Тематическое планирование по развитию речи (окружающий мир) чтению 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_razvit.rechi_3_kl.doc440.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                     Пояснительная записка

         Рабочая программа  по учебному предмету развитие речи (окружающий мир) для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год разработана

 на основе государственной  программы общеобразовательных учреждений.

 Начальные классы (1-4), в двух частях, часть 2.  Министерство образования РФ, 2002г. Издательство «Просвещение», 2002г. Автор А.А.Плешаков.

и ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ для детей С ТЯЖЕЛЫМИ  НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ.

Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю)  в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1год обучения  и является программой начального уровня обучения.

Предполагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  •  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  •  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  •  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  •            формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи;
  •  практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
  •  обучение связной речи (устной и письменной);
  •  восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся  и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой. 

Решаемые задачи курса позволяют достичь целей  курса:

  •  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  •  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества окружающему миру;
  •  формирование и совершенствование у обучающихся с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

№ п/п

Название  раздела

Количество  часов

Программа Плешакова А.А.

Рабочая программа

1

Как устроен мир

7

7

2

Эта удивительная природа

19

19

3

Мы и наше здоровье

8

8

4

Наша безопасность  

9

9

5

Чему учит экономика

12

12

6

Путешествия по странам  и городам

13

13

Программа школ V вида

7

Вспомним лето

8

2

8

Жизнь детей до революции

8

1

9

О хороших делах октябрят

8

2

10

 Осень

10

5

11

Советские люди строят новую жизнь

12

3

12

Картины природы и труда зимой

6

5

13

Октябрята – будущие пионеры  

6

3

14

Весна

10

5

15

Устное народное творчество

6

3

16

Наша родина- Советский Союз (Россия)

24

5

Итого

166

102

 

 Логика изложения и содержание авторской программы по окружающему миру сохранена, по программе по развитию речи сокращёно количество часов из-за сокращения часов по учебному плану и совпадению отдельных тем  с содержанием программы по окружающему миру.  

Отличительными чертами  данного курса являются:

  •  сочетание в программе курса двух учебных предметов (развитие речи и окружающий мир);
  •  соединение  в равной мере природоведческих, обществоведческих, исторических знаний и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях;
  •  каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии;
  •  одним из направлений является работа по углублению социализации        обучающихся на основе обогащения их связей с окружающим миром.

В программе дается тематика для уроков, предусматривающая уточнение и накопление конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с которыми учащиеся сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природными явлениями и общественной жизнью, с трудом и отношением к труду, а также обобщение нравственно опыта детей, их поведения, любви к родному краю, Родине.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является особенность развития детей с ТНР, изменение характера их взаимодействия с окружающим миром. У учащихся отмечается недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. В результате этого ребёнку трудно определиться в социуме, занять достойное положение в системе межличностных отношений. Контингент учащихся неоднороден по уровню интеллектуального и речевого развития, сформированности таких процессов, как восприятие, внимание, мышление. В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний, но и  имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности. Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта. Программа призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей. Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей.  Большое внимание следует уделять словарной (лексической) работе. Упражнения носят практический характер. Отбор словаря связывается непосредственно с темой ypoка. Слова включаются в тематический словарь, который подлежит усвоению. В словарной работе должен использоваться и тот речевой материал, который учащиеся приобретают самостоятельно. Поэтому наряду с накоплением словарного запаса большое значение имеет постепенное углубление и расширение содержания уже знакомых детям слов. Для  того чтобы слово закрепилось в речи и учащиеся научились активно его использовать, необходимо создавать в процессе обучения условия для частого его употребления. С этой целью организуются различные предметные ситуации с определенным подбором наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного материала, способствующего уточнению и активизации словаря, вовлечению его в речевое общение. Эта работа должна подвести учащихся  к правильному употреблению слов по смыслу и по возможности к отчетливому их произношению. При изучении той или иной темы следует обращать внимание детей на те родственные слова, которые в ней встречаются.

Одновременно с уточнением лексического значения слова должно усваиваться и его грамматическое оформление. В программе предусматривается систематическая работа по развитию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которые вступают слова между собой в предложениях различной конструкции.

   Решение коррекционных задач осуществляется через:

  • проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
  • работу со словарями (усвоение терминологии);
  • проведение звукобуквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
  • включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
  • выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
  • опору на жизненный опыт обучающихся;
  • соблюдение двигательного и охранительного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).

    Контроль   осуществляется  в виде  текущего, итогового контроля в следующих формах:

  • опрос;
  • составление устных рассказов;
  • выполнение практических работ;
  • тестирование;
  • выполнение комплексных контрольных работ.

  Формы организации учебного процесса:

  •  фронтальная;
  •  групповая;
  •  работа в парах;
  •  индивидуальная.

                                                 Содержание

РАЗВИТИЕ РЕЧИ   (102 ч)

Работа над словом

Активизация ранее усвоенных слов. Употребление их в различных контекстах.   Употребление в речи слов,   обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.: шелест, героизм, подвиг); действия или признаки (бегство, молодость); много людей или вещей как одно целое (родство, молодежь).

Употребление слов, обозначающих завершенное действие (глаголы совершенного вида с приставками).

Употребление слов, указывающих на степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных).

 Различение многозначности, переносного значения слова (тупой, топор,  тупой нос лодки, тупой взгляд, тупая боль). Подбор и группировка слов с приставками, суффиксами, относящимися к разным частям речи.

Подбор и группировка слов,   близких и   противоположных   по смыслу.   Использование их в собственной речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.

                                          Работа над предложением

Употребление в речи простого распространенного предложения. Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра);

из глагола в роли сказуемого и существительных в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); из глагола в роли сказуемого и существительного в роли обстоятельства (выехал из Москвы, приехал в деревню);

из глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства действия, места, времени (написал аккуратно, бежит направо, пойдем вечером);

из существительного в роли обстоятельства и согласованного с ним прилагательного в роли определения (с большим аппетитом). Практическое овладение грамматическими формами слов в зависимости от их значения в составе предложения.

Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам.

Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов.

Уточнение грамматического понятия слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросам кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы.

Определение рода имен существительных по начальной форме, азличение единственного   и   множественного   числа,   окончаний имен существительных во всех падежных формах. Нахождение начальной формы существительных, употребляемых в любой падежной форме.

Формирование грамматического понятия «глагол». Уточнение его смыслового значения. Изменение глаголов по числам и вопросам.

Распознавание настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов по вопросам   что   делает? что  делают?   Что делал? что делали?   Что будет делать?   что   сделает? что сделают?

Образование временных форм глаголов совершенного и вершенного вида.                                                                            Общее практическое знакомство со сложным предложением, состоящим из двух простых.

Связная речь

Использование в беседе по тексту, по иллюстрации и тексту по диафильму, по короткометражному фильму усвоенной лексики и грамматических конструкций.

Различение деловой и художественной речи.                       

Текст. Осознание последовательности, причинности, смысла событий, понимание связей описываемых явлений. Самостоятельное деление текста на логически законченные части и выделение них главного, определение с помощью учителя основной мысли. Озаглавливание текста. Схема построения текста (начало, средняя (основная) часть, концовка). Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя.

Пересказ текста с изменением лица и времени действия. Устное и письменное изложение небольшого текста по готовому или коллективно составленному плану.

Устные сочинения по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту (об играх, октябрятских делах, наблюдения за природой, экскурсиях), с предварительной коллективной подготовкой. Постепенное включение в работу 2—3 предложений с описанием и рассуждением. Описание животных, предметов, отдельных лиц. Написание короткого письма о своих делах. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точное, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Речевая этика. Устное и письменное приглашение, пoздpaвление. Употребление слов, выражающих просьбу.

Заучивание наизусть стихотворений, потешек, загадок, скороговорок.                                                                                               

Тематика для развития речи

Вспомним лето (8 ч). Погода и природа летом. Значение леса для человека. Названия наиболее распространенных растений, животных местных лесов, полей, лугов, водоемов. Краткие рассказы повествовательного характера о посильном труде детей, прогулках в лес, о пионерском лагере, о событиях жизни учащихся. Экскурсии на сельскохозяйственную выставку.

Жизнь детей до революции (8 ч). Рассказы повествовательного характера с элементами  описания   по сюжетным   картинкам,   по прослушанным и прочитанным текстам о жизни детей до Великой Октябрьской социалистической революции, о новой жизни детей в молодой Советской республике.

Осень (10 ч). Рассказы по наблюдениям детой и по аналогии с прочитанным о ранней осени, золотой осени, поздней осени. Обобщение детьми знаний о домашних (или прирученных) животных, об их повадках. Описание внешнего вида любимых животных (кошки, собаки), птиц. Oceнние  работы. Труд детей на пришкольном участке, в колхозе и т д. Бережное отношение людей к природе.

О хороших делах октябрят (8 ч). Устные рассказы по личным  впечатлениям детей и по просмотренным диафильмам о хороших и плохих  поступках детей, об интересных общественно полезных делах,   о  смелых поступках,   о товариществе, о дружбе детей нашей страны и других стран.                                                             

Советские люди строят новую жизнь   (12 ч). О жизни трудящихся  при  Советской  власти, о  различных  профессиях,  о  новом отношении людей к труду, к народному богатству, о высоком моральном облике человека нашего общества. О значении труда в жизни человека.

Картины природы и труда зимой (10 ч). Зимние явления в окружающей природе по материалам наблюдений, по аналогии с прочитанным. Животные и птицы    зимой, труд   людей и их    отношение    к  природе.

Октябрята — будущие пионеры (6 ч). Из истории пионерской организации. Жизнь и дела пионеров в наши дни и в первые годы создания пионерской организации. О пионерской символике. Участие пионеров в Великой Отечественной войне.

Весна (10 ч). Рассказы по материалам наблюдений, по аналогии с прочитанным текстом, по картине о погоде и природе в разные периоды весны. Устное описание одной-двух перелетных птиц, насекомых, раннецветущих растений. Труд людей весной в городе и в сельской местности, участие в весенних работах на пришкольном участке, весенних играх, интересные случаи из жизни детей в период весенних каникул.

Устное народное творчество (6 ч). Расширение знаний детей о русских народных сказках и сказках народов СССР, пословицах и поговорках. Составление диалогов по материалам сказок, самостоятельное составление сказок. Подбор и группировка загадок по темам: про птиц, животных, про растения и т.д.

Наша Родина — Советский Союз (24 ч). Наша Родина раньше и теперь. Многонациональный состав нашего государства. Славим Родину трудом.

Советские праздники и знаменательные даты.


Окружающий мир

  Как устроен мир (7 ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека.                                 Эта удивительная природа (19 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; состав почвы.

Мы и наше здоровье (8ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: измерение массы и тела человека; свойства кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

 Наша безопасность (8 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч) Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (14 ч) Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

                                                        Тематический план

                      Развитие речи (Окружающий мир)

                       3 класс (3 часа в неделю, 102 часов)

 

№ п/п

Название  раздела

Количество  часов по рабочей программе

Примечание

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

8

4

Наша безопасность  

9

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по странам  и городам

13

7

Вспомним лето

8/2

8

Жизнь детей до революции(наши сверстники)

8/1

9

О хороших делах октябрят (0 наших делах)

8/2

10

 Осень

10/5

11

Советские люди строят новую жизнь (Труд людей на общее благо)

12/3

12

Картины природы и труда зимой

6/5

13

Октябрята – будущие пионеры(Когда мы станем взрослыми)  

6/3

14

Весна

10/5

15

Устное народное творчество

6\3

16

Наша родина- Советский Союз (Россия)

24/5

Итого

102

 

                            

Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Примеча

ние

2

Вспомним лето

1

1

Составление устного рассказа «Как я провёл лето».

2

1

Сочинение «Как я провёл лето»

7

Как устроен мир?

   

3(1)

1

Что такое природа.

4(2)

1

Человек

5(3)

1

Общество.

6(4)

1

Мир глазами эколога.

7(5)

1

Природа в опасности.

8(6)

1

 Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека.                               

9(7)

1

Природе нужна твоя помощь.

19

Это удивительная природа

10(1)

1

Тела, вещества, частицы.

11(2)

1

Разнообразие веществ. Практическая работа. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

12(3)

1

Состав и свойства воздуха. Охрана воздуха.

13(4)

1

Вода. Свойства воды. Практическая работа: изучение свойств воды, очистка воды с помощью фильтра.

14(5)

1

Превращение и круговорот воды.

15(6)

1

Берегите воду!

16(7)

1

Как разрушаются камни.

17(8)

1

Что такое почва? Практическая работа. Состав

почвы.

18(9)

1

Разнообразие растений.

19(10)

1

Солнце, растения и мы с вами.

20(11)

1

Размножение и развитие растений.

21(12)

1

Охрана растений.

22(13)

1

Разнообразие животных.

23(14)

1

Кто что ест?

24(15)

1

Невидимая сеть и невидимая пирамида. Тестирование за 1 четверть.

25(16)

1

Размножение и развитие животных.

26(17)

1

Охрана животных.

27(18)

1

В царстве грибов.

28(19)

1

Великий круговорот жизни.

5

Осень

29(1)

1

Составление  рассказа- описания  «Осеннее дерево».

30(2)

1

Составление рассказа – рассуждения «Почему осенью улетают птицы?»

31(3)

1

Деление текста на части  «В осеннем лесу»

32(4)

1

Работа с текстом «Как звери к зиме готовятся»

33(5)

1

Сочинение миниатюра «Собираем урожай»

Мы и наше здоровье.

34(1)

1

Организм человека. Практическая работа. измерение массы тела человека.

35(2)

1

Органы чувств.

36(3)

1

Надёжная защита организма. Практическая работа: свойства кожи.

37(4)

1

Опора тела и движение.

38(5)

1

Наше питание. Практическая работа: определение наличие  питательных веществ по информации на упаковке.

39(6)

1

Дыхание и кровообращение. Практическая работа: подсчет ударов пульса.

40(7)

1

Умей предупреждать болезни.

41(8)

1

Здоровый образ жизни.

5

Картины природы и труда зимой 

42(1)

1

Составление рассказа-описания «Белка»

43        (2)

1

Работа с деформированным текстом «В лесу зимой»

44(3)

1

Составление устного рассказа «Зимой на улицах города»

45(4)

1

Составление приглашения на новогодний утренник.

46(5)

1

Составление поздравления с Новым годом. Тестирование по итогам 2 четверти.

        

9

Наша безопасность        

47(1)

1

Огонь, вода и газ.

48(2)

1

Чтобы путь был счастливым.

49(3)

1

Чтобы путь был счастливым.

50(4)

1

Дорожные знаки.

51(5)

1

Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в пределах школы.

52(6)

1

Опасные места.

53(7)

1

О молниях, змеях, собаках и прочем.

54(8)

1

Экологическая безопасность.

55(9)

1

Экологическая безопасность. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра.

1

Жизнь детей до революции(наши сверстники)

56(1)

1

Составление памятки по собственной безопасности

12

Чему учит экономика?

57(1)

1

Для чего нужна экономика?

58(2)

1

Три кита экономики.

59(3)

1

Полезные ископаемые. Практическая работа: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых.

60(4)

1

Растениеводство.

61(5)

1

Животноводство.

62(6)

1

Какая бывает промышленность?

63(7)

1

Что такое деньги.

64(8)

1

Что такое деньги? Практическая работа: знакомство с современными российскими монетами.

65(9)

1

Государственный бюджет.

66(10)

1

Семейный бюджет.

67(11)

1

Экономика и экология.        

68(12)

1

Экономика и экология.

2

О хороших делах октябрят (О наших делах)

69(1)

1

Составление поздравления с 8Марта.

70(2)

1

Составление устного рассказа «Помощники»

3

Советские люди строят новую жизнь (Труд людей на общее благо)

71(1)

1

Работа с деформированным текстом  «На стройке».

72(2)

1

Составление рассказа по сюжетной картине « В парке».

73(3)

1

Устные рассказы о профессиях родителей.

3

Октябрята – будущие пионеры(Когда мы станем взрослыми)  

74(1)

1

Работа с текстом  Е. Пермяк. «Для чего руки нужны». Пересказ от лица героя.

75(2)

1

Устное  сочинение- рассуждение «Для чего нужно учиться?» Тестирование по итогам 3 четверти.

76(3)

1

Обучающее изложение «Чужая калитка»

5

Весна

77(1)

1

Просмотр и обсуждение фильма «Живи ручей»

78(2)

1

Деление текста на части «Весной в лесу»

89(3)

1

Составление рассказа-описания «Мать-и-мачеха»

80(4)

1

Составление обращения «Берегите первоцветы!»

81(5)

1

Обучающее изложение «Гнездышко»

3

Устное народное творчество

82(1)

1

Просмотр и обсуждение русской народной сказки (Лиса и журавль)

83(2)

1

Сочинение  собственной сказки по знакомому  сюжету (Лиса и журавль)

84(3)

1

Придумывание рассказа по пословице, поговорке.

12+1

Путешествие по городам и странам.

85(1)

1

Золотое кольцо России.

86(2)

1

Золотое кольцо России.

87(3)

1

Золотое кольцо России.

88(4)

1

Наши ближайшие соседи.

89(5)

1

На севере Европы.

90(6)

1

На севере Европы.

91(7)

1

Что такое Бенилюкс?

92(8)

1

В центре Европы.

93(9)

1

Путешествие по Франции и Великобритании.

94(10)

1

Путешествие по Франции и Великобритании.

95(11)

1

На юге Европы.

96(12)

1

По знаменитым местам мира. Обобщающий урок.

5

Наша родина - Советский Союз (Россия)

97(1)

1

Просмотр  и обсуждение фильма о пионерах –героях.

98(2)

1

Составление устного рассказа «Мой любимый праздник». Итоговое тестирование за 4 четверть

99(3)

1

Разговор по телефону

100(4)

1

Письмо  далёкому другу.

101(5)

1

Сочинение «Помощники»

102(1)

1

Обобщающий урок. Что мы узнали и чему научились за год

Обобщающий урок. Что мы узнали и чему научились за год


         ВЫПОЛНЕНИЕ  ПРАКТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ  ПРОГРАММЫ

ПО  ПРЕДМЕТУ РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

                                                                                           

п\п

Тема раздела

 Вид

Примечание

1.

Как устроен мир?

Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека.                               

2.

Эта удивительная природа

Практическая работа. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Практическая работа: изучение свойств воды, очистка воды с помощью фильтра.

Практическая работа. Состав почвы.

3.

Мы и наше здоровье

Практическая работа. Измерение массы и тела человека.

Практическая работа: свойства кожи.

Практическая работа: определение наличие  питательных веществ по информации на упаковке.

Практическая работа: подсчет ударов пульса.

4.

Наша безопасность

Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в пределах школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра.

5.

Чему учит экономика

Практическая работа: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых.

Практическая работа: знакомство с современными российскими монетами. Практическая работа: знакомство с современными российскими монетами.

Тестирование по итогам 1четверти

Тестирование по итогам 2четверти

Тестирование по итогам 3 четверти.

Тестирование по итогам 4 четверти.

Основные требования к  знаниям, умениям  и навыкам обучающихся.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

 ·        человек – часть природы и общества;

 ·        что такое тела и вещества; твёрдые вещества; жидкости и газы;

 ·        основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

 ·        основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

 ·        взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

 ·        взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

 ·        строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

 ·        правила гигиены; основы здорового образа жизни;

 ·        правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

 ·        потребности людей; товары и услуги;

 ·        роль природных богатств в экономике; основные отрасли с/х и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;

 ·        некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

 ·        распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные  грибы;

 ·        проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

 ·        объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

 ·        выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

 ·        выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;        

 ·        владеть элементарными приёмами чтения карты;

 ·        приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

 Работа над словом

  • понимать слова, выражающие поручения, приказания;
  • понимать и различать слова – названия предметов и слова – названия действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями;
  • понимать слова;
  • понимать слова, имеющие абстрактное, отвлеченное и собирательное  значение;
  • понимать значение предмета в разных ситуациях;
  • понимать и употреблять в речи слова со значением уменьшительности – ласкательности; слов, обозначающих детенышей животных; лиц по роду их деятельности;
  • понимать и употреблять в речи слова – названия признаков предмета по цвету, форме, величине, вкусу, температурным свойствам, качеству, противоположных им по значению;

Работа над предложением

  • понимать побудительные, повествовательные распространенные и нераспространенные простые предложения;
  • составлять простые предложения по моделям;
  • распространять предложение по вопросам, овладевать грамматическими формами слов в зависимости от их значения в составе предложения;

Работа над связной речью

  • понимать вопросы; отвечать на вопросы;
  • слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст;
  • воспроизводить содержание текста (по иллюстрации), фильма;
  • пересказывать рассказ по вопросам учителя, по сюжетным картинкам, составить творческий рассказ, сказку;
  • описывать предмет по цвету, размеру, назначению, используя вопросы или схемы;
  • составлять по картинке или серии картин определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа по вопросам учителя;
  • понимать и использовать в речи предложения, выражающие приветствие, благодарность, извинение, просьбу, вопрос;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

Словарь по окружающему миру:

Как устроен мир

Организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп, психология, восприятие, память, мышление, воображение, народ, государство, общество, окружающая среда, экология, заповедник, национальный парк.

Эта удивительная природа

тело, вещество частица, химия, поваренная соль, крахмал, кислота, фильтр, состояние, испарение, круговорот, плодородие, ботаника, опыление, зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, сеть питания, экологическая пирамида личинка, куколка, малёк, головастик, грибница, съедобные и несъедобные грибы.

Мы и наше здоровье система органов, обоняние, осязание, ушиб, ожог, обмораживание, скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка, белки, жиры, углеводы, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, закаливание, инфекционные болезни, аллергия, здоровый образ жизни.

Наша безопасность диспетчер, сервис, экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр,

Чему учит экономика потребности, товары, услуги, природные богатства, капитал, труд, месторождение, геолог, отрасль, растениеводство, животноводство, промышленность добывающая, химическая, лёгкая, пищевая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, деньги, рубль, заработная плата, бюджет, доходы, расходы, налоги, стипендия, пенсия, танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз.

Путешествие по городам и странам финифть, сухопутные границы, морские границы, Скандинавские страны, фьорд, аквапарк, гейзер, дамба, фиакр

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

1

Плешаков А.А. Окружающий мир.3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч.2./ А.А. Плешаков. - М.: Просвещение,  2012. – 95с.

2

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1./ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.-63с.

3

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2./ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012. -63с.

4

Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие  для учащихся общеобразоват. учреждений. / А.А.Плешаков.- 12-е изд.  – М.: Просвещение, 1998. – 222с

5

Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 2-е издание/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012. -63с.

6

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Дидактические карточки-задания по курсу «окружающий мир». К учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир в 2-х частях. 3 класс»/ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.- М.: АСТ: Астрель, 2009.-158 с.

7

Ушакова О. Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника/ О. Д. Ушакова.- СПб.: Литера, 2011-64 с.

8

Стрижев А. Н. Народные приметы/ А. Н. Стрижев.- М.: Современник, 997.-255 с.

9

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

10

Компьютер

В кабинете информатики

11

Настольные развивающие игры

12

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

13

Стол учительский с тумбой.

14

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах  V вида на базе общеобразовательных школ. расчитана на 2 учебных часа в неделю....

Тематическое планирование по развитию речи, математике и окружающему миру..

Планирование составлено для даботы по  подготовке детей к школе....

Тематическое планирование по развитию речи в 1 классе (по блокам)

В основу уроков русского языка и литературного чтения положено всестороннее развитие речи у младшего школьника....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для 2 класса

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для 2 класса (разработанно в соотвеетствии с программой для специальных (коррекционных) школ VIII вида по В.В. Воронковой). 1 час в неделю....

Календарно -тематическое планирование по развитию речи 2 класс

Календарно -тематическое планирование по развитию речи 2 класс...

Школа VIII вида. Адаптированная рабочая программа. 2 класс. Развитие речи. Календарно-тематическое планирование по развитию речи.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса«Развитие речи»1. Пояснительная записка      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно...