Доклад на методобъединении " Воспитательная система школы"
статья на тему

Сапиева Марина Юрьевна

Я выступала на МО с докладом "Вспитательная система школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается или учится. А это зависит от многого : и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов…

В современных условиях больших изменений в политике, экономике, социальной жизни общества, коренным образом должна измениться школа, другим должен стать учитель-воспитатель.

Процесс воспитания должен обновляться на основе качественно нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.

Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.

 2 слайд Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Простыми словами, воспитательная система – программа совершенствования воспитания.

Воспитательная система объединяет комплекс, состоящий из:

   - воспитательных целей;
   - людей, их реализующих между ее участниками;
   - отношений, возникающих между ее участниками;
   - освоенной воспитывающей среды;
   - управленческой деятельности по обеспечению жизнеспособности системы. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Воспитательная система школы имеет следующую структуру.

       Ее компоненты:  3 слайд

  Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;
  Деятельность - обеспечивает ее реализацию;

  Субъект деятельности – организующий, в ней участвующий; 

  Управление – обеспечивает интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

   4 слайд       Цель воспитательной системы - поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни.

 5 слайд      Самопознание, Самоопределение, Самореализация, Саморегуляция.

Школа помогает ребенку на каждом возрастном этапе решить следующие задачи в основных сферах жизнедеятельности: 

             1.Сфера познания (учеба, информация, знания)

             2.Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки)

             3. Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)

              4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей)

              5. Сфера отношений (познания себя, людей, взаимодействие с ними)

Для  решения этих задач используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы  6 слайд  В нашей школе, система ориентирована  на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества субъектов системы: детей, педагогов, родителей. Такую систему можно назвать  гуманистической. Воспитательная система есть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, т.к. идет быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое, новое. Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы, периоды стабильности, характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, отношениях, творчестве. Этого не надо бояться, необходимо это знать и анализировать причины, последствия явлений, происходящих в системе.

Вы поставили перед собой задачу: создать модель воспитательной системы. Есть множество форм, методов и приемов этой работы, и выбирать следует те, которые наиболее соответствуют вашим конкретным условиям. Назову характерные этапы развития системы воспитания в школе.

1-й этап становления. 7 слайд   Изучается теория и практика воспитательных систем. На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог. 8 слайд

 При создании модели воспитательной системы, нужно учитывать множество форм, методов и приемов  этой работы, и  выбирать следует те, которые соответствуют вашим конкретным условиям. Серьезным образом изучаются и рассматриваются следующие вопросы: 9 слайд

  • сущность, признаки и компоненты воспитательной системы;
  • теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы;
  • формирование модельных представлений о воспитательной системе (концепция воспитания);
  • взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе;
  • совместная деятельность и общение , как основные системообразующие  факторы;
  • критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
  • взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой.

 10 слайд На следующей ступени становления воспитательной системы необходимо сформировать образ учебного заведения. Нужна специальная работа по формированию модельных представлений у педагогов, учащихся, родителей. Из чего она складывается? Из диагностик, анкетирований, направленных на пожелания уч-ся видеть свою школу в будущем в том, или ином виде. Педагоги и родители участвуют в собраниях, в которых идет речь о совершенствовании и обновлении школьной жизни.  Все это направлено  на поиск возможных вариантов развития учебного заведения.

2-й этап развития воспитательной системы связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Окончательно утверждаются приоритетные направления деятельности, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции. Возникает  сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологический отношений как в детской, так и во взрослой среде.

3-й этап завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает.

Школьный коллектив выступает как единое целое, сообщество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью и взаимной терпимостью, педагогами реализуется личностный подход. В управление системой включается все большее количество активных участников – детей, учителей, родителей.

Завершающий этап в развитии воспитательной системы не конец процесса системообразования. Чтобы в воспитательной системе не возникало торможения, чтобы предохранить ее от застойных явлений, стереотипов, чувства непогрешимости необходимо обновлять систему, использовать инновации, четко ориентировать ее на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, его самочувствие и личностный рост.

В идеологию системы с самого начала следует заложить идею свободы выбора, личного достоинства каждого субъекта системы. При моделировании воспитательной системы необходимо иметь видение всей жизнедеятельности учебного заведения. 

 Главный компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы: 11 слайд 

а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы; 12 слайд

б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.

Необходимость включения диагностико-результативного компонента в состав основных компонентов системы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании детского коллектива, состоянии и результатах воспитательного процесса, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей, достаточно сложной и трудоемкой, деятельности по моделированию и построению воспитательной системы учреждения.

При разработке диагностико-аналитического инструментария педагоги исходят из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как "отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату". Мерилом эффективности воспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, прежде всего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная развитость.

В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Как правило, наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной системы.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

наличие сложившегося единого школьного коллектива;

интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.

Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Перечень основных критериев сводится к следующим: 13 слайд

I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).

II. Уровень воспитанности (критерий факта).

III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).

IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).

V. Подготовленность к жизни (критерий времени).

VI. Критерий "открытости школы".

VII. Критерий системности работы.

Данные критерии достаточно условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы. Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы:

Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

Отношение к внутришкольным конфликтам.

Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

Событийный характер деятельности.

Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

 В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания.  Например: 14 слайд

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

-Освоение учащимися образовательной программы

-Развитость мышления

-Познавательная активность учащихся

-Сформированность учебной деятельности

-Школьный тест умственного развития

-статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

-Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

-Педагогическое наблюдение

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

-Нравственная направленность личности

-Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Работа по программе

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

-Коммуникабельность

-Сформированность коммуникативной культуры учащихся

-Знание этикета поведения

-Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

-Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

-Развитость чувства прекрасного

-Сформированность других эстетических чувств

Конкурсы танцев, инсценирования сказок

-Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала выпускника

-Состояние здоровья выпускника школы

-Развитость физических качеств личности

-Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Месячник по ЗОЖ; прогулки,подвижные игры

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

-Комфортность ребенка в школе

-Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Анкетирования

Сформированность общешкольного коллектива

-Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

-Развитость самоуправления

-Сформированность совместной деятельности.

15 слайд



Подписи к слайдам:

Компоненты
восп
. системы:

Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;
Деятельность - обеспечивает ее реализацию;
Субъект деятельности – организующий, в ней участвующий;
Управление – обеспечивает интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы
.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
II. Уровень воспитанности (критерий факта).
III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
V. Подготовленность к жизни (критерий времени).
VI. Критерий "открытости школы".
VII. Критерий системности работы.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся
.
1-й этап становления. Изучается теория и практика воспитательных систем. На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог
.
Сформированность
эстетического потенциала выпускника школы
-Развитость чувства прекрасного
-Сформированность других эстетических чувств
Конкурсы танцев, инсценирования сказок
-Педагогическое наблюдение
Сформированность
физического потенциала выпускника
-Состояние здоровья выпускника школы
-Развитость физических качеств личности
-Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
Месячник по ЗОЖ; прогулки,подвижные игры
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе
-Комфортность ребенка в школе
-Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)
Анкетирования
Сформированность общешкольного коллектива
-Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
-Развитость самоуправления
-
Сформированность
совместной деятельности.
Воспитательная система школы. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
С
истема ориентированная
на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества субъектов системы: детей, педагогов,
родителей - можно
назвать
гуманистической.
Самопознание, Самоопределение, Самореализация,
Саморегуляция
.

Критерии эффективности
Показатели
Методики изучения
Сформированность
познавательного потенциала личности учащегося
-Освоение учащимися образовательной программы
-Развитость мышления
-Познавательная активность учащихся
-
Сформированность
учебной деятельности
-Школьный тест умственного развития
-статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
-Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
-Педагогическое наблюдение
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося
-Нравственная направленность личности
-
Сформированность
отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
Работа по программе
«Я в многоликом мире»
Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника
-Коммуникабельность
-
Сформированность
коммуникативной культуры учащихся
-Знание этикета поведения
-Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
 
-Педагогическое наблюдение
          
Цель воспитательной системы - поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни
.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация воспитательной системы школы

презентация воспитательной системы школы"СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА"...

Доклад на тему «Воспитательная система класса»

Выступление по докладу на тему «Воспитательная система класса» было мною разработано на основе моего педагогического опыта. Воспитание – это чувство, голос души и сердца. Чтобы  процесс восп...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Доклад на тему "Воспитательная система класса"

Воспитательная система класса...