Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.
статья на тему

Ковалевская Татьяна Михайловна

Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслительные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС»

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

На фотографиях мои ученики. Сильные  переживания испытывают они вместе с родителями, отправляясь в школу. И на это есть причины. Что их ждет в этом новом доме? Чему они научатся? Помогут ли полученные знания в реальной жизни? В чем же отличие одних учеников от других?

 Дети, поступившие в школу в 2014 году, начали свое обучение по ФГОС.  А значит, уроки, которые они будут переживать вместе с учителем, должны стать совершенно иными. Сам учитель должен стать другим. Учитель должен подготовить их к реальной жизни, научить успешно решать реальные задачи, занимать  активную позицию, уметь сотрудничать и работать в группе. Педагог должен решать новые задачи.

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Потом начинаем читать их сами, позже рассказываем своим детям и внукам. А задумывался ли кто из вас: сколько мудрости они несут в себе? Давайте вспомним русскую народную сказку «Поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что». Царский стрелок  Андрей попал, казалось бы,  в безвыходное положение, но достойно смог решить данную проблему.

Значит, и мы, современные люди, должны уметь решать разные жизненные проблемы. А задача педагога уже в школе начать эту работу.

 Считаю, что использование технологии  проблемного  обучения - один из путей к формированию мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений. Это отразилось в теме моего семинара.

Возникновение данной технологии  вызвано потребностями общества. Современное общество называют информационным. Деятельность многих организаций зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Причем получить информацию могут и наши учащиеся - набрать поисковый запрос (ключевую фразу) в поисковой системе и просмотреть выданные результаты. Но требуются люди, которые  могут провести работу по сбору и переработке этой информации, ее осмыслению и анализу. Ценятся работники, которые предлагают рациональные пути решения в любой сфере.

Сегодня проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате развиваются мыслительные способности. Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Во всем мире разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения занимались и занимаются сегодня многие учёные и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, и многие другие.

В своей практике активно применяю  разные приемы технологии проблемного обучения.

Представлю несколько таких приемов.

Прием « Применение проблемных вопросов», предмет окружающий мир, 3 класс, тема «Зима в жизни животных».

На этапе закрепления предложила учащимся ответить на несколько проблемных вопросов: У какого животного день рождения зимой? Кого не боятся зимой мыши?

Такие проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Возникает несколько версий, даже не имеющих место. Обязательно нужно рассмотреть все версии. Опытный педагог незаметно подведет к верному решению, но у каждого ребенка появится ощущение, что решение нашел и принял для себя он сам.

Теперь, совершая прогулки в природу зимой, ребята будут уверены, что ежа не встретят. А выходя из дома, захватят семечки или хлебные крошки для птиц.

«Прием, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог», предмет русский язык, 2 класс, тема: « Решение орфографических задач в корне  слова».

Прочитай диалог учеников и реши, кто прав?

Костя: «Снег липкий, поэтому напишу липить».

Настя: «Бабу лепят, поэтому напишу лепить».

Возникает необходимость в процессе дискуссии выяснить кто прав: Костя или Настя?

В такой работе необходимо создать ситуацию сотрудничества, избегать  конфликтов, согласовывать разные позиции; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Прием «Яркое пятно» (сообщение интригующего материала ( исторических фактов, легенд и т. п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал), предмет русский язык, 2 класс, тема: «знакомство  спонятием орфограмма»

Гена захотел найти себе друга и решил написать объявление. Он диктует себе:

« Молодой кра……, нет кро……

Почему Гена остановился? О чем задумался?

Прием «Предъявления  двух  противоречивых фактов», предмет математика, тема «Деление»  

В комнате расставили 20 стульев в 4 ряда. Можно ли узнать, сколько стульев в одном ряду?

Миша ответил так:

20:4=5(с.)- в одном ряду

А Маша считает, что на этот вопрос ответить нельзя, так как в задаче не сказано, как расставлены стулья.

Кто прав?

Прием «Применение проблемной ситуации», предмет русский язык, 3 класс

Рассмотреть полный цикл умственных действий предлагаю на примере урока при изучении темы «Глагол».

1.На этапе возникновение проблемной ситуации ставятся вопросы: глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?

2.На следующем этапе происходит осознание сущности затруднения и постановка проблемы. Когда люди лежат, они ничего не делают. Значит, лежать – не действие. Это слово – не глагол. А бег и ходьба - это действия. Эти слова - глаголы.

3.Решение проблемы.

Таким образом, по моему мнению, технология проблемного обучения  можно назвать современной, т.к. действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Эта технология общепедагогическая. Она гармонично согласуется с  другими современными технологиями образования, применима на всех этапах урока, на разных предметах.

Результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.  

Без сомнения, технология проблемного обучения – здоровьесберегающая.

Я считаю, что эта технология нацеливает на успешность

Что значит быть успешным?

По- моему, быть успешным – жить в гармонии с собой, заниматься любимым делом, приносящим радость мне и окружающим. Быть успешным - это значит быть целеустремленным, уверенным в себе, человеком, который достигнув определенных результатов, осознает, как много еще надо сделать. Именно поэтому успешный человек – всегда в движении, всегда в поиске.

Желаю, чтобы все мои ученики стали успешными и счастливыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать,синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этап...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе как инструмент реализации ФГОС

Данная технология учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мне...

: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

  Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно  звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...

Использование технологии модерации на уроках в начальной школе, в условиях реализации ФГОС

Презентация на тему: "Использование технологии модерации на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС". В презентации описана актуальность данной темы, структура урока с использова...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО

Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....