Мониторинг, как средство управления образованием
методическая разработка на тему

Кошелева Лидия Анатольевна

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_kach-va_obuch-ti.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг, как средство управления образованием

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее:

 Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям.

 Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов. Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. В своей работе постоянно  решаю следующие задачи:

  • определение достижений учащихся по темам изучаемого курса;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений учащихся.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый.

Мониторинг  по математике состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

№ п/п

Фамилия

уч-ся

класс

2014-2015 уч. г.

Оценка

% кач-ва знаний

% успеваемости

2015-2016 уч. г. входной контроль

% кач-ва знаний

% успеваемости

Рез-ты 1 полуг-я2015-2016 уч. г.

% кач-ва знаний

% успеваемости

1

Ерёмин С.

5

3

0

100

3

0

100

3

0

    100

2

Ерёмин А.

6

3

0

100

2

0

0

2

0

0

3

Сергеев Н.

7

4

100

100

4

100

100

3

0

100

4

Шебалова Т.

7

3

0

100

3

0

100

3

0

100

5

Бандурина К.

8

4

100

100

3

0

100

3

0

100

6

Тыщенко Д.

8

3

0

100

2

0

0

2

0

0

Нужно сказать, что мониторинг учебных достижений обучающихся ведёт каждый учитель и отражает его в виде текущих и итоговых отметок в классном журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная работа  сопровождается проведением работы над ошибками. Даются задания подобного характера и на дом. Но часто уч-ся эти задания просто не выполняют. Составляю самостоятельные работы, тесты, диктанты с учётом индивидуальных особенностей уч-ся. Еженедельно провожу дополнительные занятия, консультации, но уч-ся, которые слабо занимаются по математике, находят любые отговорки, чтобы  их не посещать. Беседы с родителями, посещения семей положительных результатов не дают. Родители наших учеников имеют неполное среднее и среднее образование. Считают, что они как-то окончили школу. Окончат и их дети. Их позиция просто убивает. Другие времена, другие ценности, но процесс образования должен идти и идти успешно.

 I. Результаты учебных достижений обучающихся (мониторинг)

Классы, в которых работает учитель

Кол-во учащихся в классе

2012-2013 уч.год

2013-2014

уч.год

2014-2015 уч.год

класс

Уровень обученности

Качество знаний

уровень обученности

Качество

 знаний

Уровень  обученности

Качество знаний

Матем.

5

1

100 %

0 %

7

2

100 %

50%

8

2

100 %

50 %

9

1

100 %

0 %

физика

7

2

100 %

50%

8

2

100 %

50 %

9

1

100 %

0 %

Матем.

6

2

100 %

50 %

7

2

100 %

50%

8

1

100 %

0 %

9

2

100 %

0 %

физика

7

2

100 %

50%

8

1

100 %

0 %

9

2

100 %

0 %

Матем.

        5

3

100 %

66,6%

6

2

100 %

50%

7

1

100 %

0 %

        8

2

100 %

0 %

9

1

100 %

0 %

Средний показатель

100 %

23,3 %

100 %

21,4 %

100 %

28,5 %

Проведя сравнительный анализ по таблице, пришла к выводу: некоторые ребята остались на прежнем уровне, у других снизилась степень обученности.  Данный мониторинг позволяет мне получить: объективную динамику образования ученика за определенный период обучения; возможность постоянно корректировать свою работу,  систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

В школе активно ведётся м внеурочная работа.

2. Организация  и охват обучающихся разными формами внеурочной  работы  по предмету

Формы внеурочной работы

% охвата от общего числа обуч-ся

1.

Элективный курс по физике в 9 кл.  «Электробытовые приборы».

100 %

2.

Элективный курс по математике  в 9 кл. «Текстовые задачи – легко!»

100 %

3.

Индивидуальные занятия в 6- 9-х классах

100%

4.

Проектная деятельность

60 %

5.

Математический кружок

100 %

3. Учёт успеваемости по предметам.

Ф.И.уч-ся

Успеваемость

Общая

Физика

Математика

Химия

Биология

1.

Еремин С.

3

-

3

-

4

2.

Еремин А.

3

3

3

-

3

3.

Сергеев Н.

3,5

4

3

4

4

4.

Шебалова Т.

3,5

3

3

3

4

5.

Бандурина К.

3,5

3

3

3

3

6.

Тыщенко Д.

3

3

3

3

3

Данные этой таблицы говорят о том, что у уч-ся  6-9 кл. средний и низкий уровень обученности.  Для меня этот мониторинг является ещё  и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности,  огромного желания учиться.  Вся подготовка к  урокам, в дальнейшем к экзамену,  зависит лично от каждого ученика. Как они относятся к учёбе, какой интерес проявляют к учёбе, самостоятельно ли выполняют все учебные задания, как используют при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у них изучение предмета, используют ли полученные знания и умения в своей жизненной практике.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится. По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоёмкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы.  Надо вдумчиво, ежедневно, серьёзно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом.  Данная система работы позволила мне:

  1. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
  2. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
  3. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг - как средство управления качеством образования.

Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.             ...

Доклад на педагогическом совете по теме «Мониторинг как средство повышения образования»

Мониторинг как средство повышения образование в начальных классах....

Мониторинг как средство управления качеством образования в начальной школе

Программа мониторинга уровнясформированности УУД в начальной школе...

Аттестация 2019. 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

Мониторинг, как средство управления школьной образовательной организацией: качеством образования в школе.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии общих компетенций обучающихся...