«Личностно-ориентированное обучение в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Путивцева Ирина Анатольевна

Описание опыта работы в условиях  перехода на ФГОС второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучать ребенка – это, значит, не давать ему нашей истины,

        но развивать его собственную истину до нашей, иными словами,

           не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью,

            но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно

            очевидный чувственный мир».

П.П.Блонский

        Перемены, происходящие в обществе, требуют совершенствования образовательного процесса, изменения целей образования, направленных на гармоничное развитие личности ребенка, готового к дальнейшей и быстрой социализации. Современное образование ставит своей главной целью формирование личности, заинтересованной  и творчески развитой. Помочь этому может личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика, признающее самобытность и самоценность  опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе  опыта учащегося.

Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен.  «Мера всех вещей — человек». Идея всестороннего гармоничного развития личности провозглашалась и в советский период. Человек объявлялся главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».

Традиционная система образования предлагала образцы, эталоны познания (познавательной деятельности), а  личностно-ориентированное обучение   в системе ФГОС, признает  уникальность  самого ученика и его жизненного опыта, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее  является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Личностно-ориентированное обучение — это обучение, где  центром является ребенок,  личность ребенка, ее самобытность, самоценность.

К моменту поступления в школу ребенок уже является носителем собственного познавательного опыта, т.е. субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется. Основная моя функция состоит  в максимальном  выявлении опыта, в его использовании и  “окультуривании” путем обогащения результатами общественно исторического опыта.

Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к заключению, что  традиционная система образования не всегда раскрывает у детей подлинные возможности их развития, возможности формирования их учебных умений.

Работая по стандартам второго поколения, я избрала личностно – ориентированную направленность в качестве главного направления  в своей работе по обучению и воспитанию обучающихся. Эта направленность создаёт другую мотивацию для педагогического труда.

          Основная характеристика опыта: Воспитание всесторонне развитой личности, готовой к самостоятельной жизни, живущей в согласии с собой, с окружающей действительностью, умеющей взаимодействовать с другими людьми, воспитанной на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание разносторонне развитой личности с опорой на следующие ориентиры: Отечество, Культура, Здоровье, Земля, Труд

           Характер решаемой учебно-методической проблемы:

- ориентация на приоритет развития ребёнка на основе личностно – ориентированного подхода, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности;

- применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогом и воспитанником.

          Условия возникновения опыта:

- осознание учителем важности и необходимости проявления развития субъектных возможностей учащихся, их жизненного опыта;

- теоретическая и методическая готовность педагога к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта учащихся на различных стадиях освоения учебного материала;

- знание педагогом групповых и индивидуальных особенностей обучающихся.

Эти знания помогают мне составлять учебные задания, адекватные возможностям детей и способствующие их развитию;

- готовность и способность обучающихся применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности;

- сформированностъ в классе, на уроке  благоприятного эмоционально – психологического климата;

- использование педагогом технологических приёмов и методов, которые способствуют воспроизведению ранее накопленных детьми знаний, умений, навыков.

Владею  определённым спектром приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся и применяю в зависимости от содержания и способов организации учебного занятия  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, специфики конкретной учебной ситуации.

         Актуальность опыта: Начальное обучение – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, так как именно в этом возрасте формируются базовые основания личности. Личностно – ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов ребёнка, развитие в каждом из них уникальных личностных качеств. Поэтому, считаю, актуальной проблему развития индивидуальности каждого ребёнка на основе выявления его индивидуальных особенностей.

         В процессе опытно педагогической работы по подготовке и проведению личностно ориентированных учебных занятиях я осознала необходимость применения приёмов и методов актуализации субъективного опыта учащихся на всех этапах урока. Для меня стала очевидной целесообразность опоры на накопленные учеником знания, умения, навыки на всех стадиях изучения нового материала.

          Цель для учителя:

-  выяснить, как личностно ориентированный подход в обучении будет влиять на получение максимально возможных результатов обучения ;

- используя данные диагностических исследований проследить рост мотивации к изучению предметов и формирование у школьников навыков самостоятельной учебной деятельности. 

          Целевые ориентиры учебных занятий:

  - формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов деятельности на основе актуализации субъективного опыта детей;

- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных качеств и интересов

          Гипотеза исследования:

          Если обеспечить на учебных занятиях условия для актуализации субъективного опыта ребёнка, используя принципы самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, успеха, доверия и методы диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создания ситуаций выбора и успеха, то:

- у школьников сформируются умения самостоятельной учебной деятельности;

- дети будут стремиться к проявлению и развитию своих природных и приобретённых возможностей;

- каждый ребёнок станет подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе;

- сформируются навыки партнёрского общения;

- получу максимально возможные качественные результаты в обучении каждого ученика;

- у учащихся сформируются навыки контроля за результатом учебной деятельности;

- будет развиваться познавательная активность, общеинтеллектуальные умения (анализ, сравнение, обобщение, группировка, классификация);

- произойдёт рост мотивации к изучению предметов, что может сказаться на успешности дальнейшего обучения.

         Новизна предусматривает:

 -    предлагать детям на уроках разноуровневые задания в виде карточек, памяток, перфокарт;

Например на уроке математики я использую разноуровневые задания:

  1. Реши примеры

16-9                5+8

17-8                6+7

9+6                8+7

  1. Вставь пропущенные знаки

14     6=8              4        6=8            

15     8=7          7      7 =14           

17     6=9          9      6=15         

  1. Запиши третье число, которое следует за числом 35. Запиши числа в порядке убывания: 3,27, 54, 17, 35, 98, 49, 43, 100.  Замени суммой разрядных слагаемых числа: 25, 54, 98.
  2. Запиши задачу кратко или нарисуй схему. Запиши решение и ответ.

В вазе было несколько конфет. После того как из нее взяли 10 конфет, в вазе осталось еще 5. Сколько конфет было в вазе?

Для запоминания названия компонентов при вычитании и способах их нахождения можно использовать такую памятку:

У-В=Р

В=У-Р

У=Р+В

У – уменьшаемое

В – вычитаемое

Р – разность

- в центре моего внимания как учителя - индивидуальные возможности и интересы учащегося;

Для выявления круга интересов обучающихся я провожу беседу «Мои увлечения?».

  • Какие учебные предметы тебе нравятся?
  • Почему?
  • Какой предмет кажется самым интересным?
  • Любишь ли ты читать?
  • Какое у тебя самое любимое произведение и почему?
  • Какая музыка тебе нравиться?
  • Чем ты любишь заниматься в свободное время?

- максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по предмету.

Важно, чтобы обучающиеся активно работали на уроке и на внеурочных занятиях.

 Например: на уроке литературного чтения, при изучении цикла стихотворений об осени, я спрашиваю:

  • Какие стихотворения об осени вы знаете?
  • Какое настроение они у вас вызывают?
  • Попробуйте составить словесную картину к стихотворению?
  • А сейчас представьте, что вы поэты и сочините четверостишие об осени, используя рифмы:

Ясная – прекрасная

Печальный – прощальный

Основные особенности личностно-ориентированного урока.

Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ…
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

На уроке окружающего мира по теме «Строение тела» провожу практическую работу.

В процессе работы использую иллюстрации учебника и макет «Внутреннее строение  человека». Обучающиеся могут не только увидеть, но и рассмотреть строение органов.

Мы с вами рассмотрели строение тела человека.

  • Назовите внутренние органы (головной мозг, легкие. Сердце, печень, желудок, кишечник)
  • Назовите части тела (голова, шея, грудь, живот, спина, верхние и нижние конечности).
  • Давайте с вами воссоздадим фигуру человека. Каким образом это можно сделать? (Нарисовать, вылепить)
  • Чем будут различаться эти фигуры?  (Пластилиновая фигура  будет объемной, можно осмотреть вокруг.  Нарисованная фигура будет плоской,  вид только спереди или сзади.)

Выберите удобный для вас вариант работы (лепка или рисование) и можете приступать к творчеству.

За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность.  Думаю,    причина   очевидна :  им   предложены такие условия обучения и предъявлены  такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.

Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.

На традиционном уроке учитель:

На личностно-ориентированном уроке учитель:

1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов.

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся.

5. Планирует и направляет детскую деятельность.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

При сохранении традиционных задач начального обучения (овладение чтением, письмом, счётом), я считаю, что на передний план должны выдвигаться цели формирования учебной деятельности, которые включают в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельные компоненты.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  • Уважай ребенка
  • Умей выслушать и понять.
  • Соблюдай права малыша.
  • Будь надеждой для него.
  • Знай, к чему стремишься.
  • Будь терпелив в ожидании чуда.

Учебная деятельность, которую я должна сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения.

Образовательные технологии  способствуют формированию активности обучающихся, помогают  не потерять интерес к обучению:

1). Развивающее обучение

2). Проблемное обучение

3). Разноуровневое обучение

4). Коллективные системы обучения

5). Проектные технологии

6). Игровые технологии

На уроках я часто применяю игровые технологии.

Например.  Урок русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне.

  1. Рефлексия. Игра «Самый внимательный!»

Прочитай и найди в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясни написание этих слов.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

К старости наш дедушка

Очень  поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

  1. Урок русского языка по теме «Закрепление правописания буквосочетаний»

Рефлексия. Игра «Найди ошибку»

  1. Найди и исправь ошибки.

У бабы с дедом жыла внучька Маша. Пошла девочька в лес за грибами и заблудилась.

В лесной чяще увидела Машенька чюдесный дом.

  1. Сверь с эталоном
  2. Оцени свою работу при выполнения задания

                 - я выполнил всю работу без ошибок.

                - я выполнил всю работу, но допустил 2 ошибки.

                              - я допустил 3 и более ошибок.

7). ИКТ

8). Здоровьесберегающие технологии

На уроках я часто применяю игровые технологии.

Например.  Урок русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне.

  1. Рефлексия. Игра «Самый внимательный!»

Прочитай и найди в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясни написание этих слов.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

К старости наш дедушка

Очень  поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

  1. Урок русского языка по теме «Закрепление правописания буквосочетаний»

Рефлексия. Игра «Найди ошибку»

  1. Найди и исправь ошибки.

У бабы с дедом жыла внучька Маша. Пошла девочька в лес за грибами и заблудилась.

В лесной чяще увидела Машенька чюдесный дом.

  1. Сверь с эталоном
  2. Оцени свою работу при выполнения задания

                 - я выполнил всю работу без ошибок.

                - я выполнил всю работу, но допустил 2 ошибки.

                              - я допустил 3 и более ошибок.

Согласно Федеральному Государственному Стандарту наиболее эффективными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются следующие методы:

  • Нетрадиционное начало традиционного урока;

Нетрадиционное начало урока активизирует обучающихся, создает эмоциональный настрой, дает положительную мотивацию к учебной деятельности

Например. Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе удачи»

Подумайте что вам пригодится для удачной работы на уроке?

Прочитайте девиз нашего урока:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает.

  • Постановка и решение проблемных вопросов;
  • Презентации учебного материала;
  • Использование форм  интерактивного обучения;
  • Элементы — «изюминки»;

Использование на уроках занимательных материалов таких, как ребусы, шарады, загадки, позволяет заинтересовать обучающихся.

Например.

Шарады

Отгадайте слова и запишите их. Подчеркните звонкие согласные синим карандашом, глухие – красным.

С глухим согласным я наливаюсь в поле, (колос)

Со звонким - сам звеню я на раздолье. (голос)

С глухим - траву она срезает, (коса)

Со звонким – листья объедает. (коза)

С глухим шипящим кругл, как мячик, (шар)

Со звонким – как огонь горячий. (жар)

  • Личностно - ориентированный подход;
  • Организация релаксации

Релаксация помогает обучающим  снять напряжение, расслабится, настроиться на дальнейшую работу.

Например. На уроке физической культуры я использую релаксацию «Яблочко».

Обучающиеся ложатся на маты.

Закройте глаза и представьте, что вы сейчас небольшой поляне. Вы лежите на мягкой траве, она щекочет вам шею, руки, ноги. Светит солнышко. Его лучи ласково касаются вашего лица.

Вы поднимаете голову и видите над собой красивое спелое яблоко, вы тянитесь к нему, пытаетесь сорвать. Набегает легкий ветерок, яблочко срывается с ветки и падает вам в руки. (Обучающиеся протягивают руки вверх. Одному ребенку даю яблоко-муляж)

  • У кого яблочко в руках?

Использование данных методов предполагает применение на уроках следующих приемов, как:

  • Кластер;

Например. Урок  окружающего мира по теме «Наша дружная семья».

На доске центральное слово «Семья»

Кто является членами вашей семьи?

  • Охарактеризуйте членов своей семьи. Какие они?
  • В зависимости от центрального слова и дополнительных вопросов гроздья будут разрастаться.

  • Маркированная таблица;

Например, при чтении текста, когда ученик, осуществляя рефлексию, вступает в диалог не с автором, а с самим собой, я предлагаю отмечать в таблице те места (предложения, слова, факты, мысли), которые были известны ранее, и те, о которых хотелось бы узнать подробно. Закончив чтение и просмотрев свои заметки, они определяют, на все ли вопросы получены ответы, не осталось ли что-то непонятным, нужно ли дополнительно искать в литературе информацию о заинтересовавшем факте, явлении.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Обучающиеся записыают то, что уже знают об этом вопросе

Спорные идеи и вопросы

Обучающие записывают новые сведения полученные из текста. 

  • Мозговой штурм;
  • Ромашка Блума;
  • Игра

При разработке дидактического материала  учитываю особенности обучающихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.

В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно:

1. в виде правил,
2. предписаний,
3. алгоритмов действий,

или путем организации самостоятельного поиска:

4. реши разными способами,
5. найди рациональный способ,
6. сравни и оцени два подхода.

  • Как мотивировать обучающегося для решения задачи по математике?

Так как во 2 классе действует безоценочная система, я предлагаю модель мотивирования:

  • Задача 1 интересна тем, что при её решении надо рассуждать, мыслить, однако за ее решение только похвала учителя.
  • Задача 2 менее интересна, но за её решение ты получишь смайлик (сердечко, звезду).

Я убедилась, что чем разнообразнее субъектный опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо менять функцию и форму организации урока. Теперь урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.

         Приведу фрагмент урока окружающего мира  во 2-м классе, изучаемая тема “Если хочешь быть здоров”. Мне необходимо дать набор основных правил гигиены, но я полагаю, что дети пользовались ими в житейской практике и закрепили за ними определенное содержание.  Перед началом подачи своего материала выясняю, что обучающимся уже известно по этой теме. Для этого организую свободную (эвристическую) беседу, стимулирующую обучающихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу того, как они применяют правила гигиены, что они знают о различных заболеваниях, ставлю проблемный вопрос:

Наш друг Муравьишка прислал нам конверт. Посмотрим, что там?

Один обучающийся читает вопросы.

  • Что такое гигиена?
  • Почему нужно чистить зубы?
  • Что произойдет, если я перестану соблюдать правила гигиены?
  •  Как вы думаете, что будем изучать сегодня на уроке?

Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует от учителя специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, не надо опасаться неправильных ответов, необходимо привлекать к работе всех учеников, а не только успевающих, обсуждать все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания.

Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, мы вместе отбираем то содержание, которое закреплено научным знанием.

Я часто обращаюсь к классу с вопросами:

  • Что вы знаете об этом? Где наблюдали?
  • Какие свойства, признаки можно выделить?
  • Где в жизни это можно использовать?

Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета. Я не принуждаю, а убеждаю учеников принять то содержание, которое предлагается с позиции научного знания.

Ученики, в этом случае, не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно значимым смыслам.

 Планируя уроки литературного чтения, стараюсь  строить их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед обучающимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, старалась добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.

Памятка

Работа над рассказом

1.Как называется рассказ? Кто его написал?

2.Прочитай рассказ.

Когда происходит действие, которое в нём описывается?

3.Назови действующих лиц. Что ты о них знаешь?

4.Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился тебе и чем именно?

5.О чём ты думал, читая рассказ?

Я верю в каждого ребёнка, верю и люблю его такого, каков он есть, стремлюсь сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других.

По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»

Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.

На любом уроке можно использовать игру как важный элемент обучения. Игра – прием обучения направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке.  

Например, на уроке окружающего мира я использую такие игровые моменты:        

  • Доскажи словечко;
  • Найди ошибку;
  • Угадай предмет по описанию;
  • Белая ворона;
  • Служба спасения  (ролевые игры)

Игра активизирует обучающихся, выявляет их творческие способности, умение нестандартно мыслить; помогает учителю выявить знания обучающихся без потери ими интереса к обучению.

Особым этапом в развитии творческих способностей обучающихся считаю проектные технологии. Создание проектов – основа развития творческого потенциала. Обучающиеся получают полную свободу деятельности в выборе формы подачи, излагаемого материала;  в поиске необходимой информации. Задача учителя нацелить на выполнение задания, поддержать творческую инициативу, не ограничивая творчества.

Например. В первом классе обучающиеся знакомятся с техникой оригами. Во 2 классе это понятие они встречают в математике. Я  предлагаю обучающимся проект «Оригами – простота линий, красота форм».

Ставлю проблемный вопрос:

  • Как связаны оригами и математика?
  • Как выполняют поделки в технике оригами?
  • Где вы будете искать информацию?
  • О чем бы вы хотели узнать?        
  • Как вы сможете показать результат своей работы?

Благодаря разнообразию технологий, методов и приемов обучения формируется определенный набор универсальных учебных действий, предметные, метапредметные и личностные результаты. Обучающиеся получают определенный набор знаний, алгоритмов деятельности по учебным предметам, учатся самостоятельности, умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, осознают личностный смысл учения, личную ответственность за свои поступки.

Завершающим этапом в моей работе с обучающимися  к 4 классу является:

1.     У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.

2.     Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

3.     Должны владеть умением моделировать учебный материал.

4.     Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.

 Используемая литература:

1.В.С. Кузнецова  Е. В. Позднякова. Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя начальных классов.

2.Л.П. Карина. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности.

3.М. Г. Тяжёлова. Приёмы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка.

4.З.В. Кураченко. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математики.

5.Т.П. Сальникова. Педагогические технологии.

 

Описание опыта работы

 по теме

«Личностно-ориентированное обучение

в условиях перехода

на ФГОС второго поколения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения"

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Психологическое занятие с педагогами «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения».

С сентября 2010 года в школах началась апробация ФГОС НОО, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно – деятельностный подход. ...

Здоровьеформирующее обучение и воспитание школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных с...

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на  ФГОС второго поколения....

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию оразовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения...