Календарно-тематическое планирование система Занкова 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Материал содержит календарно-тематическое планирование всех учебных предметов по развивающей системе Л.В.Занкова в соответствии ФГОС НОО для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

                  Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса общеобразовательной школы разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования.

 1.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2013;  Нечаева Н.В.,

2. Методическими рекомендациями (Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, – Самара: Корпорация «Федоров», 2011).

3. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

Обучение грамоте-92 ч.


            Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
           
Цель курса – обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.
Теоретической основой обучения грамоте (чтению) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.  В программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе литературное чтение.

           В результате освоения предлагаемой представленной программы периода обучения грамоте, в соответствии с планируемыми результатами ФГОС НОО будут решены следующие задачи, обеспечивающие формирование универсальных и предметных учебных действий:

  • сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
  • подвести обучающихся к пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения:
  • сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека:
  • создать условия для овладения учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

(СМ. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.

Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Федоров». 2012. С. 8.)

II. Общая характеристика учебного предмета

     Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным курсом «Обучение грамоте».  Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Цель курса – обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.
Теоретической основой обучения грамоте (чтению) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.
Задачи курса:
- овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;
- овладение графическим действием как основой обще учебных умений в период усвоения грамоты;
- формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);
- развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;
- развитие коммуникативных умений: ориентироваться в книге, участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.
- воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

    Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

1.Универсальные учебные действия

  1.1. Личностные УУД

 У обучающегося будут сформированы:                                                                                                                                                                             - положительное отношение к школе и учебной деятельности;                                                                                                                                               - интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);                                                                                                                                         - знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- представления о причинах успеха в учебе;                                                                                                                                                                         - этических чувств на основании анализа простых ситуаций;                                                                                                                                - вкутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;                                                                                  - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;        - представления о языке как средстве общения, о разнообразии  ситуаций общения;                                                                                        - о русском языке как средстве межнационального общения , о своей семейной и этнической принадлежности.

1.2.Регулятивные УУД

 Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                                                                                                  - понимать выделенные учителем ориентиры действия  в учебном материале;                                                                                                                                                        - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;                                                                           - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной  речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проговаривать вслух последовательность производимых действий;                                                                                                                          - осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;                                                                                                    - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;                                                                                                              - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи:                                                                       - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

1.3.        Познавательные УУД
Обучающийся научится:

  • искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • осуществлять сравнение, сериацию. классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку)г-

-        подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне): звуки-буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные -безударные; слог; согласные мягкие -твердые, согласные звонкие-глухие, согласные шипящие.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;                                                                                                                          - видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;                                                                                                                                          - воспринимать смысл небольшого текста;                                                                                                                                                                                 - соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

1.4.        Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах):
  • иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правил вежливости: адекватно реагировать на обращение учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные высказывания;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать средства устного общения оля решения коммуникативных задач.

2. Предметные результаты

2.1.        Развитие речи

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • понимать небольшой текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать заголовок текста из ряда данных;
  • узнавать литературные произведения малых жанров;

-        составлять небольшие рассказы повествовательного характера с опорой на рисунки, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений,

2.2.        Система языка
2.2.1. Фонетика

Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;
  • устанавливать число и последовательность звуков в слове;
  • сравнивать значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения;
  • определять место ударения в двусложных словах;
  • делить слова на слоги;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;
  • использовать небуквенное графическое средство - пробел между словами.

Обучающийся получит возможность научиться:        

- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;                                                                                                                                                             - определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;                                                                                                                                               -  определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);                                                                                               - определять указатели мягкости-твердости согласных звуков;                                                                                                                                              - обозначать на письме звук [й].

2.2.2.        Графика
Обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы;
  • определять функцию ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава в двусложных словах (при орфоэпическом чтении слов учителем);
  • соотносить схему слова с названием предмета, записывать слова под диктовку схемами;
  • определять функции букв е, ё, ю, я.

2.2.3.        Чтение
Обучающийся научится:

  • читать осознанно и правильно вслух небольшой текст плавным слоговым чтением и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка;
  • отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
  • орфоэпическому чтению (при чтении целыми словами);
  • безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для чтения.

2.2.4. Слово и предложение

Обучающийся научится:

  • различать предметы, явления и слова, их называющие;
  • соотносить название нарисованного предмета со схемой слова;
  • различать предложение и слово;
  • различать на слух границы слов и предложений;
  • соотносить нарисованное предложение (пиктограмму) с его схемой;
  • записывать слова и предложения самостоятельно и под диктовку схемами, подбирать несколько слов (предложений), соответствующих одной схеме;
  • голосом показывать цель высказывания (правильно интонировать несложные предложения).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать вывод о происхождении слова (на примере мотивированных названий), устанавливать значение многозначных слов;
  • классифицировать и объединять в группы слова по их лексическому значению;
  • объединять слова в предложения; выделять предложе ния из текста;
  • сравнивать смысл предложений при изменении форя отдельных слов, служебных слов, интонации, порядка слов.

2.2.5. Орфография

Обучающийся научится:

  • определять сильную и слабую позиции гласных в слове;
  • применять правила правописания: раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания (.?!) в конце предложения;

- безошибочно списывать слова, предложения, тексты, предложенные в Тетради по письму.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания: написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением), прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.        

V.Содержание учебного предмета

       

Обучение грамоте-92ч.

Добукварный период -15 ч.

Букварный период - 73ч.

1)Непарные звонкие согласные-15ч.                                                        

2)Парные звонкие согласные-14ч.                                                                

3) Парные глухие согласные – 17ч.                                    

4)Двузначные (йотированные) гласные буквы -11ч.                            

 5) Ь – показатель мягкости согласного – 4 ч.                                                                                                    

 6) Непарные глухие согласные-10 ч.                                                          

  7) Разделительный Ъ и Ь знак -2ч.

Послебукварный период- 4ч.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте.

Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:

- между целью, адресатом, местом общения и формой общения;

- о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;

-владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- группировать языковой материал по заданным основаниям;

-подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук _ гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);

- соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

- пользоваться учебными книгами;

Знать/понимать:

- звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

- признаки гласных и согласных звуков;

- признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;

- написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;

- алфавит;

Уметь:

- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;

- разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие;

- различать на слух звуки речи;

- различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

- определять место ударения в двусложных словах;

-  делить слова на слоги;

II. Содержание учебного курса    

Обучение грамоте-92ч.

Добукварный период -15 ч.

Букварный период - 73ч.

1)Непарные звонкие согласные-15ч.                                                        

2)Парные звонкие согласные-14ч.                                                                

 3) Парные глухие согласные – 17ч.                                    

4)Двузначные (йотированные) гласные буквы -11ч.                            

 5) Ь – показатель мягкости согласного – 4 ч.                                                                                                    

 6) Непарные глухие согласные-10 ч.                                                          

  7) Разделительный Ъ и Ь знак -2ч.

Послебукварный период- 4ч.

Развитие речи. Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь; разные функции речи; общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.

Устная речь (слушание, говорение). Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативных задач. Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чём можно просить и о чём нельзя. Инсценировки.

Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения.

Ориентировка в Азбуке: обложка, форзац, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные.

Стихи и проза. Тема произведения, название, автор, персонажи, герои.

Сказки, Их возникновение, способы сохранения и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, считалка и пр. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунки, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.

Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

Графика. Различение звука и буквы. Буквы, не обозначающие звуков (ь,ъ). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слов. Буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласного. Непарные твердые согласные (ж,ш,ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные.

Чтение. Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознание чтения слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.

Знакомство с орфоэпическим чтением.

Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого из заданных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр.

Слово и предложение. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией. Представление о многозначных словах.

Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.

Различие предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

(15 часов)

Однозвучные буквы гласных звуков

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к отдельным заданиям;

представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-        интереса к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

-        представление о своей семейной и этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

оценивать совместно с учителем результаты, своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

искать нужную информацию на странице (или развороте) Азбуки;

«считывать» информацию с рисунков;

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке на с. 4-22;

анализировать объекты, представленные в рисунках;

сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.

Обучающийся получит возможность научиться:

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; речь устная и письменная; звуки и буквы; звуки гласные-согласные, согласные мягкие - твердые;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать мнение сверстников, родителей о «считывании» информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев.

Обучающийся получит возможность научиться:

правилам общения в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителей;

основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД

(73 часа)

Непарные звонкие согласные и их буквы Л, М, Н, Р, Й (17 часов)

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к отдельным заданиям;

представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

интереса к занятиям по Азбуке;

представления о причинах успеха в учебе;

проявления этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

представления о своей семейной и этнической принадлежности;

понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

адекватно воспринимать оценки своей работы учителями;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

искать нужную информацию на странице (или развороте) Азбуки, «считывать» информацию с рисунков;

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и других учебных пособиях;

анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

понимать заданный вопрос;

Обучающийся получит возможность научиться:

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; слог, согласные мягкие-твёрдые;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

правилам общения в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителей;

основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

Обучающийся получит возможность научиться:

иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и в группе).

Парные звонкие и глухие согласные и их буквы Б, В, Г, Д, Ж, 3, К, П, С, Т, Ф, Ш

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни;

представление о своей семейной принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- положительного отношения к школе и учебной деятельности;

представления о причинах успеха в учебе;

этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

представления о своей этнической принадлежности;

-понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

проговаривать вслух последовательность производимых действий;

адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос;

анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); звуки-буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные, слог, согласные мягкие-твёрдые.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях;

первоначальному умению различать способы передачи и сохранения информации в давние времена и сейчас;

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

составлять целое из его частей;

на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

правилам общения в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителя;

использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        строить понятные высказывания;

формулировать собственное мнение и позицию;

участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и в группе);

договариваться, приходить к общему решению;

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Двузвучные (йотированные) буквы Е, Е, Ю, Я. Ь - показатель мягкости согласного. Непарные глухие согласные звуки и их буквы X, Ц, Ч, Щ. Разделительные Ь и Ъ

Планируемые результаты (универсальные учебные действия) на конец периода обучения грамоте

Личностные универсальные учебные действия

 

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни;

представления о своей семейной принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-        этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

представления о причинах успеха в учебе;

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Обучающийся получит возможность научиться:

-        проговаривать вслух последовательность производимых действий;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки и буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные; слог; согласные мягкие-твёрдые, согласные звонкие-глухие, согласные шипящие.

Обучающийся получит возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

воспринимать смысл небольшого текста;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах);

иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные высказывания;

задавать вопросы,

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

(4 часа)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)

Развернутое тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля

Страницы

учебника

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Добукварный период

(15 часов)

История обучения. Знакомство с учебником

1

Комбинированный

Условные обозначения. Иллюстрации, обложка, форзац

Знать, чему учили детей в древности, чему учат современных детей. Уметь различать устную и письменную речь

3-5

2

Речь устная и письменная

1

Комбинированный

Схема предложения

6

3

Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России

1

Комбинированный

Устная и письменная речь

7

4

Мир, Россия. Родина, семья

1

Комбинированный

Представления о своей родине, ее столице, о родном городе

Диагностика (знание букв алфавита)

8-9

5

Звук и его письменный знак. Разведение понятий «слово», «предмет»

1

Комбинированный

Средства устного общения

10

б

Звуки гласные и согласные

1

Комбинированный

Величина предмета и слова

Иметь понятие

о звуке и букве

11

7

Знаки звуков - буквы. Звук (а), буква А, а. Звук (у), буква У, у

1

Комбинированный

Гласные звуки и буквы. Звуковой анализ слов

12

8

Путешествие в мир знаков. Предложение и слово

1

Комбинированный

Звуки и буквы

Знать признаки предложения

13-14

9

Фестиваль сказочных героев

1

Комбинированный

Звуки и буквы

15

10

Театр. Звук (о), буква О, о. Звук (э), буква Э э.юд

1

Комбинированный

Звуки и буквы. Авторские сказки

Знать признаки гласных звуков. Уметь различать гласные звуки

16-17

11

Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения

1

Комбинированный

Театр, правила поведения в театре. Интонационная выразительность Безударные гласные в корне слова

Диагностика чтения

18

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

        8

9

10

II

12

Звук (о), буква О о. Звук (э), буква Э э. Большая буква в именах собственных

1

Комбинированный

Звуки и буквы. Звуковой анализ слов

Знать признаки гласных звуков

19

13

Звуки (ы), (и), буквы ы. И, и. Твердые и мягкие согласные звуки

1

Комбинированный

Звуки и буквы. Звуковой анализ слов. Работа над текстом

Уметь различать гласные звуки

20

14

Один предмет - несколько предметов (единственное и множественное число названий предметов)

1

Комбинированный

Единственное и множественное число названий предметов

Уметь называть предметы по их числу

Диагностика (умение слышать и выделять звуки в словах)

21

15

Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные

1

Комбинированный

Ритм стихотворных форм. Имена собственные

Знать о позиционных особенностях букв в словах

22

16

Букварный период (73 часа)

Непарные звонкие согласные  (15 часов)

Твердые и мягкие звуки (л), (л) и (м), (м). Определение места звука в словах

1

Комбинированный

Согласные звуки. Как буква меняет слово

Иметь представление о написании имен собственных. Знать признаки твёрдых и мягких согласных звуков. Уметь различать согласные звуки

23

17

Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные

1

Комбинированный

Ударение. Ударные гласные

24

18

Предмет, его признаки и действия. Ударение

1

Комбинированный

Твердые и мягкие согласные. Имена собственные

25

19

Экскурсия в магазин. Культура общения

1

Комбинированный

Ударение. Соотнесение предмета с его названием

26-27

20

Звуки (н), (н), (р), (р), буквы Н н, Р р. Понятие рода и числа

1

Комбинированный

Названия магазинов. Культура общения при совершении покупки

28

21

Твердые и мягкие согласные звуки (н), (р)

1

Комбинированный

Согласные звуки. Чтение предложений по схеме

29

22

«В костюмерной». Составление сказок

1

Комбинированный

Чтение слов с изученными буквами. Имена собственные

Знать оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков:. ?!

30

23

Предложения, разные по целям и интонации

1

Комбинированный

Интонационная выразительность

31

24

Диалог. Правила работы над диалогом

1

Комбинированный

Интонационные знаки препинания (? ! )

32

25

Особенности сказочных героев

1

Комбинированный

Диалог, интонация при чтении диалога. Звуковой анализ слов

33

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

26

 

Звук (й), буква Й й

1

Комбинированный

Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомой сказки, название героев

Уметь различать мягкие согласные звуки

34

27

Многозначность слов

1

Комбинированный

Язык жестов, разыгрывание сценок

35

28

Звук (й), буква Й й. Нахождение предложения по схеме

1

Комбинированный

Согласные звуки. Роль фонемы в образовании слов

36

29

Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем

1

Комбинированный

Слова похожие и противоположные по смыслу

37

30

Понятие «слог». Деление слов на слога

1

Комбинированный

Содержание и интонация предложений. Сильная и слабая позиция фонем

Уметь делить слова на слоги

Диагностика (схема предложения)

38

31

Парные звонкие согласные

(14 часов)

                                                     

                                                                                      (13 часов)

Звонкие парные согласные

1

Комбинированный

Слог как часть слова

Знать       правило переноса слов

39

32

Звуки (б), (б’), (в), (в’) и буквы Б, б и В, в. Звонкие и глухие согласные

1

Комбинированный

Мимика, жесты, интонация

Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки

40

33

Звуки (б), (б’), (в), (в’) и буквы Б, б и В, в. Коррекция текста

1

Комбинированный

Согласные звуки. Способы передачи сообщений

41

34

Сочетание слов в предложении по смыслу

1

Комбинированный

Составление предложений

42

35

Интонация в предложении

1

Комбинированный

Предлоги

43

36

Звуки (г), (г), (д), (д) и буквы Г, г и Д, д. Различие слова и слога

1

Комбинированный

Согласные звуки. Портретная речевая характеристика героев

Уметь соотносить схему слова с названием предметов

44

37

Звуки (г), (г’), (д), (д’) и буквы Г, г и  Д, д. Многозначность слов

1

Комбинированный

Согласные звуки. Многозначность слов

Знать правила написания имен собственных

45

38

Имена собственные. Составление продолжения рассказа по его началу

1

Комбинированный

Звуки и буквы. Имена собственные

46

39

Звонкие и глухие согласные. Игра в города

1

Комбинированный

Звонкие и глухие согласные

47

40

Сравнение скороговорок и загадок

1

Комбинированный

Звонкие и глухие согласные

48

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

41

Звуки (ж), (з), (з’), буквы Ж, ж и 3, з. Звонкие и глухие согласные

1

Комбинированный

Звонкие и глухие согласные

Знать написание гласной  И после согласной Ж Уметь различать гласные и согласные звуки

49

42

Образование слов. Расхождение написания с произношением

1

Комбинированный

Образование слов

50

43

Переносное значение слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов

1

Комбинированный

Переносное значение слов

Диагностика (деление на слоги, ударение)

51-52

44

Звук (ж) - всегда твердый согласный звук

1

Комбинированный

Звонкие и глухие согласные Жи – пиши с буквой И

53

45

Парные глухие согласные

(17 часов)

Глухие парные согласные звуки

1

Комбинированный

Звонкие и глухие согласные

54

46

Парные согласные по звонкости и глухости

1

Комбинированный

Звонкие и глухие согласные

55

47

Удивительное -ка. Звуковой анализ слов

1

Комбинированный

Различение слова и предмета. Звукобуквенный анализ слов

56-57

48

Звуки (к), (к ’), (п), {п’) и буквы К,кнП.п

1

Комбинированный

Гласные и согласные звуки

Уметь соотносить схему слова с названием предмета

58

49

Смыслоразличительная роль звуков. Словообразование

1

Комбинированный

Развитие речи. Сравнение текстов

59

50

Предлог и его значение

1

Комбинированный

Связь слов в предложении

60

51

Трудные слова в нашей речи

1

Комбинированный

61

52

Звуки (с), (с’), (т), (т’ ) и буквы С, с и Т, т. Значение слов

1

Комбинированный

Согласные звуки. Значение слов

Уметь пересказывать сюжет знакомого произведения

62-63

53

Согласные (с), (т). Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

1

Комбинированный

Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомого произведения

64

54

Звуки (с), (с’) (т), (т') и буквы С, с и Т, т. Согласные звуки

1

Комбинированный

Звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие признак предмета

65

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

55

Театр «Подбери похожее слово».

1

Комбинированный

Гласные и согласные звуки

Знать:

-        звонкие и глухие
согласные звуки;

-        написание глас
ной .у после со
гласной
щ, и - по
сле
ш

66-67

56

Звуки (ф), (ф’) (ш). Буквы Ф, ф, Ш, ш. Парные звонкие и глухие согласные

1

Комбинированный

Парные звонкие и глухие согласные Слова-синонимы

68-69

57

Парные звонкие и глухие согласные. Признак предмета, действие предмета

1

Комбинированный

Парные звонкие и глухие согласные

70

58

Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши

1

Комбинированный

Парные звонкие и глухие согласные

Знать:

-        звонкие и глухие
согласные    звуки;

-        написание глас
ной  
и  после   со
гласной
ж, ш

71

59

Многозначные слова

1

Комбинированный

Наблюдение над многозначностью слова

72

60

Значение фонемы. Значение логического ударения

1

Комбинированный

Чтение предложений по схемам

Уметь пользоваться средствами выразительности

Диагностика (звуковой анализ слова)

73

61

Чтение текстов с изученными буквами

1

Комбинированный

Перемена ударного гласного дает новое слово

62-63

Двузначные (йотированные)

гласные буквы     (11 часов)

Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я, я. Одна буква - два звука

2

Комбинированный

Новые звуки и буквы, их особенность

Иметь представление об обозначении одного звука после согласных

74-75

64

Чтение слов с буквами Е, е, ё, Ю, ю, Я, я

1

Комбинированный

Новые звуки и буквы, их особенность

76

65

Знакомство с фразеологизмами. Твердые   и  мягкие   согласные звуки

1

Комбинированный

Чтение текстов с изученными буквами. Твердые и мягкие согласные звуки Понятие «фразеологизм»

Иметь представление между целью, адресатом, местом общения и формой общения. Уметь различать на слух звуки речи

77

66

Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев

1

Комбинированный

78-79

67

Из истории языка. Многозначность слов

1

Комбинированный

Гласные и согласные звуки. Многозначность слов

80

68

Я и мои друзья. Звуковой анализ слов с (й, у), (й, а)

1

Комбинированный

Звуковой анализ слов

81

Продолжение табл.

1

2

.1

4

5

6

7

8

9

10

11

69

           

                                                                                                                 

История про щуку и воблу. Корень слова

1

Комбинированный

Корень слова

82

70

Что такое язык? Когда мы так говорим?

1

Комбинированный

Безударные гласные в корне слова

83

71

Как мы общаемся

1

Комбинированный

Множественное число. Проза и стих, кроссворд и грамматическое задание

Знать правила устного и письменного общения

84

72

Этика общения. Письмо

1

Комбинированный

Этика общения. Интонационная выразительность

Уметь    составлять письма,    использовать

Диагностика (зв-букв разбор)

85

73

ь– показатель мягкости  (4 часа)  

Ь - показатель мягкости предшествующего звука

1

Комбинированный

Этика общения - составление письма другу. Интонационная выразительность

Интонационную выразительность   в речи

86

74

«Кому что принадлежит?»

1

Комбинированный

Загадки, считалки, путаницы. Интонационная выразительность

Знать особенности загадок,    считалок, небылиц, путаниц

87

75

Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница

1

Комбинированный

Понятие «фольклор»

Иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений. Уметь:

-        голосом показы
вать различия в
цели высказывания;

-        находить в ряду
слов родственные
слова

88-89

76

Знакомство с фольклором. Страшилки

1

Комбинированный

Фольклор

90

77

Непарные глухие согласные              

(10 часов)                                                

Звуки (х), (х), (ц). Буквы X, х

и Ц, ц

1

Комбинированный

Гласные и согласные звуки

91

78

Упражнение в чтение слов с буквами Х,,х и Ц, ц. Словообразование

1

Комбинированный

Особенности написания це, ци, цы

92

79

Словообразование. Значение фонемы в образовании слов

1

Комбинированный

Гласные и согласные звуки. Словообразование Понятие словообразование

93

80

Знакомство с фольклором. Пословицы

1

Комбинированный

Фольклор. Отличие его от других стихотворных произведений

Знать особенности загадок,    считалок, небылиц, путаниц

94

81

Чтение по ролям

1

Комбинированный

Чтение по ролям. Его особенности


Знать, какие средства использует автор при создании фольклорных произведений

95

82

Чем похожи и чем непохожи?

1

Комбинированный

Однокоренные слова

96

83

Знакомство с фольклором. Загадка

1

Комбинированный

Фольклор. Отличие его от других стихотворных произведений

97

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

84

Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Буквы Ч, ч и  Ш, щ

1

Комбинированный

Сходства и различия в предметах, буквах, звуках

Уметь:

-        различать глас
ные и согласные
звуки, согласные
мягкие и твёрдые,
глухие и звонкие;

-правильно называть буквы  алфавита.

98

85

Понятия: время, сутки, дни недели

1

Комбинированный

Время. Понятия: сутки, день недели

99

86

Многозначные слова

1

Комбинированный

Наблюдение над многозначностью слова

Проверочная работа (звуко-буквенный разбор слова)

100-101

87-88

Разделительные ь и ъ знаки

2

Комбинированный

Упражнение в нахождении ь и ъ знаков в тексте

Уметь находить буквы в тексте

102-103

89

Послебукварный период

(4 часа)

Что читали в своих букварях ваши прадедушки и прабабушки??

1

Комбинированный

Многообразие литературных произведений

Уметь     отличать стихотворение произведения    от других жанров

Проверка техники чтения

104-105

90

Сравнение современного текста со старинным

1

Комбинированный

Составление рассказа по заданной теме

Уметь составить рассказ о семейных праздниках, семейном отдыхе

106-107

91

Удивительный русский язык

1

Комбинированный

Работа над текстом. Алфавит

Уметь представлять сказочных героев

108-109

92

«Прощание с азбукой»

1

Праздник

Выразительность речи при чтении стихов

Знать русский ал
фавит

Уметь выразительно читать стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

календарно-тематическое планирование потехнологии 3 класс по Занкову

календарно-тематическое планирование потехнологии 3 класс по Занкову...

Календарно - тематическое планирование технологии 3 класс система Л.В.Занкова

Календарно-тематичексое планирование уроков технологии 3 класс система Л.В.Занкова в соответствии с требованиями ФГОС...

Календарно- тематическое планирование . Математика .4 класс. Развивающая система Л.В. Занкова.

Календарно- тематическое планирование . Математика .4 класс. Развивающая система Л.В. Занкова....

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...