Самооценка младших школьников.
методическая разработка на тему

В данном материале отображена самооценка младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_mladshih_shkolnikov.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости.

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Методическое письмо МОРФ рекомендует для развития самооценки учащихся подбирать разноуровневые варианты заданий, при этом замечает, что такая форма контроля используется мало и требует серьезной подготовки. С этим нельзя не согласиться. Но именно такая форма работы помогает лучше решить задачу формирования адекватной самооценки младшего школьника.

В первом классе вводятся таблицы, в которых учащиеся проводят самооценку:

                     Оценка модели предложения

№п/п

Виды ошибок

Знак ошибки

                 Проверил (а)

1.

Количество слов в предложении и в модели.

Я сам (а)

Сосед (ка)

2.

Нет слова-помощника.

3.

Слово-помощник не на месте.

4.

Знак препинания в конце предложения неверный, или нет знака препинания.

Оценка записи

№п/п

Виды ошибок

Знак ошибки

                 Проверил (а)

1.

Неверное написание буквы

Я сам (а)

Сосед (ка)

2.

Пропуск буквы

3.

Перестановка букв

Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно в 1 классе. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную - самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты - плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь.

Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе необходимо создавать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и вводить систему самооценки. Цветными карандашами можно просить нарисовать на полях условные знаки: плюс(+) - задание выполнено верно; минус(-) задание выполнено неверно или вообще не выполнено; нулик (0) - задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка. Лишь затем провести проверку на доске или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, легко выявить адекватность самооценки, результаты желательно зафиксировать в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвести красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвести итог и каждого ребенка похвалить за старание , отметить их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выразить уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показать положительную динамику результативности тем, у кого заниженная самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

 Для выявления психологической атмосферы на уроках, целесообразно использовать условные обозначения разного настроения, предложить детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение. Чаще всего дети рисуют улыбку. Если мимика грустная, это дает возможность учителю своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально.

Если в классе обучаются  дети с ярко выраженной гиперактивностью, они: постоянно отвлекаются и не успевают за общим темпом работы. У них завышенная самооценка и не воспринимают адекватную оценку их деятельности. С такими детьми необходимо проводить дополнительные занятия после уроков, давать возможность поднять уровень результативности обучения до их самооценки.

Во 2 классе условия самооценки немного усложняются. Уже перед началом работы, ознакомившись с заданием, ученики должны на “ волшебной линеечке”, поделенной на три части, поставить крестик. X на верху - задание выполню; X на середине - сомневаюсь или затрудняюсь; X внизу - не могу, не знаю, не справлюсь. Первые работают самостоятельно, вторые получают консультацию учителя или помощников консультантов, последние получают доступное им задание, а затем индивидуально дорабатывают материал на занятиях, после урока или получают задание на дом в отдельных тетрадях для индивидуальной домашней работы. В этих тетрадях в конце недели все ученики должны написать домашний диктант по карточке или мини-сочинение на заданную тему. Диктовать и оценивать должны родители. Причём родители должны выполнять эту работу регулярно, что будет способствовать повышению результативности обучения и повышению самооценки учащихся, а также служить сближению родителей и их детей. Оценка учителя ставится рядом с оценкой родителей и её адекватность высоко ценится родителями и учениками, а так как общепризнанно, на становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности, то значение этой работы трудно переоценить. Очень важно приучить ребенка писать вдумчиво и осознанно, уметь предупреждать и видеть собственные ошибки. Для этого во 2 полугодии 1 класса можно предложить детям писать на всех предметах двумя цветами, и самому учителю писать на доске белым и зеленым, дети синим и зеленым в тетрадях. Зеленым цветом ученики должны писать все изученные орфограммы и те буквы, написание которых требует проверки или вызывает затруднение. Таким образом, ребенок постоянно контролирует себя и реже допускает ошибки. В конце каждого урока ученик оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает её неаккуратной.

В классе помимо критерия аккуратности следует ввести еще критерии правильности ( П на “ волшебной линеечке” ), старательности (С), заинтересованности (3). Можно ввести любые критерии по желанию учителя и учеников. Это существенно повышает результативность обучения и самооценку учащихся. Другими словами, повышая свою самооценку, учащиеся повышают и качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Исследование уровня самооценки младших школьников.

В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Содержание Введение  3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте  61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...

Презентация родительского собрания по теме "Самооценка младшего школьника"

Презентация для родителей учащихся 1 класса по теме "Самооценка младшего школьника"...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...