Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.
статья (1 класс) по теме

Чурсина Валентина Васильевна

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное содержание.Рекомендации ФГОС не вызывают сомнения в том, что деятельностное содержание образования – это ответ на вызов времени, это огромный     резерв дальнейшего повышения качества         образования.

Методологической основой стандарта является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Цели образования выступают в стандарте в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sovremennogo_uroka.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС.

Организация современного урока.

Слайд 2

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное содержание.

Слайд 3

Рекомендации ФГОС не вызывают сомнения в том, что деятельностное содержание образования – это ответ на вызов времени, это огромный     резерв дальнейшего повышения качества         образования.
Методологической основой стандарта является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Цели образования выступают в стандарте в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.

Слайд 4

Требования к содержанию учебных программ определяется деятельностным подходом. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств решения, которая, обеспечила бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование УУД и как следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

Слайд 5

Требования к организации обучения обуславливаются также деятельностным подходом.Организация учебной деятельности учащихся включает развитие учебно-познавательных мотивов. Выбор конкретных методов и приёмов обучения должен обеспечивать полную и адекватную ориентировку ученика в  знании.

Слайд 6

Должна быть предусмотрена организация таких форм  сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициативность ученика.В качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов в образовании.

Слайд 7

Три постулата современного урока.

1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Слайд 8

Организационные основания урока.

1. Работают все и работает каждый.

2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

3. Все благодарны каждому за его участие,  и каждый благодарен всем за своё продвижение к знаниям.

4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.

5. Все и каждый имеют право высказывать мнение   относительно проведённого занятия.

Слайд 9

Система организационных правил на уроке.Доводить педагогические требования до своего логического конца.Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований. Не предъявлять детям непосильных требований. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Слайд 10

Показатели культуры урока.

Поведенческие.

Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.

Учебный материал – отражение разных сторон жизни.

Эмоциональная окрашенность урока. Культурологические нормы деятельности учителя на уроке.

Слайд 11

Правила совместного общения на уроке.
Не произносить резких, категоричных суждений.

Не подчёркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.

Не пренебрегать мнениями других.

Не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и чётким в высказываниях.

Не допускать фамильярности по отношению к кому-либо.

Отмечать индивидуально-ценное в работе каждого.

Выражать благодарность в адрес   присутствующих.

Слайд 12

Результат учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

целенаправленность его деятельности на уроке;

характер отношения с учащимися;

индивидуально-личностный подход к учащимся;

умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

Слайд 13

Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

работа по развитию познавательного интереса;

работа учителя по формированию знаний, умений,  навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;

сфокусированность усилий на формирование понятий;

развитие общих способностей учащихся;

объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;

эффективность усилий, развивающих личность;

эффективность воспитывающих влияний.

Слайд 14

Результаты работы учащихся:

уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

отношение учащихся к учебному труду;

отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;

объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;

наличие у учащихся познавательного интереса;

воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;

знание учениками фактического материала и уровень его усвоения

Слайд 15

Характеристика степени обученности учащегося.

Показатель 1. Различение, распознавание.

Характеризует низшую степень обученности. Учащийся может лишь констатировать, что материал объяснялся учителем, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы учащегося односложны, наблюдаются попытки угадать ответ.

Слайд 16

Характеристика степени обученности учащегося.

Показатель 2.         Запоминание.

        Учащийся может пересказать содержание определённого текста, правила, однако, до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не её смысловую сторону. Усвоение материала на основе заучивания. Опора на заучивание – это одна из причин формализма в обучении.

Слайд 17

Характеристика степени обученности учащегося.

Показатель 3.        Понимание.

        Может найти признаки, связи, умеет анализировать и обобщать. Применяет правила логического умозаключения. Умеет воспроизвести учебный материл, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может воспроизвести знания на практике.

Слайд 18

Характеристика степени обученности учащегося.

Показатель 4.

        Элементарные умения и навыки.

Отработано элементарное умение использовать полученные теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы, правила.

Слайд 19

Характеристика степени обученности учащегося.

Показатель 5. Перенос ЗУН (знаний, умений, навыков) в новые ситуации.

        Умеет творчески применять полученные знания в новой нестандартной ситуации, даёт ответ на любой вопрос, решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.

Слайд 20

Этапы   проблемно-диалогического урока.
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2) Выдвижение версий.

3) Актуализация имеющихся знаний.

4) Составление плана решения проблемы.

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6)Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Слайд 21

Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока

1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока.

2. Чтение материала в учебнике (содержательный план)

3. Определение целей по линиям развития.

4. Определение мини (стандарт) и макси (предложение учебника) уровней.

5. Разработка проблемной ситуации.

6. Предполагаемый диалог (побуждающий, подводящий).

7. Актуализация знаний.

8. Форма работы (индивидуальная, в паре, в группе).

9. Применение знаний (система упражнений по уровням).

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание (возможна дифференциация)

Слайд 22

Одна из основных задач – сформировать у учащихся профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями.

Это значит: уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.

Слайд 23

Новые образовательные стандарты

Учитель должен изменить сам подход к процессу обучения, отношения к ученику, осознать, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой,  а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание имеют значение для развития личности.

Слайд 24

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь».

Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Слайд 25

Методологические основы организации личностно-ориентированного урока.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает

виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Слайд 26

                                      Памятка

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

•        Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

•        Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

•        Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

•        Использование проблемных творческих заданий.

•        Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

•        Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

•        Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

•        Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

•        При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Слайд 27

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить  учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого  дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).

Слайд 28

В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов.

При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Слайд 29

 Виды заданий для развития индивидуальной личности

Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):

•        содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

•        анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личностности плана сочинения, последовательности действий в лабораторной работе и пр.);

•        оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);

•        анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);

•        включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);

•        «Зеркальные задания» – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература), или внесенными в урок диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).

Слайд 30

Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):

•        аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);

•        выбор заданий качественной различной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);

•        задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;

•        задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);

•        выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);

•        выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);

•        задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;

•        задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

Слайд 31

Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

• требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: литературные, исторические, физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);

• требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);

• выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);

• задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор);

Слайд 32

•        задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и д.т.);

•        проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной.

Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих задатков.

Слайд 33

Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):

•        совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;

•        «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.):

Слайд 34

•        творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);

Слайд 35

•        творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);

•        задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы – по биологии или совместные задания типа интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);

Слайд 36

•        совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);

•        задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (например, совместная разработка плана осуществление индивидуальных лабораторных работ с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением или совместная проработка уровня ответа на зачете и индивидуальных планов подготовки к такому зачету);

Слайд 37

•        стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы:

подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.

Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....

Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников

Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьниковВыступление....

доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"

Доклад  "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"...

Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников

Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....