«Учить учиться в условиях ФГОСа или личностно – ориентированное обучение»
презентация к уроку на тему

Радкевич Ирина Михайловна

 

                            «Учить учиться в условиях ФГОСа или   личностно – ориентированное обучение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uchit_uchitsya_v_usloviyah_fgosa_.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра (филологии / естественно-математического образования / психологии и мониторинговых исследований / инклюзивной педагогики и андрагогики / экономики и управления образования) Тема проекта: «Учить учиться в условиях ФГОСа или личностно – ориентированное обучение» Проект слушателей курсов учителей начальных классов Радкевич Ирины Михайловны Научный руководитель – Гавриш А.И. Симферополь - 2014

Слайд 2

Сейчас, как никогда ранее, система образования должна учитывать возможности и потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно-ориентированным, т.е. дифференцированным с учетом различных свойств и качеств личности. Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно в системах образования многих стран мира, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.

Слайд 3

Поэтому старая парадигма образования: учитель – учебник – ученик должна быть заменена на новую : ученик – учебник – учитель.

Слайд 4

Задача учителя теперь : организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; научить учащихся самостоятельно ДОБЫВАТЬ знания и ПРИМЕНЯТЬ полученные знания на практике; отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников; формировать собственную точку зрения; уметь ее аргументировать; использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний, то есть развитие компетентности учащихся.

Слайд 5

Только такое обучение можно считать развивающим. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из средств интеллектуального и духовного развития человека.

Слайд 6

...Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность… Бернард Шоу Научить учиться - ключевая сверхзадача образования Главное – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности

Слайд 7

Наша задача сформировать у учащихся основные компетентности: Социальную компетентность Коммуникативную компетентность Поликультурную компетентность Метаредметную компетентность Предметную компетентность Предметную математическую компетентность Предметную природоведческую компетентность Информационную компетентность Компетентность самообразования…

Слайд 8

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Слайд 9

С введением ФГОСа изменились требования к результатам Личностные результаты Метапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия , способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике) Предметные результаты

Слайд 10

Чему учить?

Слайд 11

Одним из основных заданий является формирование у первоклассников общеучебных умений и навыков Организационные умения и навыки (подбирать все необходимое для урока, раскладывать его на парте, включаться сразу в работу, придерживаться единых требований к оформлению письменных работ, знать основные элементы учебника, уметь пользоваться закладкой и пр.). Общеречевые умения и навыки (правильно, четко, выразительно говорить, слушать учителя, отвечать на вопросы, передавать услышанное, уметь обращаться к учителю, учащимся). Общепознавательные умения и навыки (определять признаки предметов, различать форму, цвет, размер и пр., находить одинаковые, разные, похожие признаки предметов, сопоставлять группы предметов, делать выводы после выполнения задания). Контрольно-оценочные умения и навыки (находить ошибки в ходе сопоставления своей работы и образца задания, оценивать свою работу и т.п.)

Слайд 12

В современной начальной школе актуальным и перспективным является развитие внедрения индивидуально – личностного обучения. Психолого-педагогическая тенденция личностно- ориентированного обучения – диалоговый подход к педагогическому процессу. Определяющим является социакультурный диалог в системе «педагог – ребенок» на основе его понимания, принятия и признания. Поэтому в своей работе с детьми я использую методы и приемы следующих технологий: игровые, технология проблемного обучения, группового обучения, интерактивного обучения, приемы критического мышления, развивающего обучения, проектную технологию, ИКТ.

Слайд 13

Планируя работу с детьми, я опираюсь на исследования выдающегося психолога Л.С.Выготского, который установил, что развитие всякой психической функции проходит через зону ближайшего развития. Л.С.Выготский указывал, что в школе ребенок обучается не тому, что он уже может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с учителем, под его руководством. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей в отношении обучения и развития, и то, что ребенок может делать в этой зоне, то есть в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно и, следовательно, перейдет на уровень актуального развития.

Слайд 14

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий ( УУД ) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин

Слайд 15

Личностные УУД (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания, самооценка, ориентация в сфере нравственно-этических отношений, самоопределение) Регулятивные УУД (целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая с аморегуляция) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные УУД (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание …; логические УУД: анализ объектов, синтез , сравнение, сериации, классификации объектов …; УУД постановки и решения проблем)

Слайд 16

ФГОС: личностные и метапредметные результаты Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов При этом каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием

Слайд 17

Как учить, чтобы сформировать универсальные учебные действия?

Слайд 18

Как строится урок традиционно? СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1. Учитель проверяет Д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3. Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4. Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2. Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать деятельность: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Слайд 19

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОСа ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания , при котором учащийся осваивает материал не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности

Слайд 20

Построение современного урока 1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 21

Образовательные технологии

Слайд 22

Что такое современные технологии на уроке? Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе.

Слайд 23

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Слайд 24

?! Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) ☺ Оценивание успехов (адекватная самооценка) © Проектная технология (самостоятельные дела)

Слайд 25

Проблемный диалог Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развитие творческого мышления + Максимально близок к жизненной ситуации - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведёт к нужному результату коротким путём - Меньше творчества А если в диалоге участвуют только 3 – 5 активных учеников? Каждый третий-четвёртый вопрос диалога (или задания) давать для работы в парах : «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (формулировку вопроса) вы даёте». Спросить 3-4 пары

Слайд 26

Продуктивное чтение До чтения Просмотрите текст и предположите по названию (выделенным словам, рисункам и т.д.), о чём он. Результат : предвосхищение чтения, создание мотива для чтения. Во время чтения Прочитайте текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В –задать вопрос автору текста; О – спрогнозировать ответ; П – найти в тексте ответ, проверить себя Результат : вычитывание не только фактической информации, но и подтекста, своя интерпретация текста После чтения Сформулируйте вывод по заданию (проблеме) Результат : понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Слайд 27

Алгоритм самооценки (Как оценить свои учебные достижения?) 1.Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)? 2.Выполнено ли задание (получен ли результат)? 3.Выполнено верно или с ошибкой? 4.Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью? 5.Вспомни, как ставятся отметки. Определи свою отметку.

Слайд 28

Выводы 1.Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры . Важно научиться проектировать урок в логике учебной деятельности 2.Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Важно строить урок так, чтобы он учил решать проблемы 3.С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встаёт вопрос об организации контрольно-оценочной деятельность . Важно формировать оценочную самостоятельность учащихся

Слайд 29

Урок в условиях ФГОСа технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания , находят решение. 4. Ученики применя-ют новые знания в задачах примене-ния технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3. Каждое задание по таблицам умений , уровням успешности и пр. 1. До чтения – предполагаем о чем? 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты. 3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Слайд 30

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"

Доклад  "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"...

Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .

Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения....

«Личностно-ориентированное обучение в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Описание опыта работы в условиях  перехода на ФГОС второго поколения...

Личностно ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Особое внимание в статье уделено использованию личностно ориентированного обучения в художественно-эстетическом образовании младших школьников....

Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"...