«Проблемы преемственности обучения в подготовительной группе и в начале школы по ФГОС»
методическая разработка (1 класс) на тему

Талипова Альфия  Кручевна

В этом материале раскрываются проблемы преемственности обучения в подгодовительном классе и вначальной школе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Доклад на тему:

 «Проблемы преемственности обучения в подготовительной группе и в начале школы по ФГОС»

Подготовила  учитель начальных классов: Талипова А.К.

г.Альметьевск  2016г.

                                                                                    «Школьное обучение никогда не
                                                                                           начинается с пустого места, а всегда 
                                                                                          опирается на определённую стадию 
                                                                                          развития, проделанную ребёнком».

                                                                                                                             Л. Г. Выгодский

        Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образованияПод преемственностью следует понимать построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие учащегося, его успешный переход на следующую ступень образования. Процесс преемственности обучения рассматривается как педагогическая система, которая содержит в себе следующие основные компоненты: содержательный, методический, организационный и компонент развития личности.

Содержательный компонент процесса преемственности отражает реализацию стандартов образования по учебным предметам на разных уровнях обучения, последовательное формирование знаний, умений и навыков учащихся, и построение непрерывного курса обучения, охватывающего все уровни школьного обучения.

Методический компонент отражает использование учителем методических средств, соответствующих психолого-педагогическим и возрастным особенностям учащихся и обеспечивающих плавный переход на следующий уровень обучения.

Организационный компонент обусловливает организационно-педагогические условия обучения школьников.

         С введением ФГОС изменяются требования к образовательной деятельности, в которой на место учеников – слушателей должны прийти ученики – активные участники в работе над поставленными задачами, что является особенностью системно-деятельностного подхода. В свою очередь основой данного подхода является формирование у учащихся универсальных учебных действий.


Преемственность между детским садом и школой.

Много лет назад Сухомлинский сказал слова, которые по сей день остаются актуальными: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

А первой такой ступенькой познания является период дошкольного детства, который достоин гораздо большего внимания, нежели ему уделяется сегодня. Ведь психологи утверждают, что 80% интеллекта формируется в дошкольном возрасте.

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап - учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

       Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГТ в основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы ДОУ с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Замечено, что портреты выпускника ДОУ и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду. 
Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ(федеральные государственные требования ДОУ) И ФГОС НОО во многом согласованы.

 Программа ФГТ должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

- формирование их общей культуры,

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

 Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

«Мама! Я хочу в школу!» - говорит ребёнок. И он действительно хочет в школу. Он уверен, что к нему будут относиться как к большому, что он будет получать в школе только пятёрки! Но проходит эйфория первых дней и, к сожалению, зачастую родители слышат другое: «Не хочу идти в школу, не получается!»

Что же случилось?

Современная практика преемственных связей между школой и ДОУ ещё не достигла уровня, когда бы ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживался бы из- за столика детского сада за школьную парту.

Преемственность детского сада и школы - это неразрывный двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени сохраняется самоценность детства и формируется базис личностной культуры ребёнка. Это послужит основой успеваемости школьного обучения. В это же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, опирается на достижения ребёнка и организует свою педагогическую деятельность, развивая накопленный им потенциал. Важную роль в практическом налаживании преемственных связей ДОУ и начального школьного образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом ДОУ и школой, куда отправятся выпускники детского сада.

Преемственность должна строиться:

  • на учёте возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;
  • на единых целях воспитания и обучения детей;
  • на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;
  • на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.

Основаниями преемственности, которые обеспечивают психологическую готовность детей к школе, являются:

  • развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика, обеспечивающей его интерес к учёбе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребёнка;
  • развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе в учебной;
  • формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка;
  • развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Однако преемственность должна соблюдаться не только в единстве требований ДОУ и школы к психологической подготовке дошкольника к школе, а так же соблюдать преемственность в сформированности учебных универсальных действий от ДОУ к школе.

         На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Если мы ещё раз обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы

2) учебная цель

3) учебная задача

4) учебные действия и операции

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока.

Всё это касается начального общего образования. А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки?

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования формируются предпосылки познавательных логических универсальных учебных действий, предпосылки знаково-символических универсальных учебных действий ,коммуникативных УУД.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника. 

           У меня, как у педагога возникает вопрос: «Как достичь планируемых результатов» -личностных, предметных и метопредметных у школьников? Начинать с нуля или должна быть сформирована первичная основа, предпосылки для успешного старта?». Ответ на свой вопрос я нашла в Федеральных Государственных требованиях( ФГТ). Впервые данный документ предоставляет нам социальный портрет выпускника детского сада, а следовательно и будущего первоклассника Давайте познакомимся. (Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Любознательный, активный. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший необходимыми умениями и навыками.Из этого следует вывод- Ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе

        Из опыта моей работы хочу сказать что, при поступлении в первый класс стартовые знания у моих учащихся были не одинаковы. В связи с этим дети с разными для себя возможностями начали своё обучение. Два ученика 2007 года это Рамазан и Надежда, и два ученика 2006 года рождения- это Магомет и Ксения. Магомет, Ксения более активны и непосредственны, чем Рамазан и Надя. Конечно, это связано не только с возрастом, заболеванием, но и с воспитанием, которое идет как от семьи, так и от учреждения, где ранее воспитывались учащиеся. У Магомета и Ксении были периоды  продолжительного непосещения ДОУ по разным причинам. Рамазан и Надя мы знаем воспитывались у наших воспитателей. Сразу видна работа воспитателей: дети внимательны на уроках, знают как нужно себя вести, уважают взрослых, усидчивы, старательны. Что нельзя    сказать о Магомете и о Ксении. Постоянно приходится  настраивать их на учебный процесс,  в своё время этот момент, конечно, был упущен у этих детей.

 Ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. В моем классе  уровень знаний  у детей также  был неодинаковым, Рамазан  и Магомет  умели немного читать, ориентироваться в учебнике. Ксюша не знала буквы, даже сейчас она тяжело ориентируется в книге при нахождении нужной страницы. С Надей тяжело обстоят дела с устными предметами: литературное чтение, окружающий мир  ей тяжело пересказывать прочитанное, тяжело даются задачи. Конечно, я не хочу сказать, что обязательно ученик придя в первый класс должен уже читать, но это во многом ускоряет процесс  обучения и если брать во внимание учебники по которым мы учим, то там уже есть тексты, как для начинающих только читать и для тех,. которые уже умеют читать. 

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. В моем классе проблема с мелкой моторикой имеется у Магомета и Рамазана. При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.  Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Это совместная работа: учителя,  воспитателя ,а также  родителя.

В нашей школе проводятся всевозможные формы преемственности школы и детского сада:

1. посещение воспитателями детского сада уроков в школе, а учителями школы занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей детского сада с участием руководителей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

5. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7. совместная подготовка  выставок, праздников, концертов.;

8 общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы

9.встречи учителей с родителями будущих первоклассников.