Рабочая программа по русскому языку для 1 класса
рабочая программа на тему

Варюхина Галина Владимировна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_1_klassa.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального  общего образования по математике  и авторской программы  Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Обучение грамоте» и «Русский язык». 

Программа предназначена для учащихся 1 класса средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
  • социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Основные задачи:         

  •  сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
  • обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
  • обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
  • развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Учебный предмет «Русский язык» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МБОУ «СОШ №9» ЭМР на 2015-2016 учебный год..

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» рассчитана на 5 часов в неделю.  

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • коммуникативного;
  • познавательного;
  • принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

      Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

      Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 
1. Технология личностно-ориентированного обучения.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология проектной  деятельности.

4. Технология исследовательской деятельности.

5. Игровая технология.

6. Технология дифференцированного обучения.

7. Здоровьесберегающие технологии.

8. Информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

  1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,

 экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;

  1. проекты: информационные, исследовательские, социальные.

Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы. Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: Просвещение, 2015.;Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: Просвещение, 2015., в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  •  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными результатами обучения являются:

 Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез;

классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;отнесение к известным понятиям.

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметными результатами учащихся  являются:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  • Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В основе реализации образовательной программы по математике лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

(5 ч  в неделю)

УМК Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.  «Обучение грамоте», «Русский язык»

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Давайте знакомиться (подготовительный этап).

25ч.

2.

Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап).

80ч.

3.

Про все на свете (послебукварный этап).

10ч.

Всего (обучение письму)

115ч.

1.

В мире общения.

2ч.

2.

Роль слова в общении.

2ч.

3.

Слово и его значение.

3ч.

4.

Имя собственное.

2ч.

5.

Слова с несколькими значениями.

2ч.

6.

Слова, близкие и противоположные по значению.

2ч.

7.

Группы слов.

3ч.

8.

Звуки и буквы. Алфавит.

2ч.

9.

Гласные звуки. Согласные звуки.

Обозначение их буквами.

2ч.

10.

Слоги. Перенос слов.

11.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

3ч.

12.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

3ч.

13.

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

3ч.

14.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак.

3ч.

15.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение их буквами.

5ч.

16.

От слова к предложению.

Знаки препинания в конце предложения.

4ч.

17.

От предложения к тексту.

6ч.

Русский язык

49ч.

Всего:

164ч.

Практическая часть

Диагностическая работа

4ч.

Контрольное списывание

1ч.

Количество уроков с использованием ИКТ

35%

Количество проектов

4ч.

Количество исследовательских работ

2ч.

Экскурсии

1ч.

Темы проектов и исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов и  исследовательских работ

Сроки реализации

1

Исследовательская работа «Буквенная мозаика» по теме «Элементы букв».

2

Прикладной Проект «Азбука в картинках» по теме «Страна АБВГДейка».

3

Прикладной проект «Алфавит» по теме «Звуки и буквы».

5

Информационно-исследовательский проект «Мой словарь» по теме «Говорим правильно».

6

Информационно-исследовательский проект «Скороговорки» по теме «Звуки и буквы».

7

Исследовательская работа «Составление текста записки, письма» по теме «Текст».

Тематическое планирование

по русскому языку (5 ч в неделю)

УМК Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.  «Обучение грамоте», «Русский язык»

урока

Наименование тем уроков

Вид учебной деятельности учащихся

Дата проведения

План

Коррек

тировка

I триместр

Твои новые друзья. Гигиенические требования при письме.

Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение

Что в центре? Обведение фигур по образцу.

Ориентировка на листе. Текст на списывание. Обведение фигур по образцу.

Сравнение предметов. Штриховка.

Уметь классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; обводить по контуру; штриховать; составлять устные рассказы.

Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии.

Уметь сравнивать предметы обводить по контуру, штриховать, обводить линии по стрелке

Определи направление. Рабочая строка.

Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой

Найди пару. Лото. Письмо прямых и наклонных линий.

Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца, обводить линии по стрелке; знать правила посадки при письме.

Целое и часть. Длиннее, короче.

Анализ графической формы.Параллельные линии. Обведение образца

Целое и часть. Параллельные линии.

Развивать умение соблюдать правила письма.

Уметь обводить по контуру; штриховать.

Дорисовывание до целого предмета.

Головоломка. Письмо овалов и полуовалов.

Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв (прямые, наклонные, овалы, полуовалы)

Веселые превращения. Письмо элементов печатных букв.

Упражнения на развитие воображения.  Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв

Сравни дома. Письмо элементов печатных букв.

Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Умение ориентироваться на  образец, обводить по контуру,  «оживлять» овалы.

В походе. Элементы букв.

Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

На коньках. Контуры и силуэты.

Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии, длинные и короткие.

Морские путешествия. Линия с петлёй.

Классификация. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

На лугу. Мы рисуем.

Тематическая классификация. Развитие воображения.

 Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

Под грибом. Сравни и подумай.

Письмо элементов букв.

Развитие воображения. Нахождение закономерностей. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

Мы – спортсмены. Параллельные линии.

Классификация (виды спорта). Развитие фонематического слуха, как подготовка к звуковому анализу

Домики трех поросят. Элементы букв.

Уметь делать простейший звуковой анализ; определять закономерность. Уметь обводить, штриховать; проводить  параллельные линии, ориентироваться на строке.

В гостях у бабушки. Звуковая структура слова.

Уметь раскрашивать и обводить предметы; ориентироваться в звуковой структуре слова; уметь писать элементы печатных букв; классифицировать, выделять звуки.

Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло.

Уметь делать звуковой анализ простейших слов, классифицировать слова, подбирать слова с определённым звуком. Писать элементы печатных букв. Штриховка.

Прогулка в парк. Знаки в городе.

Письмо элементов печатных букв.  Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

Подумай и сравни. Письмо элементов букв.

Уметь обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; уметь подбирать цвета и рисунки; Уметь делать звуковой анализ простейших слов, писать элементы письменных букв

В спортивном зале.

Элементы строчных и заглавных букв.

Уметь делать звуковой анализ простейших слов,

Заполнять схемы, уметь читать слова по следам анализа, писать элементы  письменных строчных и заглавных букв.

Проверь себя. Письмо элементов письменных букв.

Уметь делать звуковой анализ простейших слов,

Заполнять схемы, уметь читать слова по следам анализа, писать элементы письменных строчных и заглавных букв.

Проверь себя. Из истории орудий письма.

Уметь  делать звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; учить составлять рассказы

Уметь делать звуковой анализ простейших слов,

Заполнять схемы, уметь читать слова по следам анализа, писать  элементы письменных букв и безотрывных линий.

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит».

Уметь обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; уметь подбирать цвета и рисунки; делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв.

Звуковой анализ слов. Письмо элементов букв.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв

Строчные буквы а, о. Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; уметь работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; уметь оформлять предложения на письме.

Заглавные буквы А, О.

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Строчная и заглавная буква Уу.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать

Строчная и заглавная буква Ии.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.

Буква ы.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать

Строчная и заглавная буква Ээ.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать

Письмо изученных заглавных и строчных букв.

Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать

Исследовательская работа «Буквенная мозаика» по теме «Элементы букв».

Уметь обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв;  уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать; составлять предложения по схемам, писать слова под диктовку, списывать предложения по образцу..

Строчная буква м.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать; составлять предложения по схемам.

Заглавная буква М.

Строчная и заглавная буква Сс.

Письмо изученных строчных и заглавных букв.

Уметь обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв;  уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать; составлять предложения по схемам;

Строчная буква н.

Уметь писать элементы букв, буквы, соединения букв   в слоги, слова.

Заглавная буква Н.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Строчная буква л.

Уметь обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв;  уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать; составлять предложения по схемам;

Заглавная буква Л.

Уметь обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв;  уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать; составлять предложения по схемам;

Письмо изученных строчных и заглавных букв.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради

Строчная буква т.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради

Заглавная буква Т.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Строчная и заглавная буква Тт.

Письмо изученных букв.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Строчная буква к.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Заглавная буква К.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Звуковой анализ слов. Буквы Тт, Кк.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Буквенная мозаика. Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Повторение изученных букв. Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Строчная и заглавная буква Рр.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Буква Рр, звуки [р – р’].

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Строчная буква в.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Заглавная буква В.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Упражнение в написании слов с изученными буквами. Диагностическая работа по теме «Письмо изученных букв».

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Работа над ошибками. Упражнения в написании изученных букв.

Уметь обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв;  уметь объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать; составлять предложения по схемам, писать слова под диктовку, списывать предложения по образцу..

Строчная и заглавная буква Пп

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты;

II триместр

Звуки [п – п’], буква Пп.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать

Строчная и заглавная буква Гг.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

Звуки [г – г’], буква Гг. Сравнение звуков [г] – [к].

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

Строчная и заглавная буква Ее.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов;выделять ударный слог; умение читать тексты.

Строчная и заглавная буква Ёё.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения.

Буквы Е, Ё после согласных. Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; выделять ударный слог; умение читать тексты.

Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения.

Упражнения в написании слов с изученными буквами.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения

Строчная и заглавная буква Бб.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения.

Звуки [б – б’], буква Бб. Сравнение звуков [б] – [п].

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

Строчная и заглавная буква Зз.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения.

Звуки [з – з’], буква Зз. Сравнение звуков [з] – [с].

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; уметь списывать.

Письмо изученных строчных и заглавных букв.

Уметь объяснять значения слов; уметь выделять ударный слог; уметь читать тексты.

Звуковой анализ слов. Запись слов и предложений с изученными буквами.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения.

Строчная и заглавная буква Дд.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать.

Звуки [д – д’], буква Дд. Сравнение звуков [д] – [т].

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать.

Строчная и заглавная буква Жж.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; уметь списывать.

Упражнения в написании слов с изученными буквами. Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать.

Строчная и заглавная буква Яя.

Умение читать тексты; уметь  распознавать буквы, видеть границу предложений, списывать с печатного шрифта.

Буква Я в начале слова и  после гласных.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать.

Упражнения в написании слов с изученными буквами. Чтение и списывание текста.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать.

Буквы А-Я, О-Ё, Ы-И. Списывание предложений по памяти.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Письмо слов с изученными буквами. Диагностическая работа по теме «Письмо изученных букв».

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать.

Строчная и заглавная буква Хх. Работа над ошибками.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь оформлять предложения на письме.

Мягкий знак. Запись слов с «ь».

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Повторение изученных букв. Звуковой анализ.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Буква Й. Списывание слов и предложений.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Письмо слов с буквами й, ь. Повторение изученных букв.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Строчная и заглавная буква Юю. Имена собственные.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Запись слов с буквой Ю. Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Буква Ю в начале слова и после согласных. Звуковой анализ.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Буквы Е, Ё и Ю, Я как показатели мягкости предшествующего согласного звука.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать и писать под диктовку.

Строчная и заглавная буква Шш.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.

Правописание сочетаний жи - ши.

Парные согласные [ж] – [ш].

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Письмо строчной и заглавной буквы Чч.

Правописание сочетаний ча, чу.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать и писать под диктовку.

Письмо строчной и заглавной буквы Щщ.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты;

Правописание буквосочетаний ча – ща, чу –щу.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать

Строчная и заглавная буква Цц.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.

Упражнения в написании слов с изученными буквами. Работа с текстом.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать;  уметь работать в парах; уметь оформлять предложения на письме.

Строчная и заглавная буква Фф.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать; уметь работать в парах.

Повторение изученных букв Фф, Цц. Звуковой анализ слов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать

Разделительные Ь и Ъ. Повторение изученных букв.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать

Звуковой анализ слов. Работа с текстом.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать

Алфавит. Повторение изученных букв.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать; уметь работать в парах.

Работа с текстом.

Диагностическая работа по теме «Алфавит».

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать

Работа над ошибками.

Оформление предложений в тексте.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать

Алфавит. Письмо основных элементов букв алфавита.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.

Письмо плавных линий с точкой.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать.

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать и писать под диктовку.

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать и писать под диктовку; уметь списывать.

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линями.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; озаглавливать тексты; уметь списывать и писать под диктовку.

III триместр

Звуки [п – п’], буква Пп.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; уметь списывать и писать под диктовку.

Письмо прямых линий с петлей вверху и внизу.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать; уметь работать в парах.

Письмо букв, включающих прямые линии с петлей.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать; уметь работать в парах.

Письмо овалов и полуовалов в заглавных буквах О,С.

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты; уметь списывать

Проект «Азбука в картинках» по теме «Страна АБВГДейка».

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты.

Урок-игра «Страна АБВГДейка».

Уметь проводить звуковой анализ слов; писать буквы; уметь читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; озаглавливать текст; умение читать тексты.

Русский язык – 48 часов.

В мире общения. Цели и формы общения.

Познакомиться с новым учебником, обобщить первые представления о мире общения.  Осознать цель речевого общения – достижение взаимопонимания, получить представление о русском языке как родном.

Родной язык – средство общения.

Научиться грамотно конструировать предложения из предложенного набора слов и подбирать для конструирования слова самостоятельно

Слово, его роль в нашей речи.

Закрепить представления о языке как средстве отражения действительности, о слове как двусторонней языковой единице расширить словарный запас

Роль слова и предложения в общении.

Смысловая сторона русской речи.

Умение правильно выбирать слова для обозначения каждого явления, точно выражать любую мысль, расширять свой словарный запас

Слово и его значение.

Умение правильно выбирать слова для обозначения каждого явления, точно выражать любую мысль, расширять свой словарный запас

Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.

Умение правильно выбирать слова для обозначения каждого явления, точно выражать любую мысль, расширять свой словарный запас

Слово как средство создания образа.

Объяснять смысл значения , используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий.

Имя собственное.

Научиться различать имена нарицательные и имена собственные и правильно их записывать

Правописание имен собственных.

Употреблять заглавную букву в именах собственных. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи)

Слова с несколькими значениями.

Получить первичные представления о многозначности слов, расширить словарный запас

Слова с несколькими значениями.

Значение многозначных слов.

Получить первичные представления о многозначности слов, расширить словарный запас

Слова, близкие по значению (синонимы).

Сравнивать синонимы и антонимы по значению и звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов.

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Знакомство с разными группами слов.

Предмет  и слово как название предмета.

Различать слова, обозначающие предмет, разделяя их на одушевлённые и неодушевлённые.   Научиться различать предмет и слово как  название предмета, определять названия предметов, их признаков, действий

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Слова- признаки. Слова-действия.

Знакомство со старинными учебниками.

Звуки и буквы.

Проект «Алфавит» по теме «Звуки и буквы».

Уметь различать звуки окружающего мира и речи;   знать представление о букве как значке звука.Иметь представление о практическом применении алфавита.

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Иметь представление о звуковом составе слова  его связи со значением слова

Согласные звуки. Обозначение их буквами.

Развивать умение распознавать согласные звуки

Уметь характеризовать звуки и обозначать их на письме буквами

Деление слов на слоги.

Уметь обозначать на письме мягкость и твердость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный анализ слов.

Перенос слов.

Ударение. Произношение слов.

Безударные гласные в  словах.

Развивать умение делить слова на слоги; правильно переносить  на письме слова с одной строки на другую

Орфоэпические нормы языка. Работа со словарём. Экскурсия в библиотеку.

Уметь применять правило переноса слов. Объяснять деление слов для переноса.

Проект «Мой словарь» по теме «Говорим правильно».

Уметь применять правило переноса слов. Объяснять деление слов для переноса.

Обозначение мягкости согласных звуков  на письме.

Учиться наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова.Уметь правильно произносить  слова

 Уметь  проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Развивать умение делить слова на слоги; правильно переносить  на письме слова с одной строки на другую

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.

Уметь  различать мягкие твердые согласные звуки; обозначать мягкость согласных звуков с помощью  букв е, ё, и, ю, я и с помощью мягкого знака.

Шипящие согласные звуки.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Уметь правильно  писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Работа с текстом.

Уметь правильно  писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Пересказ текста по вопросам.

Уметь правильно  писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Итоговый мониторинг предметных результатов (списывание с грамматическими заданиями).

Выполнять самостоятельную работу на основе полученных знаний.

Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак.

Уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него, образовывать формы новых слов.

Разделительный твердый знак.

Составление объявления.

Уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него, образовывать формы новых слов.

Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаками.

Уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него, образовывать формы новых слов.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Расширить сведения о звонких и глухих согласных; развивать умение различать звонкие и глухие со-гласные; проводить звуковой анализ.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение их буквами.

Правописание слов с парными согласными.

Правописание слов с парными согласными. Диагностическая работа по теме «В мире звуков».

Формировать умение различать слово и предложение; строить предложение.

Формировать умение различать слово и предложение; строить предложение.

Работа над ошибками. Проект «Скороговорки» по теме «Звуки и буквы».

Предложение. Отличие слова от предложения.

Связь слов в предложении.

Знаки препинания в конце предложения.

Развивать умение различать предложения по интонационным особенностям; учить использовать соответствующие знаки препинания.

Роль предложения в речевом общении.

Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст.

Составление текста по рисунку и данному началу.

Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст.

Текст. Отличие предложения от текста.

Основные признаки текста.

Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст.

Исследовательская работа «Составление текста записки, письма» по теме «Текст».

Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст.

Обобщающий урок-викторина по теме «В стране русского языка».

Осознать цель речевого общения – достижение взаимопонимания, получить представление о русском языке как родном.

КВН "В мире русского языка"

Информационно-методическое обеспечение

УМК Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.  «Обучение грамоте», «Русский язык»

Литература для учителя:

  1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2015
  2. Образовательная программа «Перспектива». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.  
  3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие  - М.: Просвещение, 2015.
  5. УМК «Перспектива» и новый стандарт (http://prosv.ru)
  6. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Методическое пособие 1 класс - М.: Просвещение, 2015.
  7. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс  - М.: Просвещение, 2015.
  8. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD) - М.: Просвещение, 2015.

Литература для учащихся:

  1. Климанова Л.Ф., Абрамов А.В., Борейко Л.Н.  Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс  - М.: Просвещение, 2015.
  2. Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2-х частях  - М.: Просвещение, 2015.

Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: Просвещение, 2015.

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс  - М.: Просвещение, 2015.
  2. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: Просвещение, 2015.
  3. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD) - М.: Просвещение, 2015.

Адреса электронных ресурсов:

1.  http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

2.http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

3. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

4. http://easyen.ru/load/mkhk_izo/182 - Современный учительский портал.

5. http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей.

6. http://www.openclass.ru/ - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

7. http://www.4stupeni.ru/ - Сообщество учителей начальной школы.

8. http://www.uroki.net/docnach.htm - Копилка опыта учителей начальных классов. 

9.http://www.planetashkol.ru/- Планета школа-множество интересностей для учеников и учителей.

10. http://games-for-kids.ru/index.php - Весёлые уроки.

11. http://www.igraza.ru/ - Игры, ребусы, загадки.

Техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
  2. Интерактивная доска.  
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор
  5. Многофункциональное устройство (МФУ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...