Контроль и оценка планируемых результатов (из опыта работы)
статья на тему
Данная статья была опубликована в "Педагогическом альманахе" г. Тольятти Ресурсный центр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedagogicheskogo_almanah_a_rubrika_iz_opyta_raboty_mou_litsey_no_60_berzina_n.n.doc | 129.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Берзина Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
Контроль и оценка планируемых результатов обучения - от теории
к практике
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Прежде всего, нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.) В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качествпо заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само рефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Какими должны быть границы применения системы оценки?
Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей. Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислим эти границы.
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого мы разделяем все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:
а) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
б) внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания».
В систему оценки предметных результатов входят:
- Опорные знания по предметам: русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты, методы, понятийный аппарат.
- Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
В системе проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.
Стартовая диагностика.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки ихпредметной готовности к изучению данного курса. Стартовая диагностика проводится с целью
выяснения общего уровня готовности класса к обучению
выяснения уровня готовности каждого ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение обучения.[1]
В прошлом году у наших первоклассников стартовая диагностика проводилась на основе комплексной работы, которая содержала 29 заданий. Каждому ребёнку распечатывалась работа с заданиями. По инструкции выполнение работы сопровождалось чтением заданий учителем и демонстрацией их с помощью проектора, так как первоклассникам нужна наглядная опора. После этого результаты обрабатывались: проставляли баллы в электронную программу, которая определяла уровень сформированности предметных и метапредметных результатов. Также результаты записывались в оценочный лист каждого ребёнка. [5]
Таблица результатов стартовой предметной диагностики первоклассника | ||||
Город или район ____________________ МОУ №_____ Класс 1 « » Ф.И. первоклассника__________________________________ | ||||
№ заданий | 1 | 2 | 3 | 4 … |
Баллы 1 или 0 | ||||
Подпись учителя _____________________ Дата _____сентября 20 г.
|
В январе мы провели промежуточную диагностику, также на основе комплексной работы. Результаты стартовой и промежуточной диагностики обсуждали на методобъединении в сравнении. Результаты получились следующие. В предметной области «Математика» базовый уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по шкале 100%, ниже базового уровня 0%. С заданием повышенного уровня справились 84 % учащихся.
В предметной области «Русский язык» базовый уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по шкале 99%, ниже базового уровня 10%. С заданием повышенного уровня справились 40 % учащихся
В предметной области «Окружающий мир» базовый уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по шкале 95%, ниже базового уровня 5%. С заданием повышенного уровня справились 88 % учащихся.
Мониторинговые исследования выявили уровень сформированности познавательных (логических) универсальных действий. Уровень сформированности познавательного УУД по школе: высокий 71%, средний – 27%, низкий – 2%. По классам был индивидуальный расчёт с фамилиями ребят.
Познавательные УУД классификация: высокий – 38%, средний – 40%, низкий – 22%
Познавательные УУД знаково-символическое моделирование: высокий – 47%, средний – 31%, низкий – 23%. Причём данный вид УУД влияет на дальнейшее формирование осознанного чтения, грамотного письма, вычислительных навыков, умения решать задачи и т.д. поэтому учителями уделяется особое внимание формированию этого УУД.
Познавательные УУД выявление причинно-следственных связей: высокий – 62%, средний – 26%, низкий -12%.
Данная диагностика позволяет учителям скорректировать свою работу, составить индивидуальный план работы с учащимися.
Чем ещё хороша данная программа? Тем, что помимо предметных и метапредметных результатов она выявляет детей с логопедическими проблемами. Мы с вами знаем, как трудно убедить многих родителей, что у ребёнка проблемы с речью. А здесь мы показываем независимый результат. И некоторые родители обращаются к логопеду и исправляют ребёнку речь. Конечно не все, но нам важен каждый ребёнок, так как в дальнейшем будет легче работать и формировать предметные умения и универсальные учебные действия.
Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
В конце прошлого учебного года и в начале этого мы проводили итоговую комплексную работу (за первый класс в мае и входную комплексную работу в сентябре этого года). Работа представляет собой набор заданий по тексту (всего заданий 20). За задания ставится определённое количество баллов. На выполнение работы отводиться 2 урока, чтобы дети спокойно работали в своём темпе. Допускается даже разбить эту работу на два дня. Данные заносятся в электронную программу и обрабатываются. По работам прошлого года можно сказать:
Результат сформированности предметных умений у учащихся 1-х классов МОУ
лицей № 60 г.о. Тольятти
Конечно, кроме таких комплексных работ важна и текущая оценка.
Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Оценки за текущие работы вносятся в журнал, а результаты триместровых работ вносятся в листы индивидуальных достижений.
Лист индивидуальных достижений
Ученик_____________________ . Школа _____________________________
Класс ______________________. Учитель ____________________________
Формируемые навыки и умения | Старт | Нояб. | Февраль | Май. | Итог | |||||
1.1. | Техника чтения | Чтение слогов |
|
|
|
| ||||
Чтение слов |
|
|
| |||||||
Ударение |
|
|
| |||||||
Чтение предложений |
|
|
| |||||||
Чтение текстов |
|
|
| |||||||
Безошибочность чтения |
|
|
| |||||||
Выразительность чтения |
|
|
| |||||||
1.2. | Понимание прочитанного | Ответ на прямой вопрос по прочитанному |
|
|
|
| ||||
Словесное «рисование картин» к прочитанному |
|
|
| |||||||
Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему. |
|
|
| |||||||
Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте |
|
|
| |||||||
1.3. | Пересказ | С опорой на помощь учителя или иную |
|
|
|
| ||||
Без опоры на помощь |
|
|
| |||||||
1.4. | Чтение наизусть |
|
|
|
| |||||
1.5 | Составление собственного рассказа | |||||||||
2. Математические навыки | ||||||||||
Свободно складывает и вычитает числа в пределах (10, 100 и т.д.) | ||||||||||
Различает геометрические фигуры. Умеет их вычерчивать по заданным значениям. | ||||||||||
Знает единицы длины массы | ||||||||||
Умеет решать простые уравнения | ||||||||||
Решение задач: Понимает условие Чертит схему или составляет краткую запись Записывает решение | ||||||||||
3. Навыки письма | ||||||||||
Умеет писать все буквы | ||||||||||
Соединяет их в слова | ||||||||||
Соблюдает правило оформления предложений | ||||||||||
Переводит печатный текст в письменный | ||||||||||
Списывает текст без ошибок | ||||||||||
Записывает простой текст под диктовку | ||||||||||
Знает характеристику звуков | ||||||||||
Ставит ударение | ||||||||||
Делит слова на слоги |
Четвертная отметка высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку.
Для определения среднего балла (среднее арифметическое) должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи.
Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку. Для этого необходимо, чтобы у него был перечень всех текущих отметок. Например, Таблицы результатов в дневнике (если они ведутся регулярно), или выписка/распечатка Таблицы результатов или сведения классного (электронного) журнала.
С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие метод наблюдения.
Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителем как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков.
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать формирование социальных навыков, коммуникативных навыков, навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией [1]
Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы. Но, как показала практика, большинство учащихся первого класса не могут самостоятельно заполнить такой лист. Поэтому в прошлом году мы делали следующим образом. Когда учитель предлагал детям работу в группе, в паре, то он на одном уроке наблюдал за одним или за двумя учениками. Таким образом, постепенно заполнились листы на всех обучающихся. [2]
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ | ||||
Оценка работы в группе | ||||
Дата ________________ | ||||
Имя, фамилия | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Для фиксации результатов наблюдений в этом случае наиболее целесообразно пользоваться так называемыми линейками достижений, которые позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка.
Для оценивания личностных результатов можно использовать следующее.[4]
Личностные универсальные действия | Основные критерии оценивания | Типовые диагностические задачи для учащихся | |
6,5 - 7 лет | 9 – 10 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Самоопределение | |||
Внутренняя позиция школьника | - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения; - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; -предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). | Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Вагнера) |
|
Самооценка - когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность); - регулятивный компонент | Когнитивный компонент: - широта диапазона оценок; - обобщённость категорий оценок; - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием |
| Методика «Кто Я?» (М.Кун). Методика «Хороший ученик»
Методика каузальной атрибуции успеха \ неуспеха |
Смыслообразование | |||
Мотивации учебной деятельности | - сформированность познавательных мотивов; - интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - сформированность социальных мотивов; - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - сформированность учебных мотивов; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - установление связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью. | «Незавершённая сказка» Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Вагнера) | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). Опросник мотивации. |
Критерии формировании действия нравственно-этической ориентации
Действия нравственно-этической ориентации | Основные критерии оценивания | Типовые задачи |
1 | 2 | 3 |
1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы \ следования моральной норме | Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) | После уроков (норма взаимопомощи) |
2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм | Ребёнок понимает нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами. | Опросник Е. Кургановой |
3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации. | Учёт ребёнком объективных последствий нарушения нормы. Учёт мотивов субъекта при нарушении нормы. Учёт чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм. | «Булочка» (модификация задачи Ж Пиаже) (координация трёх норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учёт принципов компенсации) |
4. Оценка действий с точки зрения нарушения \ соблюдения моральной нормы | Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения соблюдения моральной нормы | Все задания |
5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | Уровень развития моральных суждений | Все задания |
Итоговое оценивание опирается на результаты работ детей, которые заносятся в таблицы образовательных результатов. Эти таблицы заполняются на выходе из начальной школы, опираясь на результаты всех работ учащегося. Образцы таких таблиц разработаны авторами программы 2100.
Нам кажется, что используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося, стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Список литературы:
- http://fgos.iro-rt.ru
- http://school19.tomsk.ru/
- http://www.school2100.ru/
- http://www.school-14.com/index.php/-2010-2011-?start=3
- Лаборатория «стандарты второго поколения» г. Самара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...
Итоговая работа для оценки планируемых результатов по русскому языку в 4 классе
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс. 1 вариант1. Сколько звуков и букв в слове «чувство»? Обведи букву около выбранного тобой ответа. А)7 звуков, 7 букв В)6 звуков, 7 буквБ)...
Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...
Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...
Система оценки планируемых результатов. Методы и технологии оценки, критерии.
В статье раскрывается система оценки планируемых результатов. А также методы и технологии оценки....
Контроль и оценка планируемых результатов обучения.
Контроль и оценка планируемых результатов обучения....
Для оценки планируемых результатов использую мониторинг, включающий тестовые технологии, портфолио, рейтинговую систему оценки знаний. Для проведения контрольных срезов использую ЦОРы профессиональных разработчиков. При подготовке обучающихся к промежуточ
Для оценки планируемых результатов использую мониторинг, включающий тестовые технологии, портфолио, рейтинговую систему оценки знаний. Для проведения контрольных срезов использую ЦОРы профессиональных...