттестации учащихся 4-х классов. Предлагаемые работы,  направлены  на оценку способности выпускников работать  с информацией, представленной в различном виде, решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру, а также универсальных учебных действий на  межпредметной основе.

    Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и  успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.  Сегодня считаются актуальными умения выпускника школы практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать  продуктивно. Соответственно, меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого  на компетентностный подход в образовании.

    Компетентность –                                             результат образования      (совокупность компетенций)

    Компетенция-                      Готовность использовать знания, умения, обобщенные способы деятельности в  реальной действительности

    Компетентностный подход                строится на…

    на

    Изменение организации традиционного урока

    Включение специально организованной деятельности обучающихся

    в образовательный процесс

    Реализуется через…

    Современные образовательные технологии

    Компетентно-ориентированные задания

    «Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука». На мой взгляд, эти слова отражают суть компетентностного подхода: овладение учащимися определенным набором способов деятельности. В связи с этим естественна проблема учительства: как применить компетентностный подход на практике?   В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.

    Использование данных видов заданий на уроках,  позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. Задания  позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала,  без предварительного объяснения учителя дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников.

    Моделирует жизненную  ситуацию

    Является   деятельностным

    Компетентностно-ориентированное задание…

    Требует применения общих

     учебных умений

    Строится на актуальном

    материале

    А сейчас проанализируем  несколько заданий.

    Например:  Текст задания:

    Сегодня день детского кино. Учитель сообщил  детям, что  всем классом пойдут в кинотеатр «Смена», находящийся в 20-ти  минутах  от школы.  Сейчас время  12.50. Какой фильм  удастся посмотреть детям?

    1. Характеристика задания.

    Предмет: математика

    Тема: Единицы времени

    Класс: 3

    Ключевая компетентность: информационная

    1. Компетентностно-ориентированные задания интересны тем, что начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок. Описание, каких- либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирует ребят на активную работу.                                                                            В нашей задаче – реальная практическая ситуация.
    2. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Задачная формулировка может быть как простой структуры, так и сложной. Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся.
    1. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

    Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые ресурсы. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников.

    Источник информации: - Таблица

    10.00     м/ф – «Шрэк»

    11.30     х/ф «Трудный ребенок-4»

    13.00     м/ф – «Приключение Братца Кролика»

    14.00     м/ф – «Король Лев»

    Подчеркни букву правильного варианта ответа.

    А)  м/ф – «Шрэк»

    Б)  х/ф «Трудный ребенок-4»

    В)  м/ф – «Приключение Братца Кролика»

    Г) м/ф – «Король Лев»

    Инструмент проверки: КЛЮЧ.

    «А»- 0 баллов;     «Б»- 0 баллов;         «В»-0 балл;            «Г»-1 балл;

    Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен  ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.

    На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем.

    Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать  учебно-практические и учебно–познавательные задачи. В связи с этим к предметным работам, целью которых является оценка достижения планируемых результатов по математике, русскому языку в итоговую включается комплексная проверочная работа, которая проверяет   уровень компетентности, т.е. способность действовать самостоятельно при решении практических задач. Я разработала комбинированные тесты. Начиная с третьей четверти 4 класса и до конца учебного года, в неделю один раз мои учащиеся выполняют комбинированный тест. Каждый тест состоит из двух частей. Первая часть представляет собой рассказ  и является основой для создания тестовых вопросов. Данные тексты дадут возможность  пополнить запас знаний учащихся, расширить кругозор. Вторая часть состоит из 9-10 заданий к каждому из предметов : русский  язык, математика, чтение окружающий мир. К каждому заданию даны  три, четыре  варианта ответа, из которых правильный – один. В тестах используются разнообразные типы и формы заданий: с выбором одного ответа, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким или развернутым ответом. Последнее задание в каждом тесте – компетентностно-ориентированное, является деятельностным, моделирует жизненную ситуацию. Выполнение заданий предполагает использование знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов, требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится».   В конце тестов - ключи к ответам. Для проведения теста отводится -30-35 минут.  Минимальный критерий освоения учебного материала – 50-70% от максимального балла. Материал из первой части взят с электронной энциклопедии Википедия.

    В конце учебного года я сделаю вывод, о том, насколько мои учащиеся овладели основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования в среднем звене.

    Список литературных источников

    1. Г.С.Ковалева, М.Л., О.Б.Логинова. «Оценка достижения планируемых  

    результатов в начальной школе» – Москва «Просвещение», 2010. – Часть 1.

    2. Википедия — свободная энциклопедия  ru.wikipedia.org/

    3.  Г.С. Ковалева . «Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа.  (Серия «Работаем по новым стандартам») - Москва «Просвещение», 2010.

    4.  О.Б.Логинова,  С.Г.Яковлева. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы».  (Серия «Работаем по новым стандартам») - Москва «Просвещение», 2010.

    Итоговая комбинированная работа  выпускника начальной школы

                                                                                                     

                                        Прочитай текст №10

                        САМОЛЁТЫ.                   

                                                                         

              Человек всегда хотел летать, и эта мечта нашла своё выражение в сказках и легендах. Известен миф об Икаре, который поднялся к Солнцу на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском. В древности в Китае для военных целей применялись воздушные змеи, к которым привязывались люди. К началу 20 века конструкторы пытались создать машины, которые бы летели дальше и выше, чем воздушный шар.

       В декабре 1903 года состоялся первый успешный полёт самолёта американских механиков братьев Райт. Они поставили на аэроплан двигатель, как у автомобиля. А уже через шесть лет французский лётчик на своём самолёте перелетел из Франции в Англию, преодолев водную преграду. В 1913 году совершил свой первый полёт тяжёлый самолёт И.И.Сикорского «Русский витязь», а русский лётчик П.Н.Нестеров уверенно выполнил сложную фигуру высшего пилотажа – «мёртвую петлю», названную впоследствии петлёй Нестерова.

           Самолёт – летательный аппарат для полётов в атмосфере и космическом пространстве, использующий аэродинамическую подъемную силу планера для удержания себя в воздухе и тягу силовой установки для маневрирования.

          В годы Великой Отечественной войны в нашей стране были выпущены самолёты, которые вызывали восхищение в других странах. Скорость советских истребителей достигла 650 км/ч, а высота полёта 12 км!

          Превысить скорость звука позволил самолёту реактивный двигатель. А каким стало управление! Современные самолёты имеют спутниковую связь, систему автоматической посадки. Здесь без компьютера не обойтись!

         Конструкторы объединили качества ракеты и самолёта и создали космический челнок. Он поднимается в высоту как ракета, а приземляется как настоящий самолёт. Такие машины дают нам возможность заглянуть в завтрашний день авиации.

    Комбинированные задания №10

    для итоговой аттестации учащихся начальной школы


    «Самолёты»

    К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий пользуйся прочитанным текстом.

    1. Дополнить предложение, прочитав внимательно текст.

    Самолёт – летательный аппарат____________________________________

    _______________________________________________________________                                                                                       

    2. Представитель, какой страны впервые преодолел водную преграду на самолёте?

    А)  Испании;            Б) Германии;                В) Франции;                Г) России.

    3.Назовите первого в мире космонавта.

    А) Герман Титов;                    Б) Юрий Гагарин;                  В) Джоррдж Гленн.

    4. Сколько  звуков и букв  в слове двигатель?

        А)  9 звуков, 9 букв ;                         Б) 9 звуков, 8 букв;                          В) 8 звуков, 9 букв.

    5.  Выбрать ряд слов, в котором все три слова объединяет одна орфограмма. Указать  её.

    А) Самолёт, вертолёт, соковыжималка;                       __________________

    Б) Лодка, лес, река;                                                         __________________

    В)  Морковь, мороз, вода.                                              __________________

    6. Выписать имя существительное  и указать склонение, число, падеж.

    Летели,  из перьев,  воздушный.         ________________________________                            

    7. Выбери правильный вариант ответа:       л`оч`ик                                                                                          А) Лучик;                             Б) летчик;                                      В) лучок.

    8. В учениях принимала участие эскадрилья, состоящая из трёх звеньев истребителей. В первом звене было 145 истребителей, во втором на 73 меньше, а в третьем - на 37 больше, чем во втором звене. Сколько  всего истребителей было в трёх звеньях?

    А) 255 истребителей;      Б) 327 истребителей;             В) 326 истребителей.

    9. Два самолёта вылетели из двух городов одновременно навстречу друг к другу и встретились через 3 часа. Скорость первого 330 км/ч, второго – 450 км/ч. Каково расстояние между городами?

    А) 260 км;                   Б) 2340 км;                  В)1340 км;                    Г) 360 км

    10.   Тебе нужно забронировать через интернет  2 билета на самолет в Санкт-Петербург. Вылет из Краснодара завтра, время в пути 3 часа 10 минут. Какую авиакомпанию ты выберешь, чтобы не опоздать  с мамой  на юбилей к тете, который состоится завтра  в 20.00?

    Авиалинии

    «Авиалинии Кубани»

    «Авианова»

    «Аэрофлот»

    Время вылета

    15.20

    17.10

    18.15

    А)

    Б)

    В)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    ИТОГО

    Работу выполнил _________________________       Оценка:              _________

    Инструмент проверки: (ключ) №10

    1.

    … для полётов в атмосфере и космическом пространстве, использующий аэродинамическую подъемную силу планера для удержания себя в воздухе и тягу силовой установки для маневрирования.

    2.

    В)

    3.

    Б)

    4

    Б)

    5.

    А) Орфограмма – «Сложные слова»

    6.

    Из перьев – 2 склонение, мн.ч., Р.п.

    7.

    Б)

    8.

    В)

    9.

    Б)

    10.

    А)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комбинированные тесты в рамках стандартов второго поколения.

    Данные тесты позволят провести диагностику уровня компетентности учащихся, т.е способность действовать самостоятельно при решении практических задач. Тесты предназначены для учащихся 4 классов....

    Обеспечение ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе

    Обеспечение  ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе...

    Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

    «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

    Презентация к уроку истории в 3 классе. Комбинированный тест с учетом стандартов второго поколения " Кремль"

    Презентация к уроку истории в 3 классе. Комбинированный тест с учетом стандартов второго поколения " Кремль"...

    Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в начальной школе и проблемы, с которыми столкнулись педагоги

    Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в начальной школе и проблемы, с которыми столкнулись педагоги(сообщение в рамках заседания МО)МБОУ СОШ №36г. СМО...

    Стандарты второго поколения в начальной школе

    Презентация для выступления на педагогическом совете "Стандарты второго поколения в начальной школе"...

    Обеспечение ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе

    Обеспечение  ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе....