Методический семинар по теме «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО»
методическая разработка

Шмидт Татьяна Викторовна

Материал можно использовать для методической работы учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_shmidt_t.v.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме  «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО»

Уважаемые коллеги! В рамках я хочу представить вашему вниманию обобщённый опыт моей педагогической деятельности.

Мы часто задаём себе вопрос «Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку радость успеха, чтобы ему было интересно учиться, как повысить мотивацию к учению?» Опираясь на ФГОС можно чётко сформулировать, что цель современной школы не в том, чтобы ученик знал больше, а чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, уметь применять их не только в учебной деятельности  но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

Значит, современные люди, должны уметь решать разные жизненные проблемы. А задача педагога уже в школе начать эту работу. Перед педагогом возникает задача –обучать детей таким образом, чтобы они были способны увидеть новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Я считаю, что использование технологии проблемного обучения –один из путей к формированию мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений. Это  отразилось в теме моего свыступления.

Возникновение данной технологии  вызвано потребностями общества. Современное общество называют информационным. Деятельность многих организаций зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Причем получить информацию могут и наши учащиеся - набрать поисковый запрос (ключевую фразу) в поисковой системе и просмотреть выданные результаты. Но требуются люди, которые  могут провести работу по сбору и переработке этой информации, ее осмыслению и анализу. Ценятся работники, которые предлагают рациональные пути решения в любой сфере.

Сегодня проблемное обучение- это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате развиваются мыслительные способности. Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Во всем мире разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения занимались и занимаются сегодня многие учёные и практики: Михаил Николаевич Скаткин, Исаак Яковлевич  Лернер, Алексей Михайлович Матюшкин, Владимир Товиевич Кудрявцев, и многие другие.

Технология проблемного обучения универсальна, ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на разных  этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Открытие знания- это творческий процесс, включающий 4 основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы описание решения и его реализацию.

На своих уроках я использую разные приёмы технологии проблемного обучения. Хочу представить вашему вниманию несколько таких приёмов.

Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Приём 1. Приём неожиданности. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением». Одновременно предъявляем учащимся противоречивые факты, теории или точки зрения.

Например, урок математики во 2 классе.

Учитель делает запись на доске:        2+5  3=17

                  2+5  3=21

Учитель: Вижу вы удивлены (реакция удивления) Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит над каким вопросом следует подумать?

Ученик: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

Ученики: Поставить скобки (2+5)  3=21

Учитель: Где вы поставите скобки?

Приём 2. Конфликт Столкновение мнений.

Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам разные точки зрения. Для этого классу предлагается практическое задание или вопрос на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

Например, на уроке русского языка в 3 классе.

Учащимся даются карточки, где нужно вставить суффиксы –ик ли –ек. ()

При проверке учитель замечает разные ответы.

Учитель: Что же получается, задание я вам дала одно, а результат получился разный.  (Разные мнения вызывают удивления) (происходит побуждение к осознанию противоречия)

Учитель: Почему так вышло? Что же мы не знаем?

Ученики: Условий выбора того или иного суффикса.

Учитель: Какой будет тема урока?

Ученики: Правописание суффиксов –ек, -ик.

Рассмотрим ещё один пример этого приёма на уроке окружающего мира.

Учитель: Лена, Катя и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (приложение) (разыгрывается сбор вещей:  команды, 2 чемодана и карточки с названием предметов)

Посмотрим, как группы выполнили задание (Разные мнения вызывают реакцию удивления)

Учитель: Задание я вам дала одно, а содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия)

Учитель: Почему так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы)

-Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)

Приём 3. «Ошибка». Данный приём выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляется научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Например, на уроке русского языка, в 3 классе.

Учитель:  На доске слова:    редкий    редко

Сравните эту пару слов? Что общего? 
Ученики: Корень.

Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями. 

 (Дети младшего школьного возраста ещё  не имеют представления о наречиях,  и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)

Учитель: Измените форму слова редкий.

(Дети убедились, что  - ий  окончание)

Аналогично попытаемся изменить слово редко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?

Ученики:  Что это окончание.

Учитель: А что оказалось потом?

 (Побуждение к осознанию противоречия.)

Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что же такое "о" в слове редко? (Проблема как вопрос.)

 Ученики: Суффикс.

Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 

Приём 4. Не могу! В проблемной ситуации «с затруднением» даётся на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из пиёмов, ак можно выйти из этой ситуации.

 Математика, 2 класс. 
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 250 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.   (9+9+9+9+9+9+9+9+………………………)  Знакомство с умножением.

Приём 5. Несоответствие. Даётся задание, с которым ученики ещё не сталкивались, т.е. задание, не похожее на предыдущее.

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
 Математика, 2 класс. 
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

 Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

 Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 

Приведённые выше примеры далеко не весь перечень приёмов. Однако, все приёмы проблемного обучения  объединяет одно- наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы;  убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать своё мнение.

Эти приёмы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию. Тем самым у детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично, или которой их умело заинтриговал учитель. Систематическое включение подобных задач формирует и развивает метапредметные  учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Таким образом, по моему мнению, технология проблемного обучения можно назвать современной, так как действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.  

Эта технология общепедагогическая. Она гармонично согласуется с другими современными технологиями образования, применима на всех этапах урока, на разных предметах. Результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Я считаю, что эта технология нацеливает на успешность.

Что значит быть успешным?

По-моему, быть успешным- жить в гармонии с собой , заниматься любимым делом, приносящим радость мне и окружающим.  Быть успешным- это значит быть целеустремлённым, уверенным в себе, человеком, который  достигнув определённых результатов , осознаёт как много ещё надо сделать. Именно поэтому успешный человек всегда в движении, всегда в поиске.

Желаю, чтобы и ваши ученики и дети стали успешными и счастливыми людьми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.

Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО

Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Презентация на тему: "Использование игрового обучения на уроках в начальной школе в свете реализации ФГОС НОО"

Использование игрового обучения на уроках в начальной школе в свете реализации ФГОС НОО....

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В период реализации  ФГОС  второго поколения   актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового с...