Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Курочкина Наталья Николаевна

Методическое объединение  нашей школы работает над темой: «Современные образовательные технологии обучения в начальных классах – залог успешной работы по ФГОС второго поколения».

Цель : Совершенствование педагогического мастерства, путем внедрения в учебно – воспитательный процесс образовательных педагогических   технологий.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя  технологию  проблемного обучения.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_kurochkina_nn.docx19.55 КБ
Office presentation icon probemnoe_obuchenie_kurochkina_nn.ppt93.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе    

 В период реализации  ФГОС  второго поколения   актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно применять  учителю, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в  начальной  школе.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, владеющий  приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Работая в условиях сельской школы,  часто сталкиваешься с  проблемой.

 Класс сельских  школьников не бывает однородным,  кто-то пришел в школу бегло читающим,  а кто-то не знает даже букв. У  одного обучающегося богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может.  Один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Поэтому каждому учителю сегодня необходимо уметь моделировать  уроки  в различных технологиях.  Как показала практика это  - дело не простое, но сегодня это требование времени.

    Методическое объединение  нашей школы работает над темой: «Современные образовательные технологии обучения в начальных классах – залог успешной работы по ФГОС второго поколения»

Цель : Совершенствование педагогического мастерства, путем внедрения в учебно – воспитательный процесс образовательных педагогических   технологий.

      Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя  технологию  проблемного обучения.    

   На любом современном уроке нельзя обойтись без  этой технологии  или ее  элементов. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

    М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

     Цель  проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

    Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

     Применять технологию проблемного обучения, очень широко, можно при обучении детей  исследовательской деятельности, так как она  способствует становлению и развитию  личности, а именно  настойчивости, целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.

    Исследовательской деятельностью мои ребята занимаются очень давно. Неоднократно занимали призовые места в районных и межрайонных конференциях.  Пишут работы с большим желанием и интересом.

А вот на   методах и приемах   проблемного обучения, которые можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе, мне бы хотелось остановиться подробно.

Существует несколько приемов и методов проблемного обучения на уроке.

  1. Метод  постановки учебной проблемы.

(Урок математики. На доске выражения,  учитель задает вопросы, которые заставляют ученика думать вспоминать, сравнивать,  анализировать, доказывать)

  1. Диалог, подводящий к теме урока.

 (Проводится диалог, который заставляет думать, сравнивать.)

  1. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно».
  2. Метод поиска решения учебной проблемы.  
  3. Проблемно  - диалоговое обучение.

 Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

 Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить урок по любым предметам.  Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение,  либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

   Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

  Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

    Из всего вышесказанного мы пришли к выводу:

    На данном этапе развития общества, требования времени, и  новых ФГОСов  обучение должно быть проблемным. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

 Так как  именно так  формируется  творческая личность, способная  логически мыслить, находить решение в разных проблемных ситуациях.   Личность способная  к в самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.  

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.

В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

В статье описывается применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что к...