Формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов
статья на тему

Радкевич Ирина Михайловна

 

              Формирование пространственных представлений    у учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,    МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ    ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

              Формирование пространственных представлений

                         у учащихся начальных классов

                                                           

                                                             Учебный практикум

                                                         слушателя курсов

                                                                        повышения квалификации

                                                                             учителей начальных классов

                                                                               Радкевич Ирины Михайловны

                                     Симферополь 2014

"Развитие пространственных представлений и формирование    геометрических понятий у учащихся начальной школы"

                                                      «Обучение геометрии может иметь смысл,

                                                      если только используются связи с привычным

                                                      пространством».

                                                                Г. Фройденталь (немецкий математик)

Формирование пространственных представлений выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства. Однако в связи с тем, что «владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображения … являются одним из основных критериев образованности учащегося в области математики», как утверждал известный социальный психолог Г.Гибш, задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования ребенка. Столь же традиционно эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе.

Цель – формирование пространственных представлений у младших школьников

Задачи: Проанализировать систему формирования геометрических представлений в курсе математики начальной школы; Развивать пространственные представления у младших школьников; Знакомить ребенка с органическими для него геометрическими методами познания как естественной составляющей математических методов; Готовить младших школьников к усвоению понятия о пространственности реального мира.

 Актуальность Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль при этом играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

               Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, черчения, физики, географии, технологии и ряда других школьных предметов. Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту и специалистам многих других профессий.

 Научная обоснованность Формирование пространственных представлений у младших школьников способствует развитию восприятия, памяти, внимания, выработке у младших школьников математических понятий. Переход от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом. В этом процессе большое значение принадлежит и речи, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно- образного мышления начинает формироваться формально- логическое мышление, которое является основой умственного развития младшего школьника.

 Технология Методы обучения младших школьников, определяются, прежде всего, особенностями познавательных возможностей детей, а также самим предметом геометрии как науки о свойствах геометрических фигур.

Виды работ. Формирование пространственных представлений с первых уроков 1 класса раскрасить предметные картинки; нарисовать «дорожку»; обозначить предметы буквами; сравнить фигуры и найти лишнюю; вырезать и составить заданную фигуру из деталей; измерь, начерти; решить графическую или геометрическую головоломку и др.

 Технология Использование межпредметных связей на уроке математики по развитию графических умений (минутки графического творчества на уроках математики)

 Задания: 

1.Используя узоры народных промыслов, придумай и нарисуй свой узор.

 2.Раскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо находится между красным и синим кольцами, а синее между желтым и зеленым

3.Мартышка, попугай, слоненок и удав отправляются в путешествие. «Все садятся в вагоны, следующие за моим», - приказала мартышка. «Я поеду между слоненком и удавом», - сказал попугай. «А я поеду за попугаем», - промолвил слоненок. Обозначьте нужной буквой вагон, в котором поедет каждый из друзей

 4.Дорисуй флажки, соблюдая закономерность их расположения.

 Упражнения на развитие умений представить мысленно различные положения и форму предметов при изучении многогранников. Развитие таких умений должно опираться на практические упражнения с развертками многогранников: - из данной развертки склеить куб ; - отметить на развертке одним цветом ребра, которые необходимо склеить, чтобы получить данную фигуру.

        

 

Задание: найдите закономерность и угадай, какая следующая фигура, нарисуй её.

 Какую фигуру справа можно получить при складывании данных частей, расположенных слева; Как называются выбранные вами фигуры? Чем они похожи? Чем отличаются? Какие еще фигуры можно собрать из двух фигур, изображенных слева? и т.д.

 Задания на подборку фигуры заданной формы и размера «Подбери заплатку». Задания выполняются путем логического мышления; предположения детей проверяются практически, так как все детали съёмные.

 Какая фигура расположена слева? Как называется фигура, расположенная справа? Какие фигуры расположены слева от круга? А какие – справа от квадрата? Какая фигура находится между кругом и прямоугольником? Между треугольником и кругом? Переложите прямоугольник так, чтобы он оказался справа от треугольника и слева от овала? Как это можно сделать? Куда можно переложить треугольник, чтобы он был справа от круга? и т.д.

 

 Какая фигура, не имеющая объема, находится в верхнем ряду? Как нужно переставить фигуры, чтобы все плоские находились внизу? Между какими фигурами находится цилиндр? Назовите фигуры, расположенные выше красного треугольника и левее пирамиды? Как переставить фигуры, чтобы квадрат стал выше и правее треугольника? И т.п.

 Условия эффективности Формирование пространственных представлений должно отводиться постоянное внимание не только на отдельных уроках (с ответствующими темами), а в течение всего периода обучения математике в начальной школе, содержащих геометрический материал. При этом необходимо опираться на практическую деятельность учеников в сочетании с дидактически обоснованной игровой формой.

 Результативность Таким образом, неизбежно вытекает вывод о том, что, обучая младших школьников математике, необходимо так ставить вопросы и организовывать познавательную деятельность, чтобы задания были направлены не только на формирование математических понятий, но и на развитие пространственного мышления детей, без которого невозможно развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.

 Потенциальные возможности Из курсов педагогики и методики математики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления. Она находит своё выражение в таких операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Включение этих операций в процесс усвоения содержания обеспечивает реализацию продуктивной деятельности младших школьников.

Литература:1.Богданович М.В.,  Лищенко  Г.П. Математика, учебник 2класс

2.Знаменская Е.В. «Об изучении геометрического материала в 1-4 классах» // Начальная школа, 2005г.№5.

3.Истомина Н. Б. Методика  обучения  математике  в  начальных  классах.-М.:Академия.2001.

   

4.Кочеткова Г.Г. «Развитие пространственного мышления младших школьников» // Начальная школа, 1996г.№12.

5.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика, учебники для 1-4 класса, Москва, «Просвещение»,2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления для учащихся начальных классов "Сохраним леса и травы зелеными, а зверей - живыми!"

   В последние годы  в России пылают многочисленные пожары. Природные пожары редко происходят по естественным причинам. Большинство их  во...

Развитие пространственного представления у учащихся младших классов

Развитие пространственных представлений младших школьников мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и п...

Новогоднее представление для учащихся начальных классов «Елочка зеленая, здравствуй!»

Новогоднее представление для учащихся начальных классов« Елочка зеленая, здравствуй!»...

Педагогический опыт работы по теме: «Специфика развития и коррекции пространственных представлений у учащихся первых классов с речевыми нарушениями».

Доказано, что пространственные представления относятся к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение, мышление и т.п. Для нас важно понимани...

Конспект открытого занятия по развитию пространственных представлений у учащихся 3 класса коррекционной школы «Спасение принцессы»

Занятие для детей с ОВЗ (лёгкая умственная отсталось) начальной школы по развитию пространчственных отношений и навыков взаимодействия друг с другом....