Главные вкладки

    «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
    статья на тему

    Колмакова Инна Васильевна

    В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                           Сообщение на тему:

            «Преемственность начального и основного общего образования

                                    в условиях реализации ФГОС»

          «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.  Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие.

             А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

                                                                                           Из книги В. А. Сухомлинского

                                                                       «Разговор с молодым директором школы»

                   В связи с разработкой концепции непрерывного образования понятие «преемственность» приобрело новую актуальность. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы. Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

                   Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на главный приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

                   ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

               Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

                 Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

                 Для более успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной ступени образования к основной в современном школьном укладе всё ещё сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.

                  Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная задача педагогов.

               Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, создаются условия для успешной социализации ребенка в обществе, а именно:

                Мы - учителя начальных классов, работаем в тесном контакте с психологом школы, получаем  результаты психологической диагностики учащихся выпускных классов. Объектом диагностики является: интеллектуальное развитие ребенка (память, мышление, речь), мотивы учения, учебные и внеучебные интересы.

                 Медицинский работник, в свою очередь,  предоставляет  сведения о здоровье каждого ребенка. Все эти сведения учитель начальных классов обрабатывает, дополняет представленные сведения своими психолого-педагогическими наблюдениями о каждом ребенке (особенности его интеллектуального развития, доминирующий мотив учения; направленность интересов и его достижения) и передаёт будущему классному руководителю «Портфолио класса» и индивидуальные «Портфолио» учеников. 

             Важно, чтобы принимающие учителя в основной школе постарались не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что было заложено в начальной школе.

             Таким образом, преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а  не  игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

                   В заключении хочется сказать: «Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности».

              Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги!

                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                             Колмакова И. В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

    «Дорожная карта» работы годичной творческой группы по разработке и реализации программы преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО на 2014/2015 учебный год в МБОУ СОШ №29

    Переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику р...

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

    Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...

    «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».

    Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...

    Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...