Экологическое воспитание младшего школьника
статья (4 класс) на тему

Береги природу, человек,

И тогда счастливым будешь ты навек,

Ведь природа- дом родной,

Создаёт уют, покой.

Дом, в котором мы живём,-

Как легко, просторно в нём!

Будем мы себя оберегать.

Наш долг- природу защищать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikoa.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Береги природу, человек, 

                                              И тогда счастливым будешь ты на век. 

                                             Ведь природа- дом родной.

                                              Создаёт уют, покой.

                                             Дом, в котором мы живём,-

                                             Как легко, просторно в нём!

                                              Будем мы себя оберегать,

 Наш долг- природу защищать!

.

Сл.1,2  В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.   

  Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.

Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний и эстетического наслаждения красотой природы; творческого воплощения своих впечатлений в  рассказах, рисунках; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного участия в ней.

    Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.Сама  природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы  ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

     Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

 СЛ.3    Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

- расширение экологических знаний;

- повышение экологической культуры;

- обогащение кругозора детей

- развитие потребностей гармоничного общения с природой;

- развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

- развитие чувства сострадания, сопереживания к представителям животного и растительного мира;

- привитие бережного отношения и любви к природе.

   СЛ.4Для решения названных задач  мы  планируем занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию, объединённые в цикл «Зелёная неделя».

«Экологические беседы»

«Экологические чтения»

«Экологические игры»

«Экологические задачи»

«Час творчества»

«Загадки природы»

Дети начальных классов не всегда понимают значения слова  «экология», поэтому перед тем как приступить к основным блокам цикла «Зелёная неделя» важно начать знакомство с экологией  через  общение  с природой.

Одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы.  Разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой. В этом учебном году у меня 1 класс. Главной задачей я  считаю  показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны.  Выбрав в конце сентября тёплый солнечный день я повела детей в берёзовую рощу.  К  сожалению, многие приходят в школу с оченьограниченными,  потребительскими представлениями о ней. По дороге к роще напоминаю ребятам, что мы идём в гости.Кто знает как вести себя нужно, чтобы не мешать  жителям рощи, леса, поля?

Их внимание я обращаю на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака. На ясное солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. И только после этого приступаю к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: Какая сегодня погода? А какое сегодня небо?  Во время отдыха на полянке провожу беседу с той целью, чтобы выяснить умеют ли дети определять разные породы деревьев.   Посмотрите внимательно на деревья в этой роще. Какие деревья вы знаете? Дети подходят к берёзе. Как называется это дерево? Какой  главный признак берёзы?  Посмотрите  на ствол внимательно и скажите весь ли ствол белый?  Проведите  по коре руками.  Какая она?   А какого цвета кора берёзы?  При знакомстве с берёзой учащиеся закрепляют знания об органах растения. Дети показывают ствол, ветки, побеги, листья, корни дерева. Далее они рассматривают листья: листья мелкие, с зубчиками по краям.  По цвету листики берёзы какие? Чтобы пробудить творческое воображение учеников,  предлагаю определить на что похоже опадание листьев? ( Как снег падает.Как пушинки летят.)  Далее  объясняю что такое «листопад». Они выражают своё восхищение: берёза красивая, кудрявая, белоствольная, высокая, стройная. В это время их внимание обращается на то, что все деревья – зелёные друзья человека и  надо беречь. Во время  экскурсии наблюдаю за каждым из детей. Ничто не укрывается от  моего взгляда: ни сломанная ветка, ни сорванный лист, ни растоптанный цветок, ни пойманный кузнечик. Для себя отмечаю, с кем придётся проводить индивидуальную работу.  А пока – никаких замечаний: надо, чтобы от первой встречи с природой у детей остались только самые приятные воспоминания.  

Заметив, как окружили мальчики жука, начинаю рассказывать о красоте и пользе для природы этого живого существа. Какого он цвета? Какие у него крылышки? Сколько у него лапок? Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того.у детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в  сказочную страну, полную загадок и таинственных событий

СЛ.5 ,6,7 1-й – «Экологические беседы»  расширяют знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед  дети знакомятся с  Красной книгой, где собраны сведения о редких и исчезающих видах животных,указаны причины их исчезновения, предложены меры по сохранению этих видов,  обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

В беседы входит блок о влиянии экологии на здоровье человека. Приводится статистические данные, которые можете посмотреть на следующих слайдах.

  • Экзюпери:
  • "Когда мы осмыслим свою роль на земле,
    Пусть самую скромную и незаметную,
    Тогда лишь мы будем счастливы"

СЛ 8.Еще вчера самым страшным словом была "война", сегодня к нему добавилось еще одно - "экологическая катастрофа" сказать, что сегодня - не совсем точно. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожное дыхание. Россия занимает 45 место в мире по продолжительности жизни, 36 место по уровню детской смертности.

По данным Всемирной Организации Здоровья  среди  детей  больны:

20% - неврозами,

10% - гипертонией,

18% - гастритами,

17% - болезнями органов зрения

16% - сколиозом.

Только 19% относительно здоровы.

 От чего же зависит здоровье человека?

На 40% - от образа жизни;

На 30% - от состояния окружающей среды

На 20% - от наследственности;

 На 10% - от здравоохранения

Мы с вами проводим в школе каждый по 6 -7 часов. Какая экологическая ситуация нас окружает? Что мы можем сделать для ее улучшения?  Какое положение школы в микрорайоне?

План.

Воздух, которым дышим

Уровень шума

Озеленение  школы.

I Положение школы в микрорайоне.

По плану школьной территории школа расположена на расстоянии: от жилых домов - от 10 до 20 метров,  от автодороги – 10-15  метров.

Из всего сказанного понятно, что самым неблагоприятным в положении школы является близость к автодороге, по которой за 1 час проходит  много  автомобилей.

Какое же количество выхлопных газов от автомашин поступает, в  атмосферу школьной территории, если известно, что один автомобиль в течение суток выбрасывает 1 кг, выхлопных газов, состоящих из: угарного газа, оксидов азота, соединений свинца, серы и других соединений.

Влияние выхлопных газов автомобилей на органы дыхания.

Загрязнители

Вредные последствия для организма.

Бензопирен

Возникновение раковых опухолей.

Оксид углерода (СО)

Блокирование гемоглобина крови и нарушение тканевого дыхания.

Оксиды азота

Воспалительные процессы в органах дыхания.

Аэрозоль свинца

Свинцовое отравление, вплоть до смертельного исхода.

В городе эти заболевания в 3 - 4 раза чаще, чем в селе. Что же может защищать человека от такого сильного воздействия вредных веществ? Прежде всего, растения. Деревья в городе называют своеобразными "пылесосами", так как очень эффективно защищают от вредных веществ.

За счет посадок деревьев, кустарников  и газонов содержание токсичных веществ на территории школьного двора снижается 3 раза. За летний период оседает на листьях:

Тополя - 14 кг- пыли

На территории нашего школьного двора растет более 100 деревьев. По видовому составу: яблоня, тополь, берёза, рябина, лиственница.

II Воздух, которым дышим.

Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды около 5 дней, а без воздуха не более 3 -4 минут.

Сколько же нам надо воздуха?

За сутки человек поглощает 460 литра кислорода и выдыхает 403 литра углекислого газа.

Всегда ли одинакова активность дыхательных процессов?

Нет!

За час человек поглощает кислорода:

Во время сна - 20 литров,

При ходьбе - 40 литров,

При умственной работе - 60 литров,

При физической работе - 120 литров.

Через загрязненный воздух распространяются болезни.  О качестве воздуха принято судить не только по чистоте, но и по содержанию в нем углекислого газа. Человек чувствует комфортно, если содержание углекислого газа не превышает 0.7 %.

Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте 3.5 наиболее загрязненной воздух находится поверх головы, в помещениях с низкими потолками к зоне дыхания.

Необходимо троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной вентиляции, проветриванию, очистке воздуха растениями. Нужно следить за чистотой воздуха! Владимир Маяковский выразил:

"Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай лучше и чаще"

СЛ.10. 2-й – «Экологические чтения».

 Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплинойи других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:

«Мы хозяева нашей природы,и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Рыбе-вода, птице-воздух,

Зверю-лес и горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».

Из многих прочитанных книг , дети узнают, что человек многим обязан природе, лесу. Приведу отрывок из беседы с детьми на эту тему.

 Чем же именно дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

-Лес – источник древесины, источник кислорода, ягод и грибов, лекарственных растений, место обитания растений и животных, защитник почв и водоемов; место отдыха и туризма; источник здоровья.

- Лес – это красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, - все это привлекает нас в лес, благоприятно влияет на здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию

Многие такие известные нам птицы, животные , рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час.

А знаете ли вы, что?

Сова уничтожает за год около 1.000 грызунов, если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит  одна сова спасает в год  тонну хлеба! У кукушки необыкновенный аппетит: за час может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней. Летучая мышь за час охоты может поймать и съесть 160-170 малярийных комаров. Птицы-это лесные доктора.

Составляем  с ребятами памятку

- В лесунельзя:

  • обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами;
  • разводить костры под кронами деревьев и около пней;
  • поднимать шум, включать громко магнитофоны. Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут;
  • трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда – это приводит их к гибели;
  • нельзя сбивать несъедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор – лекарство для лосей;
  • загрязнять лес.

Помните, что оставленная бумага лежит 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло - более 1000 лет.

- Какие лекарственные растения дарит нам лес?

Шиповник, мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, калина, черемуха, валериана, ландыш, можжевельник, алтей, береза и т.д.

Сл.11.3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия,(река Клязьма,полноводная ходили пароходы) познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.)

(Сл.12-13 Экологические задачи)

Сл.154-й – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

  Сл.16        Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Это “Марш парков», «День птиц», «День эколога»,  операция «Кормушка», «Покормите птиц», «Неделя в защиту животных», «Чистый город».

Комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.

Сл.17-18

Вывод: Очень важно, чтобы каждый берёг свой дом, свою Родину, свою Землю.

Ведь охранять природу – значит охранять свою Родину. Стремиться

сделать ее прекраснее, лучше.

Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....