МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ " ШКОЛА 2100".
учебно-методический материал на тему

Метянина Татьяна Викторовна

Возможно,что это вызовет интерес у учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodolog._osnovy_shk._2100.doc63.37 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 

ПРОГРАММЫ " ШКОЛА 2100".

Образовательная программа «Школа 2100…»

Общие положения.

Под Образовательной программой понимается общероссийская

Общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Программа соответствует основным принципам государственной политике РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах. Это:

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

-свобода и плюрализм в образовании;

-обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

-развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства;

-обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

-интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Данная Программа направлена прежде всего на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его програмно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в учебном процессе приведённых выше методологических принципов.

Развитие народного образования «возможно лишь при взаимодействии двух его основных факторов- государства и общества…»(Концепция общего среднего образования. Проект.- М., 1988. с.10).Замечательный психолог и педагог П.Ф.Каптерев рассуждал так:

«..Государство педагогикой собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Всё это делает общество..Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство уже пользуется готовыми результатами.»

Приведённые выше методологические положения объединены общим подходом к процессу образования, который известен под названием развивающего, вариативного, гуманистического, личностно ориентированного образования.

В российском образовании необходима на новом уровне его развития. Необходима единая система непрерывного педагогического образования.

Данная Программа является научной и в то же время общественной.В ней обобщено представление о том, чему и как учить и зачем и как воспитывать.

Программа охватывает массовую начальную и среднюю школу, а также вопросы непрерывного общего и педагогического образования.

Авторская работа по написанию Программы была осуществлена коллективом под руководством А.А.Леонтьева.

Программа «Школа «2000…» предлагает  курс математики, созданный на базе психолого- педагогических исследований, проведённых в конце 70-х- начале 80-х годов под руководством профессора Н.Я.Виленкина.

Этот курс является частью единого непрерывного курса математики, который разрабатывается в настоящее время с позиций развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации математического образования ( научный руководитель-Г. В.Дорофеев).Отметим основные особенности данного курса:

  1. Учебно- методический комплекс состоит из 3-х блоков:

1).дошкольная подготовка( курс «Игралочка»,курс «Раз-ступенька, два- ступенька…»+методические рекомендации);

2).начальная школа( 12 тетрадей на печатной основе(1-3),(1-4)+самостоятельные и контрольные работы+методические рекомендации).

3).средняя школа (учебники для 5,6 классов). К началу нового учебного года Л.Г.Петерсон обещала укомплектовать их и дидактическим материалом, и методическими пособиями).

Причём это единственная программа, которая рекомендована Департаментом общего среднего  образования Министерства образования Российской Федерации начиная с детского сада и заканчивая средним звеном.

Программа ориентирована на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.

Вся система заданий пересмотрена таким образом, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков чтения и чистописания ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия(« придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.) развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

2.Вторая особенность- теоретическая база, изменения технологии обучения.

Сейчас ситуация складывается таким образом:

Догматическая система           наглядная система (которая ставит перед собой задачу обучения, воспитания, развития)-        система развивающего обучения( которая ставит перед собой прежде  всего задачу развития, воспитания, обучения).

Для наглядности сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом, который мы используем :

  1. объяснительно-иллюстративный метод

сообщение темы и цели урока        актуализация знаний        объяснение нового материала        закрепление                контроль

деятельностный  метод        

постановка учебной задачи                «открытие» детьми нового знания                первичное закрепление ( с комментированием)                самостоятельная работа с проверкой в классе        решение тренировочных упражнений                контроль

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, чтобы новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности . Учитель лишь направляет эту деятельность, создаёт условия , чтобы ребёнок имел шанс взять знания по максимуму, но ни в коем случае не перегружать детей. Учитель подводить итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Таким образом, дети «строят» свою математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Дети развиваются лишь тогда, когда учитель включает их в процесс познания. А развитие идёт тогда , когда  ребёнок встречается с затруднением. Чтобы выйти из затруднения нужно пройти 3 процесса:

-исследование этой проблемы

-выявление причины

-разработка проекта выхода из затруднения

Работая по этой программе , необходимо изменить технологию.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

1.орг. момент (положительное самоопределение-совмещение хочу и могу-ребёнка к деятельности, к содержанию работы).

2.актуализация знаний( постановка учебной задачи- восстановление в памяти определённых знаний).В список задач включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

3.«открытие» детьми нового знания(учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, ставит проблемы перед ребёнком, подводит их к самостоятельном «открытию» нового свойства или отношения .В результате обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и показывая образец комментированного решения задач и примеров нового типа.

4.первичное закрепление

выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух всех узученных алгоритмов действия.

5.обучающая самостоятельная работа

с самопроверкой в классе; ребёнок сам исправляет допущенные ошибки, оценивает себя, формируется положительное самоопределение.

6. решение задач на повторение

предлагаются задания, обеспечивающие непрерывное развитие содержательно-методических линий курса и доводящие до уровня автоматизированного навыка умения решать задачи и примеров основных видов; сюда регулярно включаются задания нестандартные, логические, занимательные…

Число уроков отработки и закрепления знаний в данном курсе меньше, чем в традиционном, из-за значительного расширения спектра изучаемых понятий. Связано это с направленностью программы на развитие детей и на формирование у них познавательных интересов. Детям нужна «пища для ума». Если уроки, следующие за введением нового материала, посвящать только его отработке, то при этом будет закрепляться навык , но тормозиться развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и личностных качеств.

Чтобы не терять в уровне отработки навыков и поддерживать высокий уровень активности детей используется приём «опережающей многолинейности». После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, мы знакомим детей с такими математическими фактами, которые на этом возрастном этапе не являются обязательными, а служит развитию учащихся, расширяют их кругозор, формируют интерес к математике. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей , тем более им придаётся, как правило игровая форма (кодирование, расшифровка, отгадывание загадок и т.д.).

Наряду с этим, в этом курсе даётся «сквозная» информация( необязательная)

Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем  подготовки имеет возможность «не спеша» отрабатывать навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех- и для сильных, и для –слабых.

Обучение ведётся в «зоне ближайшего развития ребёнка», то есть на высоком уровне трудности. Но материал учебника предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки- сильных, средних, слабых. Поэтому выполнение всех заданий из учебника не является обязательным для каждого ребёнка.

Виды работ на уроке необходимо разнообразить. Урок должен включать и устные упражнения, и работу в тетрадях в клетку, и дидактические игры. Работа с тетрадью-учебником не должна превышать 15-20 минут .Очень важна самооценка ребёнка, так как это формирует у него способность к самоконтролю. На первых этапах обучения важнее не то, что задание сразу выполнено верно, а то, что в нём верно исправлены все допущенные ошибки.

Программа «Чтение и начальное литературное образование».

Программа «Школа 2100..» предлагает курс обучения грамоте, обучения чтению, обучения русскому языку на базе учебников, авторами которых являются Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.

Программа по чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Тематика чтения.
  1. Техника чтения.
  1. Формирование приёмов понимания прочитанного.
  1. Элементы литературоведческого анализа текста. Эстетического переживания прочитанного.
  1. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
  1. Развитие устной и письменной речи.

Цель уроков чтения в начальной школе- научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....