Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
методическая разработка по музыке на тему

Минчева Людмила Николаевна

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katalog_illyustratsiy.docx46.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

КАТАЛОГ

музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам «Школа 2100»  и «Школа России»

Составила учитель музыки

Минчева  Людмила  Николаевна

БОЛОГОЕ  

2012

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1 класс

Прог-

рамма

Класс

Предмет

Раздел программы, тема

Музыкальное иллюстрирование

Школа 2100

ШР

1

ИЗО  и художественный труд

1. «Жизнь и искусство». Разные люди – разные культуры.

2. «Человек и художник».

Гармония.

Разыгрываем сказку.

3.«Давным-давно…» Родилась музыка.

Родился театр.

 Русский хоровод «Берёзка»; Молдавские народные наигрыши; М. Теодоракис «Сиртаки»

П.Чайковский «Детский альбом»; М. Красев опера «Муха-цокотуха»

С.Прокофьев «Петя и волк»

Школа 2100

ШР

1

Физическая культура

1.Техника выполнения акробатических упражнений.

2.Разучивание акробатических упражнений.

3.Разучивание танцевальных шагов.

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

Школа 2100

1

Чтение и начальное литературное образование

1. «Попрыгать, поиграть…» Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Н. Носов «Приключения Незнайки».

2. «Ребятам о зверятах».

С. Михалков «Щенок».

Э. Шаинский «Голубой вагон» (сборник)

Э. Шаинский «Голубой вагон» (сборник)

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

ШР

1

Литературное чтение

1.«Сказки, загадки, небылицы».

Произведения устного народного творчества.

2. «Я и мои друзья».

Стихи и песни о детях, их взаимоотношениях.

3. «О братьях наших меньших».

Произведения о взаимоотношениях человека с природой.

В. Агафонников «Музыкальные загадки»; былинные наигрыши

Г.Струве «Музыка» (сборник)

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

Школа 2100

1

Окружающий мир

1. «Времена года (осень, зима, весна, лето)».

П.Чайковский «Времена года»

ШР

1

Мир вокруг нас

1. «Что и кто?»

Знакомство с символами России: флагом, гимном, гербом.

А.Александров «Государственный гимн России»; М.Глинка «Патриотическая песня»

2 класс

Прог-

рамма

Класс

Предмет

Раздел программы, тема

Музыкальное иллюстрирование

Школа 2100

ШР

2

ИЗО  и художественный труд

1. «Жизнь и искусство».

Возвышающее искусство.

Трагическое переживание.

Комическое вокруг нас.

Цвет и звук вокруг нас.

2.«Великая сила искусства».

Звучание природы в искусстве.

Разыгрываем песню.

3. «Давным-давно…».

Человек создал искусство для вечности.

Наш театр.

С.Прокофьев «Детская музыка» (альбом); С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

Г.Свиридов «Весна и осень»

Музыка в народном стиле («Камаринская», «Светит месяц»)

В.А.Моцарт «Симфония №40»

М.Коваль «Детская опера «Волк и семеро козлят»»

Школа 2100

ШР

2

Физическая культура

1.Техника выполнения акробатических упражнений.

2.ОРУ на уроках физической культуры.

3.Разучивание танцевальных шагов.

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

Школа 2100

2

Чтение и начальное литературное образование

1. «Сказочные человечки».

А.Н.Толстой «Приключения Буратино».

2. «Сказка мудростью богата».

Авторские колыбельные песни.

Народные колыбельные песни.

3. «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

П.Чайковский «Детский альбом»

Н.Римский-Корсаков опера «Садко» (фрагменты)

Народные колыбельные песни (сборник)

Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

ШР

2

Литературное чтение

1. «Устное народное творчество».

Русские народные песни, потешки и прибаутки.

2. «Люблю природу русскую (по временам года)».

3. «Писатели – детям».

Произведения о детях, природе, написанные К.Чуковским, А.Барто, С Михалковым.

4. «И в шутку и всерьёз».

Б. Заходер «Песенка Винни Пуха».

Э.Успенский «Чебурашка».

Русские народные инструменты (ИКТ)

А.Вивальди «Времена года»

С.Прокофьев  балет «Золушка»

Сборники детских песен

(фонохрестоматия)

Школа 2100

2

Окружающий мир

1. «Части света».

Азия.

Африка.

Америка.

Австралия.

Европа.

Россия.

Музыка народов мира (фонохрестоматия)

ШР

2

Мир вокруг нас

1. «Где мы живём?»

Флаг, герб, гимн России.

2. «Жизнь города и села».

Культура и образование в нашем крае.

Профессии людей.

3. «Путешествия».

Сезонные изменения в природе.

А.Александров «Государственный гимн России»; М.Глинка «Патриотическая песня»

Д.Кабалевский «Сборник детской музыки»

М.Глинка «Жаворонок»; Г.Свиридов «Тройка»; Н.Римский-Корсаков «Снегурочка» (ИКТ)

3 класс

Прог-

рамма

Класс

Предмет

Раздел программы, тема

Музыкальное иллюстрирование

Школа 2100

3

Чтение и начальное литературное образование

1. «Глухая пора листопада».

Стихи А.Фета, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А.С.Пушкина.

2. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

Б.Гребенщиков «Под небом голубым».

В. Высоцкий «Песня Кэррола».

3. «Наполним музыкой сердца».

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка».

И. Тургенев «Певцы».

Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку?»

Сочинение «Письмо композитору».

4. «О, весна, без конца и без краю…»

Стихи о весне.

5. «День Победы».

Стихи о ВОВ  В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Твардовского.

Романсы русских композиторов (фонохрестоматия)

Авторская песня (фонохрестоматия)

Э. Григ «Утро»

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Русские народные песни

(сборник)

В.Кикта концертная симфония «Фрески Софии Киевской»

П.Чайковский балет «Щелкунчик» (фрагменты)

С.Прокофьев Скифская сюита «Шествие солнца»

Песни Победы (сборник)

ШР

3

Литературное чтение

1. «Устное народное творчество».

Русские народные песни.

2. «Поэтическая тетрадь».

Стихи о природе.

П.Чайковский «Детский альбом»; М.Мусоргский «Картинки с выставки»

Романсы русских композиторов (фонохрестоматия)

Школа 2100

ШР

3

Физическая культура

1. Техника выполнения акробатических упражнений.

2. Акробатические связки.

3. Танцевальные движения.

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

Школа 2100

3

Окружающий мир

1. «Времена Древней Руси».

За Землю русскую!

2. «Времена Советской

России и СССР».

Россия в огне.

Вставай, страна огромная!

3. «Современная Россия».

Я – гражданин России.

Народы России.

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

Песни Победы (сборник); М.Глинка опера «Иван Сусанин» (ИКТ)

А.Александров «Государственный гимн России»; М.Глинка «Патриотическая песня»

ШР

3

Мир вокруг нас

1.«Путешествия по городам и странам».

Страны, граничащие с Россией.

Страны зарубежной Европы.

Знаменитые места мира.

«Музыка моего народа» (сборник)

Н.Римский-Корсаков опера-былина «Садко»;

Шедевры мировой классической музыки (ч.2)

Школа 2100

3

Технология и ИКТ

1. «Жизнь и творчество».

Переосмысление жизни в искусстве.

2. «Отражение жизни в образах».

Народное искусство.

Мысли и чувства.

Многообразие проявления гармонии.

3. «Давным-давно…»

Весь мир – театр.

Наш театр.

Разыгрываем басню.

Э.Григ сюита «Пер Гюнт»

П.Чайковский, Л.В.Бетховен,

В.А.Моцарт (фрагменты симфонических произведений)

П.Чайковский балет «Спящая красавица»; М.Глинка опера «Руслан и Людмила» (фрагменты)

ШР

3

Технология и ИКТ

1.«Каждому молодцу ремесло к лицу».

Рождественские фантазии.

2. «Всякий портной на свой покрой».

Защитники земли Русской.

3. «Всяк на свой манер».

Пасхальный сувенир.

И.Стравинский «Петрушка» (ИКТ)

Л.В.Бетховен симфония №3

Г.Свиридов «Пасха»; Праздничные трезвоны

Школа 2100

3

ИЗО

1. Цветик-семицветик.

2. Наш театр.

П.Бажов «Серебряное копытце».

3. Золотая Хохлома.

И.С.Бах «Шутка из оркестровой сюиты», из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

П.Чайковский «Мелодия»

В.Кикта концертная симфония «Фрески Софии Киевской»

ШР

3

ИЗО

1. «Искусство в твоём доме».

Детские игрушки.

Мамин платок.

.

Обои и шторы в твоём доме.

.

2. «Художник и музей».

Картина-пейзаж.

Русская народная музыка; П.И.Чайковский «Детский альбом»

Русская народная музыка

Музыкальные отрывки: Ф.Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч.53; «Мазурка ля-минор», соч. 17.

Музыка для создания настроения (А.Вивальди «Времена года»

4 класс

Прог-

рамма

Класс

Предмет

Раздел программы, тема

Музыкальное иллюстрирование

Школа 2100

4

Чтение и начальное литературное образование

1. «У истоков русской детской литературы».

А.С.Пушкин «Б. Годунов».

2. «19 век. Путешествие продолжается».

В.Жуковский «Спящая царевна».

Поэты 19 века о природе.

С.Рахманинов «Прелюдии»; Ф.Шопен «Прелюдии»; М.Мусоргский опера «Борис Годунов» (фрагменты)

М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

С.Рахманинов «Сирень»; Г.Свиридов «Пастораль»

ШР

4

Литературное чтение

1. «Поэтическая тетрадь».

2.«Страна далёкого детства».

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3. «Родина».

4. «Страна «Фантазия».

Ф.Шопен вальс №10; Мазурки;

П.Чайковский «Баркарола»

Э.Григ «Утро»

Вариации на тему р.н.п. «Тонкая рябина»; старинный романс «Что ты клонишь над волнами»

М.Мусоргский «Старый замок»

Школа 2100

ШР

4

Физическая культура

1. Техника выполнения акробатических упражнений.

2. Акробатические связки.

3. Танцевальные движения.

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

П.Чайковский балет (фрагменты) «Щелкунчик»

Школа 2100

4

Окружающий мир

1. «Человек и природа».

Многогранный мир чувств.

Отчего мы иногда болеем?

2. «Человек и многоликое человечество».

Кто во что верит?

Что человечество ценит больше всего?

А.Бородин «Ноктюрн»;

П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»

Л.В.Бетховен « Соната №8 («Патетическая»)»; М.Глинка опера «Иван Сусанин»

ШР

4

Мир вокруг нас

1. «Природа России».

Разнообразие и красота природы России.

2. «Страницы истории Отечества».

Князь Александр Невский.

ВОВ 1941-1945годов.

День Победы – всенародный праздник.

3. «Современная Россия».

Государственная символика нашей страны.

Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

П.Чайковский «Детский альбом»

С.Рахманинов «Концерт №3 для фортепиано с оркестром»;

С.Прокофьев «Кантата «Александр Невский» (ИКТ)

Песни Победы (сборник)

А.Александров «Государственный гимн России»; М.Глинка «Патриотическая песня»;

Песни народов мира (сборник)

Школа 2100

4

Технология и ИКТ

1. «В мастерской творца».

Композиция.

Композиция в музыке и живописи.

Ритм.

2. «Давным-давно…»

Классицизм.

Романтизм.

Реализм.

Модерн.

3.«В поисках совершенства».

Театр – коллективный вид деятельности.

Театр – синтетический вид искусства.

Разыгрываем сказку.

Н.Римский-Корсаков «Шехеразада» симфоническая сюита

К.Жако «Джазовая импровизация»

П.Чайковский «Концерт №1»; К.Дебюсси «Лунный свет»; С.Прокофьев «Мимолётности» (цикл); В.Зинчук рок-обработка «Каприз №24» Н.Паганини

М.Глинка опера «Иван Сусанин»

ШР

4

Технология и ИКТ

1. «Стоит дерево, цветом зелено….»

Все краски русской осени.

2. «Рядись, не стыдись, а работать не ленись».

Упаковка для праздничного подарка.

Творческий проект «Новогодняя игрушка».

3. «Где живём, тем и слывём».

Забавный сувенир.

Коллективное панно «Звёзды Победы».

Народные игрушки из природных материалов.

П.Чайковский «Осенняя песнь»;

Г.Свиридов «Осень»

К.Дебюсси «Кукольный кек-уок»

П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» (балет «Щелкунчик» ИКТ)

И.С.Бах «Шутка»

Ф.Шопен «Этюд №12»

С.Рахманинов «Прелюдии»

Школа 2100

ШР

4

ИЗО

1. «Истоки искусства твоего народа».

Пейзаж родной земли.

Образ красоты человека.

Народные праздники.

2. «Древние города твоей земли».

Праздничный пир в теремных палатах.

3. «Искусство объединяет народы».

Все народы воспевают материнство.

Искусство народов мира.

Русские народные песни

Народные песни

Р.Щедрин «Озорные частушки»; Н.Римский-Корсаков «Снегурочка»

Произведения Ф.Глинки, Н.Римского-Корсакова

Колыбельная песня

Песни народов мира (сборник), ИКТ

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1.  Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2.  Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3.  Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4.  Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5.  Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6.  Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7.  Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.  Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9.  Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

Список научно-методической литературы

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., «Дрофа», 2011г.
  2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина: Программа «Музыка. Начальные классы», Издательство «Просвещение».2010.
  3. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская:  Музыка. Учебник – тетрадь для учащихся 1 – 4 классов четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2010.
  4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 – 4 кл.:

             Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  1. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».1 - 4 кл.

             М., 2010.

        6.  Программно - методические материалы. Музыка.  Начальная школа. М.:

             Дрофа,2004.

  1. Л.В. Школяр «Музыкальное образование в школе», М., «Академия», 2001г.
  2. Ю.Б. Алиев  «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., «Владос», 2002г.
  3. Э.Б. Абдуллина, «Музыка в 1- 4 классах,/ методическое пособие/  М., «Просвещение»,1988г.
  4. М.Е. Осеннева, Л.А. Безбородова  «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., «Академия», 2001г.
  5. Т.С. Челышева  «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  6. В. Васина - Гроссман «Книга о музыке и великих музыкантах», М., «Современник», 1999г.
  7. В.Б. Григорович  «Великие музыканты Западной Европы», М., «Просвещение», 1982г.
  8. «Как научить любить Родину», М., «Аркти», 2003г.
  9. Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., «Академия», 2000г.
  10. Л.В. Школяр, М., Флинт, «Теория и методика музыкального образования детей»,  «Наука», 1998г.
  11. Л.А Безбородова, Ю.Б. Алиев  «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., «Академия», 2002г.
  12. Э.Б. Абдуллин  «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., «Просвещение», 1983г.
  13. Л.Г. Оржаникова  «Профессия-учитель музыки», М., «Просвещение», 1985г.
  14. П. Халазбурь, В. Попов  «Теория и методика музыкального воспитания», «Санкт-Петербург», 2002г.
  15. Д.Б. Кабалевский  «Как рассказывать детям о музыке», М., «Просвещение», 1989г.
  16. Д.Б. Кабалевский  «Воспитание ума и сердца», М., «Просвещение», 1989г.
  17. В.И. Петрушин  «Слушай, пой, играй», М., «Просвещение», 2000г.
  18. Э.И. Великович  «Великие музыкальные имена», Композитор, «Санкт-Петербург», 1997г.
  19. Л.Д. Никитина  «История русской музыки», М., «Академия»,1999г.
  20. Е.Л. Гуревич  «История зарубежной музыки», М., «Академия»,1999г
  21. Ю. Булучевский  «Краткий музыкальный словарь для учащихся», «Ленинград», «Музыка», 1989г.
  22. Д.К. Сомин  «Сто великих композиторов», М., «Вече», 2000г.
  23. Л.А. Рапацкая, Г.С. Сергеева, Т.С. Шмагина  «Русская музыка в школе», М., «Владос»,2003г.
  24. А. Кленов  «Там, где музыка живет», М., «Педагогика», 1986г.
  25. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., «Аст», 2002г.
  26. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр/,М., «Флинта»,1999г.
  27. Г.Фрид  «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., «Советский композитор», 1991г.
  28. Г.С. Ригина «Музыка. Книга для учителя», М., «Учебная литература»,2000г.
  29. О.В. Узоров, Е.А. Нефедова  «Физкультурные минутки», М., «Астрель-Аст», 2005г.
  30. С.А. Исаева  «Физкультминутки в начальной школе», М., «Айрис-Пресс», 2003г.
  31. Е.А. Смолина  «Современный урок музыки», Ярославль, «Академия развития», 2006г.
  32. О.К. Разумовская.  Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: «Айрис-пресс», 2007.- 176с.
  33. Л.В.  Золина  Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: «Глобус», 2008.- 176с
  34. Песенные сборники.
  35. И.А. Агапова , М.А. Давыдова. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция в начальной школе «Сегодня мамин день»

Литературно – музыкальная композиция в начальной школе  «Сегодня мамин день»...

Аранжировки музыкальных произведений для начальной школы

Аранжировки музыкальных произведений для начальной школы...

Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"

Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"...

Развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы в концепции музыкальной психологии

Работа посвящена рассмотрению проблемы музыкальных способностей выдающимся психологом ХХ века Тепловым Б.М....