Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий
учебно-методический материал по теме
Одна из составляющих качества образования – компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи. Автор: Горячев Александр Владимирович gor2@procenter.net.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий. Горячев. | 820 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ситуативное задание Задание, в основе которого лежит проблемная ситуация педагогического характера, то есть совокупность условий, которые специально задаются преподавателем. В конце задачи обязательно осуществляется постановка вопроса или предложение выполнения некоторого задания. Решение задачи: ответ на поставленный вопрос или выполнение предложенного задания и есть достижение цели.
Примеры ситуативных заданий Ситуация В вашей стране появились драконы. Они никого не едят, но ведут себя очень невежливо. От них много шума, дыма и другого беспокойства. Твоя роль Король волшебной страны Задание Придумай правила хорошего поведения для драконов и оформи их, чтобы вывесить на главной площади города.
Примеры ситуативных заданий Ситуация Перед вами два внешне одинаковых компьютера, более того внутри у них все детали одинаковые. Но на одном компьютере можно делать мультфильмы, а на втором мультфильмы делать не получится, но можно делать планы домов и квартир, что в свою очередь не получится на первом компьютере. Может ли такое быть, если да, то почему? Наводящий вопрос: чем могут отличаться два компьютера, состоящие из абсолютно одинаковых устройств и деталей? Ответ: эти компьютеры отличаются программами. Учитель спрашивает детей, как они считают, какой вопрос будет основным вопросом урока? Прослушав несколько вариантов ответов, можно сравнить их с авторским. Версия автора: «Какие бывают компьютерные программы?»
Компетентностный подход Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, т.е., не отрицая роли знаний, акцентировать внимание на способности использовать полученные знания. Более подробно можно почитать материалы Андрея Викторовича Хуторского. Например, доклад «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов» www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Применение ситуативных заданий Ситуация Непосредственно в тексте или с помощью наводящих вопросов Вопрос Проблема Задание Вопрос исследования Основной вопрос урока Проблемно-диалогическое обучение Проект цель – решение проблемы Проект цель – проведение мероприятия Проект цель – создание продукции Освоение технологий Закрепление материала
Проблемно-диалогическое обучение Для уроков естествознания и обществознания наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?» Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?» http://pdo-mel.ru/
Создание электронных образовательных ресурсов на основе ситуативных заданий По максимуму Использование мультимедиа в представлении ситуации ученикам Создание интерактивных дидактических заданий («Поровну раздели груз между кораблями») Предъявление информационных объектов как составной части ситуации По минимуму Представление ситуации с помощью презентации Получение ответа в виде информационного объекта
Открытые источники ситуативных заданий Из нового федерального перечня учебников выпали учебники развивающих систем образования Система Занкова, образовательная система «Школа 2100» В развивающих системах образования активно используются ситуативные задания Зачем пропадать добру?
В закромах образовательной системы «Школа 2100» Описание уроков, построенных с помощью проблемно-диалогической технологии На сайте School2100.ru в разделе «Скачать» - научно-методические сборники На сайте School2100.ru в разделе «Конспекты уроков» На сайте School2100.ru в разделе «Педагогам – Учительская копилка» (презентации) Оформление ситуаций можно брать из учебников (сканировать)
В закромах образовательной системы «Школа 2100» Освоение средств ИКТ с опорой на ситуативные задания Учебник «Мой инструмент компьютер»
В закромах образовательной системы «Школа 2100» Вид заданий «Жизненные задачи»
Применение ситуативных заданий Ситуация Непосредственно в тексте или с помощью наводящих вопросов Вопрос Проблема Задание Вопрос исследования Основной вопрос урока Проблемно-диалогическое обучение Проект цель – решение проблемы Проект цель – проведение мероприятия Проект цель – создание продукции Освоение технологий Закрепление материала
Электронные образовательные ресурсы на основе ситуативных заданий Мультимедийное введение в ситуацию (содержательное или мотивирующее) Использование информационных объектов (документов, схем, таблиц, карт) при описании деталей ситуации Получение результата решения ситуативного задания в виде информационного объекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».
Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...
Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки
. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...
Доклад на ШМО «Развитие письменной речи у обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР) на основе применения творческих заданий на уроках русского языка и коррекционн
Развитие письменной речи младших школьников с ОВЗ (ЗПР) - проблема, которая всегда волновала учителей, методистов.Учитывая психологические особенно...
Методические рекомендации по применению интерактивных заданий, расположенные на образовательном портале LearningApps.org. для повышения предметных математических результатов по теме «Решение уравнений» в 1 классе
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: на сегодняшний день существуют затруднения у обучающихся 1-го класса в решение уравне...
Применение эвристических заданий как способ самореализации младших школьников на уроках.
Статья посвящена вопросам формирования основ самореализации младших школьников на уроках, рассматриваются примеры эвристических заданий для первоклассников....
«Применение разноуровневых заданий на уроках у обучающихся с расстройствами аутистического спектра»
Отчет по теме самообразования...