Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
статья

Николаева Татьяна Евгеньевна

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, она  предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  

Для начала необходимо выяснить, что такое преемственность и каким образом данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, будучи

стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Он включает в себя ряд требований:

  • К структуре основной образовательной программы НОО и ООО;
  • К условиям реализации программ;
  • к результатам освоения образовательных программ.
  • к преемственности основных образовательных программ начального общего и среднего образования.

Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. 

Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, она  предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Основанием преемственности может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Научить учиться – это значит сформировать у ученика такие УУД, которые помогали бы ему осваивать не только предметные  дисциплины, но и способствовали его саморазвитию, самосовершенствованию, помогали бы ему сознательно и активно присваивать новый социальный опыт.

В образовательных программах начальной школы и основной есть программа формирования УУД которая включат в себя:

- ценностные ориентиры содержания образования;

- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;

- преемственность УУД при переходе от начального к  общему образованию.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию  осуществляется на уровне:

  • целей и задач;
  • содержания образования;
  • организационных форм;
  • планируемых результатов

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться»  трансформируется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». А это значит, что должна быть осуществлена преемственность приоритетной цели школьного образования, её развитие.

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно на уровне начальной школы обеспечивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформированность основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся:

 формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Стандарт для каждого уровня общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.

Если посмотреть на характеристику выпускника  основного общего образования, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника уровня начального общего образования.

Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Кроме того, на уровне начального общего образования необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, а на уровне основного общего образования — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом.

То есть в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ребенка, например осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Организация работы по преемственности между начальным и основным общим образованием ФГОС НОО – ФГОС ООО

Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников,

 обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся  из

начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.

1 этап – предварительный:

1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД, соответствие уровня обученности  каждого ученика потоку обучения;

2. Составление психологической характеристики классного коллектива;

3. Преемственность  в  работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями;

4. Ознакомление родителей с перспективами  обучения  учащихся в 5 классе;

5. Анализ уровня здоровья учащихся.

Взаимосвязь и преемственность начального и основного образования в

условиях внедрения ФГОС осуществляется посредством создания единой

модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом

образовательном этапе. Эта модель включающей согласованные виды и процедуры

мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к

оценке эффективности деятельности образовательных учреждений.

Для определения уровня сформированности универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального общего образования, используем

  • диагностические работы по формированию метапредметных умений;
  • ВПР.

2 этап -  основной:

  1.  Входная диагностика ЗУН, УУД;
  2.  Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой  требований к учащимся 5 классов,  с целями и задачами работы  по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС;

3. Выявление организационно – психологических проблем     классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных  условий для адаптации учащихся  5 классов в среднем звене обучения                     познавательной учебной мотивации.

 4. Адаптационный тренинг;

 5. Родительские собрания с участием учителей

3 этап - заключительный

Анализ итогов обучения в 5 классе;

  1. Подведение итогов  работы по преемственности,  определение трудностей в развитии учащихся;
  2. Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями.
  3. Предполагаемые результаты
  4. Планируемые действия.

Итак, преемственность между уровнями начального общего и основного общего образования – это двухсторонний процесс.С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая не игнорирует накопленный в начальной школе потенциал, а его развивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...