"Роль ШМО в формировании профессиональной компетентности учителя ( из опыта работы)"
статья

Материалы выступления момогут молодому руководителю МО органитзовать методическую работу в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Вступление

Тема моего выступления «Роль ШМО в развитии профессиональной компетентности и творческого потенциала учителя в условиях реализации ФГОС НОО»

Хочется начать своё выступление с высказывания В.А. Сухомлинского

«Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время - ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».  (В.А. Сухомлинский)

Где же взять это драгоценное время, чтобы не обеднеть духовно, ведь общество предъявляет современной школе серьёзные требования. Сегодня учителю необходимо учиться рационально и эффективно использовать рабочее время, уметь планировать и правильно организовывать свою деятельность, ведь по новым стандартам мы учим этому своих учеников. А ещё, на мой взгляд, велика роль коллектива, в котором работает учитель.  Я могу сказать, что коллективу учителей начальной школы нашей гимназии присуще взаимовыручка, поддержка, совместное творчество, нацеленное на результат.

  1. Социальный портрет учителя начальной школы ГБОУ гимназии № м446

В состав методического обьединения  входят 12 учителей и 1 освобожденный воспитатель ГПД

11 -  имеют высшее педагогическое образование, 10 – высшую квалификационную категорию, 1 учитель - первую. Есть в коллективе малоопытный учитель, она заступила за должность учителя с должности воспитателя ГПД 12.01.2015г. в связи с производственной необходимостью  и сразу была направлена на курсы переподготовки. В этом году продолжает обучение.

4 учителя награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ», 1 учитель «Почётной грамотой МО РФ»

Коллектив опытный: 4 педагога имеют стаж более 30 лет, ещё четверо более 25, двое работают в школе более 20 лет.

Контингент учителей можно назвать стабильным: 3 учителя работают в гимназии более 15 лет, 5 человек более 10 лет.

  1. Повышение квалификации

Несмотря на свой опыт, учителя систематически повышают свою квалификацию, обучаясь на различных курсах. Мы помним слова К.Д.Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», причём некоторые учителя повышали квалификацию и на коммерческой основе, выбирая программы обучения для собственного развития, как личности.

Все учителя начальной школы владеют ИКТ технологиями, , 10 человек из 12 являются участниками проекта «Школа Цифрового века», 5 учителей имеют свой собственный сайт, 2 учителя являются блогерами, 1-тьютер

Организация курсовой подготовки – это задача руководителя МО, он отслеживает повышение квалификации учителя, инициирует обучение. Я думаю, что у каждого из вас есть в методической папке сводная таблица, которая помогает в работе.

Ещё одной из форм повышения профессионального уровня является участие педагога в районных, городских, международных научно-практических конференциях, семинарах. Учителя нашей гимназии всегда с удовольствием представляют опыт своей работы.

4.Содержание и формы методической работы

Методическая работа организована в соответствии с планом работы гимназии, с основными требованиями к работе ШМО, разработанными в «Положении о методическом объединении» и функциональными обязанностями руководителя МО.

Мы строим свою работу в соответствии с единой методической темой гимназии.

2013-2014 уч.г – « Методы оценки образовательных достижений младших школьников»

2014-2015уч.г. – « Проблемы современного урока»

2015-2016 уч.г.- «Работа с текстом как средство повышения ицформационной культуры мл.школьников»

 Работа над методической темой ведется в нескольких направлениях, через разные формы деятельности.

Так, например, в начале 2013-2014 уч. года были созданы 4 творческие группы и каждая группа работала над своей проблемой. Учителя сами разделились на команды и в течение года показывали открытые уроки в рамках методического дня, на заседаниях МО обменивались опытом работы по своей проблеме, показывали внеклассные мероприятия в рамках предметной недели. Итогом проделанной работы стал «Фестиваль презентаций», проведённый в конце учебного года, где каждая творческая группа представила отчёт о своей работе за год.  

А) В течение  учебного года проходит не менее 3тематических методических дней. Их тематика  определяется в результате анализа деятельности за год и направлена на решение проблем, которые выявляются по результатам.

2014-2015 уч.г

Тема: « Совершенствование системы оценивания деятельности обучающихся в условиях безотметочного и отметочного обучения»

Тема: « Системно деятельностный подход как основа организации учебной деятельности младших школьников»

Тема: « Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»

В прошлом учебном году методические дни  проводились в 2 тапа в форме научно-практического семинара. Первый этап – теоретическая часть (учителя готовили выступления(доклады) по теме методического дня, а так же делились собственным опытом работы)

Второй этап – практическая часть  (открытые уроки по обсуждаемой проблеме)

 Каждый методический день завершается самоанализом и анализом проведённых уроков. Хочется вспомнить ещё одно высказывание  В.А. Сухомлинского «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».

Так, например, анализ открытых уроков в прошлом году показал, что система оценочной деятельности сформирована недостаточно, поэтому в этом учебном году одной из задач стало совершенствование системы оценивания деятельности обучающихся  и в этом учебном году уже прошёл методический день по теме « Совершенствование системы оценивания деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения» .Представляли опыт своей работы учителя 1 классов.

Б) Ежегодно в начальной школе проходят предметные недели, их цели:

- выявление творческих, мотивированных обучающихся для дальнейшего планирования работы по созданию условий развития этих детей

- развитие интереса к изучаемым предметам

Порядок проведения недели традиционный.

1.Подготовительный этап.

2. Открытие недели. Линейка.

3.Ежедневные мероприятия.

4. Закрытие предметной недели. Линейка

В план работы МО вносится план и сроки проведения предметной недели.

План проведения недели вывешивается в учительскую, мы приглашаем на мероприятия учителей среднего и старшего звена.В рамках предметной недели проходят открытые уроки, внеклассные мероприятия, олимпиады, конкурсы, выставки, игры по станциям, викторины. Надо отметить, что участие в предметных неделях принимают и родители, являясь и членами жюри, и костюмерами, и художниками-оформителями газет, и болельщиками.

В) Выявление мотивированных обучающихся проходит и через проведение школьных туров олимпиад, некоторые учителя проводят дополнительные занятия с этими детьми, причём эта работа учителю оплачивается через стимулирующие надбавки при наличии графика занятий за подписью завуча и директора.

В этом учебном году в феврале в рамках методического дня учителя выпускных классов покажут свои наработки по теме: «Работа с мотивированными обучающимися».

В) С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока в течение учебного года проходят недели взаимопосещения уроков, учителя в свои « окна» посещают уроки коллег, не менее 2-х уроков за неделю. По завершению недели на заседании МО проходит анализ уроков. В процессе данной работы у учителя формируется умение прогнозировать результаты, развивается адекватная оценка и самооценка педагогической деятельности. В прошлом учебном году анализ показательных уроков выявил ряд проблем: не все учителя в полной мере могут  построить современный урок с учетом требований ФГОС, поэтому в этом учебном году запланировано 2 недели взаимопосещения, одна уже прошла осенью, вторая пройдет в марте. Надо сказать, что анализируя уроки коллег, учителя отмечают не только положительные стороны урока, но и отмечают то, что не получилось, дают рекомендации.

Вы поняли, что каждый учитель за год готовит не менее 2 открытых уроков, мы собираем банк методических разработок.

5.Работа по распространению передового педагогического опыта

Учителя понимают, что важно обобщать и распространять  передовой педагогический опыт. Обобщение опыта является одной из форм повышения и самовыражения профессиональных компетентностей.

6.УМК, рабочие программы

Методическое объединение отводит важное место в системе повышения профессиональных компетентностей педагога умению осуществлять выбор учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом требования обновления содержания образования. Методическое объединение разрабатывает критерии к структуре и содержанию рабочих программ учителя, участвует в их разработке и несет ответственность за их внедрение. На заседаниях методического объединения рассматриваются вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов, методического сопровождения для изучения наиболее трудных тем программ. Общеизвестна истина, что успешность реализации программы зависит от грамотно составленного учителем Учителя гимназии свободны в выборе УМК, в 2015-2016 уч.г. 7 учителей работают по УМК «Школа России» ,3 учителя по УМК «Начальная школа 21 века» , учащиеся одного класса в качестве преемственности продолжают обучение по УМК «Школа 2100» . Выбор данных УМК обоснован, так как соответствует требованиям ФГОС, удовлетворяет потребностям всех участников образовательного процесса; соответствует уровню сформированности учебных умений и навыков обучающихся; направлен на высокий уровень образовательных достижений.

  1. Заключение

На мой взгляд, правильно организованная работа методического объединения и создание комфортной нравственной атмосферы вселяют в педагога уверенность и желание творить, повышать свое профессиональное мастерство. Методическое объединение призвано создавать условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов, так как в хорошем психологическом климате, в теплом отношении, во внимании нуждаются не только ученики, но и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ...

Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС

Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...

РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...

Технология проблемного обучения как одно из условий формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов

В данном материале доступна информация для учителя ,как успешно создать условия для формирования профессиональной компетентности....