"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"
статья на тему

Лоба Татьяна Александровна

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов.  Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_metapredmetnyh_rezultatov_loba_t.a.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лоба Т.А.,

учитель начальных классов

МБУ школы №90 г.о. Тольятти

Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов.     Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Метапредметные результаты образовательной         деятельности – это способы деятельности,         применимые как в рамках образовательного         процесса, так и при решении проблем в         реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или         всех учебных предметов.

Стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам учащихся, освоивших ООП НОО, включающим

  • освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
  • обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
  • и межпредметными понятиями.

При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании  процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?  Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.

Достижение метапредметных результатов в нашей школе обеспечивается ОС «Школа -2100», УМК  «Планета знаний».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких УУД  учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.

Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).

Формы оценки:

  • индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • устный и письменный опрос.

Инструментарий контроля: лист самооценки, карта наблюдений, комплексные диагностические работы

В рамках программы формирования УУД проводится  мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

                Мониторинг проводится с 1 по 4 классы. Он представляет собой  исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования, динамики класса, параллели, учащихся начальной школы.

Мониторинг оценивания  метапредметных УУД начинается с первого класса.

Разработаны технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий

В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий. Также представлены диагностики, с помощью которых учитель оценивает сформированность УУД. Данные карты разработаны на 4 года.

Мониторинг метапредметных результатов каждого учащегося включает:

- диагностические работы (используются «Комплексной диагностической работы»  авторов В. Богданова, Н. Разагатова, О. Ушакова.  – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2014);  На основе данных индивидуальной карты учитель составляет анализ комплексной  работы, в которой выявляет уровень  сформированности УУД всего класса, где отражаются показатели каждого учащегося.

- лист наблюдений за формированием познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.  

Лист наблюдений формируется из ежедневных наблюдений учителя за учащимися (за учебный день наблюдение ведётся за одним учеником на каждом уроке). При составлении технологической карты урока учитель планирует метапредметные результаты. Полученные данные можно так же заносить в индивидуальные или сводные карты сформированности УУД.

(Пример листа наблюдений за формированием УУД в приложении)

В результате проведенного мониторинга мы можем наглядно продемонстрировать динамику формирования метапредметных УУД в классе.

Инструментарий контроля метапредметных результатов  нами совершенствуется, пополняется.

Администрация прослеживает динамику формирования метапредметных УУД по результатам представленным учителем.

(По результатам входного мониторинга наблюдается некоторое отставание в формировании регулятивных УУД. Это объясняется тем, что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс.)

 На основе результатов мониторинга метапредметных УУД  МО учителей начальных классов определило необходимость корректировки форм и методов обучения, планирования индивидуальной педагогической работы с младшими школьниками.

          Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать индивидуальные особенности учащегося для успешного обучения в школе, скорректировать формы и методы обучения

Оценка метапредметных результатов в начальной школе – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.

Источники:

«Система оценки достижений метапредметных результатов»

http://s12002.edu35.ru/attachments/article/218/Система%20оценки%20достижений%20метапредметных%20результатов.doc

http://sch1739zg.mskobr.ru/files/sistema_ocenki_planiruemyh_rezul_tatov.doc

http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/06/23/otsenka-dostizheniya-planiruemykh-rezultatov-v-nachalnoy

Приложение

Карта формирования познавательных   УУД  по результатам I полугодия

                                2 класс _____                                            учитель ________________________                                

Схема фиксирования результатов наблюдения:

Дата

Ф.И.ученика

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,

 Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям

Находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Умение наблюдать и делать самостоятельные  выводы

ВЫВОД

1

1.02

Иванов Иван

ВСВ

ССС

ССС

СВС

СВВ

ССС

СВВ

С

2

1.02

Смирнов Илья

С

С

В

В

С

С

С

С

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

ВЫВОД

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

Карта формирования  коммуникативных   УУД по результатам I полугодия

                2 класс ____                                   учитель __________________________________________

Схема фиксирования результатов наблюдения:

УМЕНИЯ

Ф.И.Ученика

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Выразительно читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, пересказывать текст.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

        ВЫВОД

1

1.02

Иванов И.

В

С

С

С

С

С

2

1.02

Смирнов И.

С

С

С

С

С

С

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

ВЫВОД

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

Карта формирования  регулятивных   УУД  по результатам I полугодия

                         2 класс ___                                         учитель _______________________________

Схема фиксирования результатов наблюдения:

УМЕНИЯ

Ф.И.ученика

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Умение учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Умение учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Умение работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

ВЫВОДЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

ВЫВОД

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

высокий -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

средний -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -

низкий -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....

МАСТЕР - КЛАСС « Оценка группового проекта учащихся четвёртых классов в рамках реализации ФГОС»

Актуализация.Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.В  современном мире особое значение прио...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Оценка метапредметных результатов в начальной школе

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Перед школой остро встала и в ...

План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной  образовательной программы начального общего образования...