Работа методического объединения
учебно-методический материал на тему

Пономарева Елена Васильевна

Отчёт работы МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_raboty_mo_nachalnyh_klassov.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет работы МО начальных классов

за 2013-2014 учебный год.

     Методическое объединение педагогов начального образования – коллектив с ярко выраженной индивидуальностью, чёткой профессиональной позицией и постоянной потребностью в самообразовании и повышении профессионального уровня.

     В начальной школе работает 6 учителей: 3 педагога имеют высшее образование и 3 средне-специальное; кроме того, 2 педагога имеют высшую категорию, 3 педагога – I категорию и 1 педагог – II категорию. Вся начальная школа (11 классов) работает по УМК – «Школа 2100».

   

     Тема, над которой работало методическое объединение – «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в начальной школе».

    Цель работы методического объединения – повышение качества образования учащихся начальной школы через развитие потенциала и совершенствование профессиональной компетентности учителей.

 Были поставлены задачи:

  • обеспечение высокого методического уровня проведения учебных занятий;
  • повышение профессиональной квалификации учителей;
  • внедрение новых технологий обучения;
  • реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • повышение качества знаний учащихся.

В основном все эти задачи были выполнены.

Было проведено 5 заседаний по следующим темам:

1. «Анализ работы МО за 2012 – 2013 уч.год. Организация внеурочной деятельности на 2013 – 2014 уч.год».

2. «Системно – деятельностный подход – основа стандартов второго поколения».

3. «Современный урок (совершенствование качества современного урока через реализацию инновационной деятельности в начальной школе».

4. «Новый подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях введения ФГОС».

5. «Пути интесификации учебного процесса в начальных классах».

      Все заседания проходили плодотворно, носили обучающий характер. Происходил обмен опытом среди коллег по учебно - воспитательным  вопросам. После каждого заседания подводились итоги, отмечались позитивные и негативные моменты в работе.

      Важным вопросом  методического объединения было введение федерального  государственного образовательного  стандарта начального общего образования. 1-4 классы нашей школы    работают по внедрению ФГОС.

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами изменилась роль учителя в обучении детей. Сегодня учитель должен создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, готовности к переменам и преодолению трудностей. Ведущее место на уроках отводится деятельности детей. Задача начальной школы не просто научить читать, писать, считать, а научить учиться, а это значит самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения и работу своих одноклассников, сотрудничать друг с другом, работать с разными источниками информации.

      В нашей школе девять классов обучаются по Федеральным государственным стандартам. Все учителя прошли курсовую подготовку для работы по ФГОС, работают по УМК «Школа 2100».

      Работа в первых классах ведется в соответствии с основной образовательной программой. В сентябре была проведена входная диагностика предметных умений по математике и по русскому языку и диагностика универсальных учебных действий. Учителя заполнили индивидуальные карты по математике, русскому языку и формированию общеучебных умений, а также листы наблюдений за формированием УУД. Все индивидуальные листы хранятся у детей в портфолио.

     Психологическая диагностика готовности к школьному обучению учащихся 1-х классов проходила в период с 01.10.14 по 20.10.14. В ней приняли участие 85 обучающихся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило».

   В целом, по результатам проведенного анализа, 65% обследованных первоклассников имеют высокий уровень подготовки к школе,  20% первоклассников показали средний уровень и 15% - низкий уровень подготовки к школе. Низкое выполнение отдельных методик показывает, что в дальнейшем обучающиеся могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок к учебной деятельности, а также недостаточной сформированностью конкретных навыков (в частности, вычленение звука в слове).

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтению, счету и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

В сентябре 2013 учебного года в 1-х классах было проведено первое  диагностическое    исследование с целью:

- выявить общий уровень развития ребёнка, готовность к обучению в первом классе.

Класс

Количество учащихся в классе

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

24

 6 (25%)

 13 (54%)

 5 (21%)

25

 6 (24%)

15 (60%)

4 (16%)

24

8 (33%)

10(42%)

 6 (25%)

Всего

16 (27%)

39 (52%)

15 (21%)

Из таблицы видно, что на начало года большинство учащихся 1-х классов имеют средний уровень развития. Больше всего учащихся с высоким уровнем развития в 1-В классе, в этом же классе больше обучающихся с низким уровнем развития.

В конце года была проведена комплексная работа. Комплексная письменная работа «Мои достижения» позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.

Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

        Работа состояла из 2-х частей: основной и дополнительной. Предложенные учащимся задания составлены с целью проверки знаний по русскому языку, математике, окружающему миру. В ходе работы также проверялась сформированность у учащихся в первый год обучения универсальных учебных действий, порождающих мотивацию к обучению и позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

 Были получены следующие результаты:

Сформированность УУД

класс

критерии

Следовать инструкции

Поиск информации

Строить высказывания

Рассуждать и обосновывать действия

1 А

Самостоятельно

17

15

13

12

С помощью учителя

4

5

7

6

Не справился

1

1

3

2

1 Б

Самостоятельно

18

16

15

14

С помощью учителя

3

6

5

5

Не справился

0

0

2

3

1 В

Самостоятельно

15

13

11

13

С помощью учителя

2

4

4

4

Не справился

1

1

1

1

Итог

Самостоятельно

50

44

39

39

С помощью учителя

9

15

16

16

Не справился

2

2

6

6

Типичными затруднениями и ошибками при выполнении работы являлись:

- определение границ простого предложения;

- недостаточно сформированное умение осмысленного чтения текста;

- звуко-буквенный анализ слов;

- построение небольшого высказывания;

- толкование лексического значения слова;

- владение понятиями «больше», «меньше», «столько же»;

- классификация объектов природы.

Причиной таких результатов может быть недостаточная работа учителей 1-х классов на этапе закрепления материала, а также нетрадиционная форма итогового контроля: непривычные для учащихся формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания, а также несформирванность отдельных критериев УУД:

          из регулятивных:

         - поиск инфрмации в предложенных источниках;

         - умение сформулирвать цель.

         из познавательных:

        - хитроумные решения.

          На своих уроках учителя реализуют деятельностный подход в обучении. Во всех классах перед выполнением заданий дети под руководством учителя определяют учебную задачу, подводят итог после выполнения задания. Все учителя обучают детей оценивать себя по разным критериям: правильность, аккуратность, наклон, свою работу на уроке в зависимости от предмета и характера задания. На уроках учителя используют презентации, мультимедийное сопровождение к урокам, презентации с музыкальными физминутками.

          В марте прошла итоговая аттестация за курс начальной школы (ТОГИРРО) в 4 классах. Тестирование широко применяется при проверке знаний, умений и навыков. Этот вид контроля в последнее время широко предлагается ученикам начальной школы. Данная форма проверки с 5 класса и до выпускного ЕГЭ является одной из основных форм контроля.

класс

Количество обучающихся

Выполнили на «5»

Выполнили на «4»

Выполнили на «3»

Выполнили на «2»

4 А

Естественно-математический цикл

25

6

8

11

Гуманитарный

25

10

8

7

4 Б

Естественно-математический цикл

25

1

13

9

2

Гуманитарный

27

1

19

5

2

   В естественно- математическом цикле больше всего было допущено ошибок в следующих заданиях:

    - в записи величин в порядке возрастания;

    - в решении задачи на движение;

    - в знании природных зон и их особенностях;

    - в работе с картой;

    - в знании разрядов и классов;

    - в сопоставлении характеристик животных и запись их в таблицу;

    - в определении температуры воздуха по таблице.

    В гуманитарном цикле:

    - в фонетическом разборе слова;

    - в нахождении предложений с однородными членами;

    - в определении жанра детской литературы и размещении произведения в соответствующий сборник;

    - выборочной работе с текстом;

    - в определении плана, который наиболее соответствует данному тексту.

      По традиции в начальных классах в апреле месяце проводился «День открытых дверей» для родителей будущих первоклассников. Родители дали высокую оценку мероприятию, которое они посетили вместе с дошкольниками.

     В новом, 2014-2015 учебном году, следует обратить внимание на  повторение данных тем и разделов, на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов;  добиваться прочного усвоения обучающимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой; систематически осуществлять работу над ошибками; довести до сведения обучащихся и родителей алгоритм работы над каждой темой.  

      Воспитательная работа в школе – это составляющая всей деятельности ОУ. В ФГОС воспитательной работе и внеурочной деятельности отведена значительная роль. Ученики с желанием посещают кружки в Детском подростковом центре «Гайдаровец»: танцевальный «Хип-хоп», театральный, кукольный, «Оригами», экология, ИЗО, «Умелые руки»; в ДК «Торфяник» - вокальный, танцевальный «Вереск», «Рукодельница», «Английский язык». Обучающиеся с удовольствием принимают участие в школьных, городских конкурсах, завоёвывают призовые места.

      В целях обеспечения качества организации преемственных и непрерывных связей дошкольного и начального школьного образования учителя начальной школы приняли активное участие в педагогической акции «Навстречу друг другу», проводимой ГИМЦ. Воспитатели детского сада № 92 посетили уроки Кропаневой В.Л., Жуйковой Т.А., Протопоповой В.Н. в школе, а учителя школы посетили занятия в дошкольном  учреждении. Кроме того, был проведен круглый стол по обмену мнениями по вопросам перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения, формирования предпосылок УУД старших дошкольников и результатов адаптации первоклассников.

      Методическая работа объединения учителей начальных классов разнопланова. МО руководит самообразованием педагогов, взаимопосещением уроков. Стало традицией, что каждый учитель выбирает тему самосовершенствования и работает по ней 2-3 года. Наработанный материал учитель представляет на творческом отчете или во время проведения открытого урока. Исключением не стал и этот год.

     В начальной школе прошли олимпиады, с целью выявления наиболее одаренных детей в той или иной области знаний. Олимпиады проводились по учебным предметам.

   Также обучающиеся начальной школы в этом учебном году  приняли участие во всероссийских олимпиадах:

Олимпиада

Количество участников

1

«Кенгуру»

56

2

«Русский медвежонок»

64

      В 2013-2014 учебном году в проекте "Здоровая школа" участвовали первоклассники нашей школы. В МАОУ СОШ № 91 были организованы соревнования «Вкусные старты». Наши малыши заняли 2 место.

      Наряду с имеющимися положительными результатами есть нерешенные проблемы, над которыми нужно работать в следующем году:

1. Систематически отслеживать мониторинг успеваемости каждого учащегося, формировать портфолио обучающихся, обратить особое внимание на систематическую работу по отслеживанию у каждого ребенка УУД:

а)   личностные:

- участие в подведение итогов урока;

- самооценка событий

б)  познавательные:

- упорядочивание;

- поиск лишнего;

в)  регулятивные:

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль.

г)  коммуникативные:

- работа в группах;

- игровое взаимодействие.

2. Создавать медиатеки по предметам.

3. Глубже и шире проводить работу с одарёнными детьми.

4. Тщательно проводить работы над ошибками в контрольных работах и текущих.

5. Применять различные виды деятельности по изучению качества знаний, умений и навыков учащихся.

6. Реализовывать творческих потенциал учителей через исследовательскую деятельность.

 

7. Повышение уровня уровень результативности на олимпиадах.

         

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ на 2014-2015 учебный год:

Цель:

совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.

Задачи:

  1. Повышение качества обучения:

-  Использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие обеспечить положительную динамику познавательного интереса обучающихся;

- Направить работу на создание условий по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО.

- Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы.

- Оказание педагогической поддержки обучающимся с разным уровнем обучаемости.

- Выстраивание индивидуальной схемы развития обучающихся начальных классов на основе планируемых результатов осовения образовательных программ.

2.Повышение качества преподавания:

-  Повышение уровня педагогического мастерства через активное участие учителей МО в работе семинаров, творческих групп.

-   Продолжить работу по внедрению новых стандартов в учебный процесс.

- Совершенствовать работу по здоровьесберегающим технологиям и укреплению здоровья обучающихся, повышать эффективность активно деятельностных форм организации учебного процесса.

- Формировать навыки проектной деятельности обучающихся начальной школы.

-  Продолжить работу по формированию портфолио обучающегося начальной школы.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы методического объединения учителей начальной школы

Содержит основные направления методической работы...

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).

Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и образовательных проектов

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и ...