Материал для методического семинара ( "Учитель года"). Интересные методы работы с первоклассниками.
статья на тему

Федотова Татьяна Александровна

В данном материале представлены методы работы с первоклассниками под названием "Секреты учительского мастерства".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секрет учительского мастерства

Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность. Но как же тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный… Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребёнка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь.

Януш Корчак

Я, Татьяна Александровна Федотова, вошла в  коллектив МБОУ «СОШ №1(с углубленным изучением отдельных предметов)» несколько лет тому назад, окончив Мичуринский педагогический институт. Признаться, в первый раз, когда я увидела своих первоклассников, засомневалась, как буду управляться с первоклассниками? А работа предстояла сложная. Класс мне достался непростой: больше половина класса мальчишки, да какие? Непоседы все как один! Родители возрастные, у кого второй, а у кого и третий ребенок в школу пошел – опытные воспитатели, какой я им авторитет? Треть семей неполные, только матери воспитывают детей, да и в тех, что полные, отцы работают в Москве. Сложность вопроса связана еще и с проблемой непослушания, нарушения дисциплины, неготовности некоторых детей даже к простейшему усилию воли. На отрицательное поведение бывает трудно правильно реагировать, особенно молодому учителю.

Известно, как много значит для первоклассника первая учительница. Так хочется малышу, чтобы я именно его заметила, вызвала к доске, похвалила.  Стала и я подбирать к ребятам «ключики», и вот что из этого получилось.

Стараюсь обращаться к своим маленьким ученикам: 

— Ребята, послушаем школу… Все уже работают — и пятиклассники, и десятиклассники. Пора и нам, первоклассникам, начинать урок. Мы же ученики, нельзя кричать с места.

— Не вижу первоклассников. Где же они, мои хорошие, усидчивые, дисциплинированные ученики? Покажите, какие вы молодцы. 

В основе таких замечаний — опора на стремление детей стать поскорее большими, настоящими школьниками, заслужить похвалу учителя.

На каждый случай я припасла для детей веселые стихи, песенки, потешки:

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ученик изо всех сил тянет руку, уже и с места вскочил, не выдержал – выкрикнул ответ. Спокойным и твердым голосом произношу:

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

На парте у Андрея  сидит в цветном колпаке с бубенчиками кукла Петрушка – это еще что за детский сад? Оказывается,  это сюрприз для Андрюши. Он сегодня лучше всех написал букву в прописи.

Или, к примеру, в моих руках появляется «солнышко», которое с одной стороны улыбается, а с другой — грустит. Говорю расшумевшимся первоклассникам: 

— Посмотрите на наше «солнышко». Что-то оно загрустило. Как вы думаете, почему? Пишите красиво, а то наше «солнышко» заплачет.

 — Что-то стал не весел Чебурашка, ему не нравится, что вы шумите. Ротики на замочки и ключик — в карман! 

Я не боюсь оглашать вслух свои чувства, которые  говорят о взаимной симпатии с первоклассниками:

— Сидите красиво, чтобы я вас похвалила.

— Кто шумит, очень меня расстраивает.

— Как меня сейчас радуют ученики, которые сидят смирно, не балуются!

— Я вас готова слушать, а вы меня? 

На уроках письма в нашем классе можно услышать такой приём организации работы учащихся: Раз — ножки; Два — спинка; Три — ручка; Четыре — тетрадь; Пять — красиво написать.

— Дети, вы не забыли, что ножки «дружат»?

— Ребята, помним наше правило письма: головой буквы упираются в потолок, а ногами — в пол; буквы не любят подпрыгивать и летать. 

Свои замечания стараюсь делать очень тактично:

 — Слышу, что кто-то разговаривает. Устали? Потерпите немножко.

— Кто-то забыл, как вести себя на уроке.

— У нас в классе появилась сорока?

— Ну, что ж! Придётся остановиться из-за одного ученика. Подождём.

— Для ушек-неслушек повторю ещё раз. Внимание!

 — У кого опять непослушная ручка, всё падает и падает?! 

Иногда я поступаю так: поворачиваюсь к доске лицом, делаю длинную паузу и говорю:

— Потерялись мои первоклассники… Здесь какие-то совсем маленькие детки. Это не мои ученики. Первоклассники знают, как себя вести на уроке. Может быть, я повернусь и снова их увижу, моих учеников… 

А вот, к примеру, случай, когда ученики стали смеяться над ошибкой одноклассника, на что сделала им такое замечание: 

—А есть детки, которые сейчас не засмеялись. Молодцы. Это воспитанные ребята. Ведь это совсем не смешно. Каждый может ошибиться. 

Посмотрела я на своих сорванцов и решила записать всех в секцию баскетбола, хорошо, что тренировки проходят в спортивном зале школы. С тренером посоветовалась, та согласилась взять всех. Хоть и не все вышли ростом, но зато все при деле, да еще каком! Интересном, азартном.

В классе висит плакат «Как мы читаем», он отражает динамику техники чтения. Денис на облачке «сидит», красуется, а лучший баскетболист Кирилл все еще «стоит» на земле. Не годится лучшему спортсмену отставать, вот и старается Кирилл, за неделю догнал товарища, теперь вместе на облаке «резвятся».

Часто на уроке использую приёмы, основанные на детской соревновательности: 

- Кто у нас сидит лучше всех? Девочки или мальчики? Первый ряд или второй? А, может быть, третий? Кто в нашем классе настоящий ученик? 

- Спасибо тем ребятам, которые приготовились к уроку и хотят поскорей начать учиться. 

Как правило, ребята тут же успокаиваются и у них появляется желание быть лучше других.

 Главная формула успешного обучения и воспитания ребенка – это «одобрение» и «принятие». Не нужно увлекаться наказаниями недисциплинированных, можно иногда и не заметить небольших нарушений. Не стоит слишком заострять на этом внимание детей и родителей, относиться к неусидчивости малышей как к непреодолимому препятствию в работе учителя.

Я считаю, что  «хороший» учитель тот, кого дети и родители воспринимают не только в качестве учителя, но и как товарища, друга. Трудно этого добиться, но добившийся может по праву считаться мастером учительского дела.

Уважаемые коллеги, какими приёмами организации учеников вы пользуетесь на уроках? Мне, как молодому учителю, был бы интересен ваш опыт,  пожелания, рекомендации. С удовольствием познакомлюсь с ними.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приёмы организации первоклассников Подготовила : учитель начальных классов Федотова Татьяна Александровна МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)»

Слайд 2

Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность. Но как же тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри. Какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный… Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребёнка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь. Януш Корчак

Слайд 3

Первые сложности в работе: 1. больше половины класса непоседливые и озорные мальчишки; 2. в озрастные родители; 3.треть семей – неполные(матери воспитывают одни); 4.неготовность некоторых детей к простейшему усилию воли.

Слайд 4

Приёмы замечаний к маленьким ученикам -Ребята, послушаем школу . . . Все уже работают – и пятиклассники, и десятиклассники. Пора и нам, первоклассникам, начинать урок. Мы уже ученики, нельзя кричать с места. -Не вижу первоклассников. Где же они, мои хорошие, усидчивые, дисциплинированные ученики? Покажите, какие вы молодцы.

Слайд 5

Основа таких замечаний: о пора на стремление детей стать поскорее большими, настоящими школьниками; стремление заслужить похвалу учителя.

Слайд 6

Пример весёлых стихотворений: Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. Если ученик выкрикнул с места: Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать, А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку.

Слайд 7

Использование различных предметов и персонажей для дисциплины и аккуратности в письме первоклассников -На парте у Вики стоит красивая корзина с цветами – зачем? Оказывается, это сюрприз для неё. Она сегодня лучше всех написала букву в прописи. -Посмотрите на наше «солнышко». Что-то оно загрустило. Как вы думаете, почему? Пишите красиво, а то наше «солнышко» заплачет. -Что-то стал не весел Гена Барбоскин , наклонил голову, ему не нравится, что вы шумите. Ротики на замочки и ключик – в карман!

Слайд 8

Озвучивание чувств, которые говорят о взаимной симпатии с первоклассниками -Сидите красиво, чтобы я вас похвалила. -Кто шумит, очень меня расстраивает. -Как меня сейчас радуют ученики, которые сидят смирно, не балуются! -Я вас готова слушать, а вы меня?

Слайд 9

Приём организации работы учащихся на уроках письма Раз — ножки; Два — спинка; Три — ручка; Четыре — тетрадь; Пять — красиво написать. — Дети, вы не забыли, что ножки «дружат»? — Ребята, помним наше правило письма: головой буквы упираются в потолок, а ногами — в пол; буквы не любят подпрыгивать и летать.

Слайд 10

Использование тактичных замечаний — Слышу, что кто-то разговаривает. Устали? Потерпите немножко. — Кто-то забыл, как вести себя на уроке. — У нас в классе появилась сорока? — Ну, что ж! Придётся остановиться из-за одного ученика. Подождём. — Для ушек- неслушек повторю ещё раз. Внимание! — У кого опять непослушная ручка, всё падает и падает?!

Слайд 11

Приём для дисциплины на уроке Повернуться к доске лицом, сделать длинную паузу и сказать: — Потерялись мои первоклассники… Здесь какие-то совсем маленькие детки. Это не мои ученики. Первоклассники знают, как себя вести на уроке. Может быть, я повернусь и снова их увижу, моих учеников…

Слайд 12

Приёмы, основанные на детской соревновательности - Кто у нас сидит лучше всех? Девочки или мальчики? Первый ряд или второй? А, может быть, третий? Кто в нашем классе настоящий ученик? - Спасибо тем ребятам, которые приготовились к уроку и хотят поскорей начать учиться.

Слайд 13

Главная формула успешного обучения и воспитания ребенка – « одобрение» и «принятие».

Слайд 14

«Хороший » учитель тот, кого дети и родители воспринимают не только в качестве учителя, но и как товарища, друга. Трудно этого добиться, но добившийся может по праву считаться мастером учительского дела.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)

Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...

Метод-семинар учителя начальных классов.

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе....

Методический семинар "Учитель Года 2019"

Формирование экологического образования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и при изучении курса «Окружающий мир»...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с первоклассниками с ОВЗ в адаптационный период »

              Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Одним из эффективных методов ...

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭ Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭИз опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»...

Выступление на районном методическом семинаре учителей начальных классов по теме "Внедрение ФООП НОО" 27.03.2023 г.

Выступление на районном методическом семинаре учителей начальных классов по теме "Внедрение ФООП НОО" 27.03.2023 г. Тема доклада "Федеральная образовательная программа НОО: ключевы...