Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
статья

Руднева Елена Михайловна

Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что каждый имеет право искать и находить свой ответ, развивает у школьников творческую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

                                        Как зритель, не видевший первого акта,

                                        В догадках теряются дети.

                                        И всё же они ухитряются как-то

                                        Понять, что творится на свете.

                                                                        С.Я.Маршак

        Родители, стремясь научить детей чему-то новому в детстве, стараются преподнести материал ярко, эмоционально. Активно используются игрушки, книги, иллюстрации. Добавляются компьютерные технологии.

        На традиционном уроке в школе мы, как правило, преподносим материал в готовом виде, подводя детей к предполагаемым ответам. Если ребёнок слушает внимательно, имеет достаточно высокую мотивацию, полученные знания осмысленны, прочно усваиваются и могут быть при необходимости воспроизведены. Но зачастую это выражается в механическом воспроизведении заученного материала. Но…инициатива не проявляется, фантазию и творчество нет возможности проявить, знания из личного опыта не применяются. Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным.

        Ещё в 19 веке немецкий педагог А.Дистервег говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий». Ведущую роль отводил проблемному обучению Ш.А. Амонашвили: «Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».

        Что же сделать для того, чтобы ребёнок начал сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начал думать и находить пути решения поставленных перед ним задач? Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация требует поиска решения, исследования. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к  тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование творческой личности. Проблематичность – характерная черта жизни человека. Ребёнок не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребёнок вынужден искать новые пути.

        Проблемное обучение – самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Подача материала происходит через создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой учащийся хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Следует всегда помнить, что поставленный ребёнку вопрос должен быть настолько сложен, чтобы мог вызвать затруднение, но вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти ответ. Проблема должна быть актуальной и видна возможность практического применения. Должна быть современной, даже если изучается событие давних лет.

        Существует много способов и вариантов использования проблемной ситуации в ходе урока. Проблемная ситуация занимает более продолжительное время на уроке, требует большей подготовки, сокращает объём письменной работы на уроке, поэтому необходимо сочетать этот метод с традиционными методами. Во 2 классе вводить как мобилизующий этап, часто использовать ситуации из жизни. В 3-4 классах добавлять больше самостоятельной работы.

Этапы работы на уроке:

  • Возникновение проблемной ситуации
  • Постановка проблемного вопроса
  • Гипотеза
  • Доказательство гипотезы
  • Проверка правильности решения
  • Вывод

В основе проблемной ситуации может лежать:

- несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям;

- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов;

- столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора;

- прогноз, развитие событий, явлений, предполагаемый результат;

- недостаток или недоступность информации.

                Как же создавать проблемные ситуации?

  • Использование задач с недостающими, избыточными, противоречивыми данными
  • Противоречие между житейскими и научными фактами
  • Заслушивание различных точек зрения на один и тот же вопрос
  • Ответ на вопрос с разных позиций (восхищения, осуждения, объективно)
  • Изложение учителем материала сознательно с ошибкой, чтобы вызвать критику со стороны учащихся
  • Побуждение ребёнка к словесному пояснению фактов с несоответствием
  • Прослушивание рассказа и обсуждение, как дети поведут себя в данной ситуации
  • Выбор готового решения из нескольких вариантов
  • Заведомо невыполнимое для детей задание (затруднение)
  • Задание, не похожее на предыдущее
  • Задание «Исправь ошибку» (текст или задача при этом могут и не содержать ошибки)
  • Разделить слова на две группы (несколько вариантов)

Большое поле деятельности для применения проблемных ситуаций дают уроки литературного чтения. Ведь цель знакомства с любым произведением литературы – узнать то, что хотел донести до нас автор. Проблемы героев не оставляют детей равнодушными.

        Проблемная ситуация часто связана с моментом актуализации знаний. Часто способ решения проблемы – составление алгоритма. При подготовке к проблемно-диалогическому уроку нужно определиться:

  • Использовать проблему из учебника (выделить противоречащие факты и определить порядок диалога)
  • Придумать свою проблему (подобрать факты и придумать вопросы диалога)

Такие уроки достигают тройного эффекта:

  • более качественное, творческое усвоение знаний
  • развитие интеллекта
  • воспитание активной личности

Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что каждый имеет право искать и находить свой ответ, развивает у школьников творческую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.

Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО

Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....

«Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учён...