Обобщение педагогического опыта учителя мансийского языка Кугиной Евдокии Ивановны
опыты и эксперименты на тему

Кугина Евдокия Ивановна

«Обучение ведению диалога на мансийском языке как основному средству коммуникативной культуры учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx82.23 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя мансийского языка

Кугиной Евдокии Ивановны

по теме:

«Обучение ведению диалога на мансийском языке как основному средству коммуникативной культуры учащихся»

 

2014г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Актуальность опыта.
  3. Индивидуальная программа самообразования педагога.
  4. Теоретическая база опыта.
  1. Основные понятия.
  2. Главные правила осуществления учебной деятельности.
  3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста.
  1. Технология опыта через призму педагогических технологий, используемых для совершенствования коммуникативной компетенции в преподавании мансийского языка.
  2. Результативность опыта.
  3. Перечень литературы, используемой при обобщении опыта.

Введение

                                                       

"Уча других - учишься сам"

                                                                                       (Сенека)

На современном этапе развития нашего общества не вызывает сомнений необходимость сохранения самобытных культур и языков малых этносов. Малые народы подверглись в 20веке межэтническим и техногенным влияниям, что привело к изменению социокультурной ситуации и утрате языка. Именно язык всегда был главным фактором этнической принадлежности и кладезем знаний о народе, его культуре, традициях, мировоззрении в историческом срезе. В соответствии с этим, как ключевые позиции обновления школы рассматриваются демократизация, гуманизация образования; как факторы ускорения развития школы – творческий поиск учителя, динамизм учебно-воспитательного процесса и его многовариантность. Все языки мира отличаются друг от друга в то или иной мере: одни более близки (русский, украинский, белорусский), другие требуют специального исследования, чтобы отнести их к родственным (финский, мансийский, саамский). Общность происхождения языков объясняется, прежде всего, сходством их звуковой, лексической и грамматической системы. Мансийский язык имеет большую языковую родню. Он отделился от родственных финно-угорских языков много тысяч лет тому назад и развивался самостоятельно, при этом сохранил основные фонетические, лексические, грамматические особенности. В мансийском языке выделяются две формы общения: устная и письменная речь. Мансийский язык способствует речевому и общему развитию школьников и в целом совершенствует культуру общения. Помимо этого мансийский язык приобщает школьников к культуре общения другого народа, служит дополнительным «окном» в мир. Всё это повышает значение мансийского языка как образовательного учебного предмета. Мансийский язык призван реализовывать воспитательные, образовательные и развивающие функции для передачи молодому поколению главного богатства людей – общечеловеческих ценностей. Научив школьников читать, писать, слушать и говорить на  мансийском языке, переводить с одного языка на другой, мы обеспечиваем им непосредственный доступ к иным иноязычным культурам. Таким образом, обучение направлено на то, чтобы учащиеся овладели мансийским языком как средством образования, воспитания и всестороннего развития личности, как средством общения для установления взаимопонимания с народами, говорящими на этом языке. Согласно данным независимой экспертизы «Современного положения и перспектив развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» все языки КМНС условно разделили на семь групп. Мансийский язык оказался в пятой группе, которая «объединяет языки, которыми население владеет следующим образом: старшая возрастная группа способна только понимать обращённую к ним речь; младшая группа и дети не говорят на титульном языке». Задача сохранения не только культуры, но и языка остро поставлена и на территории Ханты –Мансийского автономного округа – Югры. На сегодня поставлен вопрос: как сохранить то, что ещё не утрачено?

Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации. Учащиеся МБОУ Сосьвинской СОШ с удовольствием работают в кабинете мансийского языка.  Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

        Данный опыт возник в связи со снижением интереса учащихся к изучению мансийского языка и, как следствие этого, неумения учащихся выражать свои мысли и чувства на мансийском языке. При изучении мансийского языка на первый план выступает самостоятельное использование мансийского языка как средства говорения, получения новой информации,  обогащения словарного запаса.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Основной целью обучения мансийскому языку является формирование и развитие личности учащегося, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью.

Поставлены следующие цели и задачи:

  • Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Совершенствование коммуникативной компетенции как одна из форм активизации креативности учащихся».
  • Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков в совершенствовании коммуникативной компетенции.
  • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся.
  • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
  • Применять способы мотивирования учащихся к предмету.

Поэтому я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый учащийся сумел реализовать себя в учебной коммуникативной деятельности. Я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативных умений и навыков, учащихся с помощью различных технологий, как наиболее эффективных в реализации поставленной задачи.

 

СУЩНОСТЬ ОПЫТА

        Сущность моего опыта заключается в разработке моделей учебных занятий с использованием эффективных современных технологий для развития коммуникативных компетенций учащихся . Результаты практической деятельности убеждают, что обучение зависит от содержания учебного материала. Я использую технологию сотрудничества, технологию дифференцированного обучения, метода проектного обучения и другие. Мой опыт направлен на решение следующих проблем:

- развитие речевых способностей учащихся, монологической и диалогической речи;

- освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике языка;

- овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;

-воспитание позитивного отношения к мансийскому языку, приобщение к культуре и литературе манси  с учетом опыта учащихся.

        Основным условием решения проблемы я вижу в том, чтобы создать на уроке  атмосферу общения и взаимодействия, эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Для этого я создаю речевые ситуации,  способствующие развитию коммуникативной компетенции.

НОВИЗНА ОПЫТА

        

        Я работаю над этой проблемой 2год. Диапазон определяется системой уроков по каждой теме. Опыт можно обозначить как положительный, репродуктивно-рационализаторский. Я  адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Чтобы идти в ногу со временем, не отставая от жизни, учитель просто обязан применять в своей работе новые методы преподавания. Я считаю, что прийти на урок просто с учебником – это заведомо обречь свой урок на провал. Менторский подход к работе не интересен даже для самого учителя, не говоря уже о детях. Зажечь огонёк в их глазах – вот благородная цель учителя, но как? разумеется, я в своей  работе использую множество современных подходов к обучению, но не объять необъятное! Что-то получается лучше, что-то хуже.

3. Индивидуальная программа самообразования педагога
МБОУ Сосьвинской СОШ

Кугиной Евдокии Ивановны

Тема самообразования:

«Обучение ведению диалога на мансийском языке как основному средству коммуникативной культуры учащихся»

“…чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику”.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности: развивать творческие способности учащихся в ходе совершенствования коммуникативной компетенции, используя положительные результаты передового педагогического опыта.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить причины мотивации образовательного процесса каждого ученика;
  • Определить дарования и способности учащихся, создав условия для активизации образовательного процесса и развития личности;
  • Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;
  • Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;
  • На основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов в обучении говорению.
  • Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению мансийскому языку и сопутствующих ей предметов.

Таким образом, основной моей  задачей является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую ученику. Ученика необходимо учить учиться.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

  1. Основные понятия

Системный подход к построению образовательного процесса является методической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление».

Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающая в любой педагогической системе.

Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Обучение – совместная учебная деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.

Мотивированность обучения – личная заинтересованность преподавателей в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал.

Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Проблемная ситуация – учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудно разрешимый для учащихся вопрос.

Коммуникативное  мышление – мыслительные процессы на иностранном языке, приводящие к достижению цели.

Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

  1. Главные правила осуществления учебной деятельности

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.

Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к решению коммуникативных задач.

Принцип гуманистической направленности

Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования развитой личности.

Принцип связи с жизнью

Практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.

Принцип научности

Является ведущим ориентиром при приведении  содержания образования в соответствие с уровнем развития накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего  при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок является логическим продолжением ранее проводимой работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования намечается последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирается содержание, намечается система уроков и других форм организации педагогического процесса, планируется повторение, закрепление и другие формы контроля.

Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Принцип доступности и посильности

Обучение и воспитание школьников, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом состоянии.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития

Реализация этого принципа связана с деятельностью памяти, прежде всего смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта обеспечивают их прочность.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его деятельности. Если положительные стороны характера, деятельности, поведения школьника отмечают учителя, товарищи, то подросток старается стать лучше, сделать больше и качественнее и т.д.

4.3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста

Подростковый возраст традиционно называют переходным, трудным, критическим. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то новое, чему-то научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе. Это определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из предметов становятся более любимыми, интерес к другим снижается.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих занимать интересной работой, самостоятельным творческим трудом.

Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, у него огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Подросток стремится к немедленному результату, и этот результат – источник новых потребностей,  стимул новых стремлений к деятельности.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  В ПРЕПОДАВАНИИ МАНСИЙСКОГО ЯЗЫКА
  1. Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)

Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы.  Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.  

  • Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках мансийского языка  считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты,  видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.

  1. Личностно – ориентированные технологии

Целевые ориентации

  • Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
  • Облагораживание души и сердца ребенка.
  • Развитие и становление познавательных сил ребенка.
  • Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
  • Идеал воспитания - самовоспитание.

Пример «Разговор на бумаге»

Ход: 

Группа делится на 2 подгруппы.

На столе  разложены разрозненные предложения, которые подходят для описания кошки и собаки. Задача 1-ой группы отобрать реплики, относящиеся для описания «кошки», 2-ой для описания «собаки». Затем каждая команда записывает выбранные предложения на свой ватман в правильной последовательности, чтобы получилось описание животного.

Комментарий: 

Этот метод побуждает учащихся к общей рефлексии и имеет также  развлекательный характер.

Реквизит:

Столы, плакаты, фломастеры.

  1.  «Педагогика сотрудничества»

Основная идея технологии сотрудничества – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Целевые ориентации

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Единство обучения и воспитания.

Пример. Обучение в команде. Учащиеся организуются в группы по 3-4 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (смысловые блоки), например при работе над темой «Подготовка к путешествию». Тема разбивается на подтемы: выбор маршрута, заказ билетов, выбор транспорта, упаковка чемодана и т. д. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Всё общение ведётся на мансийском языке. Каждый внимательно слушает своих партнёров по команде и делает записи в тетради.

Затем каждый из участников записывает свою часть, т.е. составляется вся тема «Подготовка к путешествию» и один из участников отчитывается. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Эту технологию я применяю при составлении диалогов.

  1. Технологии развивающего обучения (игры, творческие задания)
  • Игровые технологии

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игры для обучения говорению весьма разнообразны. В основе их лежит пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов. По способу и характеру они могут подразделяться на игры с текстом, функциональные, взаимодействие (с обменом информации), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования. Назову лишь некоторые игры, которые я применяю на своих уроках при обучении говорению: “Составь фоторобот” (при изучении темы “Внешность человека”); “Модницы” (тема “Одежда”); “Архитекторы” (тема “Город и село”); “Дизайнеры” (тема “Дом и квартира”); “Покупки” (тема “В магазине”) и другие.

Цели использования:

  • формирование познавательных мотивов обучения;
  • воспитание системного мышления учащегося;
  • понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • формирование умений и навыков  взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

Опыт моей работы доказывает значимость использования ролевых игр при обучении общению на мансийском языке. Изучение тем «Знакомство», «Путешествие», « «Магазин», «Каникулы» завершалось одной или несколькими ролевыми играми.

Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями – ролями, обговариваем предположительный текст выступления.

Для проведения ролевой игры по теме «Одежда и мода» 8 класс ребятам было предложено немного пофантазировать.  Предлагаю вступить в диалог со своей якобы бывшей ученицей, так как она работает моделью и пришла в гости навестить учительницу. Ребята с интересом вступают с ней в диалог и задают массу вопросов такого плана:

Вариантов игры много. Давайте фантазировать и говорить. Главное – создавать благоприятную атмосферу творчества и успеха.

Итак, ролевая игра является одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра – это обучение в действии. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

  1. Проектные технологии (саморазвивающее обучение)     

   Основная цель проектно-ориентированного обучения - научить учащихся учиться, т.е., самостоятельно добывать знания. И главное отличие проектного метода состоит в том, что школьники работают над тем материалом, который затрагивает проблемы их жизни, вызывает у них неподдельный интерес. Полем для тренировки и отработки решения таких проблем могут стать именно мини-проекты.

Темы для мини-проектов могут быть самыми разнообразными.

 

Как примеры мини-проектов можно привести такие темы: "Мой посёлок», «Творчество П.Е.Шешкина», «Родина моих предков», «Художник Панков», «Развитие Сосьвинского рыбоучастка»

Работа над проектом ведется поэтапно:

1.Предварительная подготовка.

2.Определение и формулировка темы.

3.Выполнение проекта.

4.Презентация проекта.

5.Оценка работы.

6.Практическое использование результата.

1) Как центральную учащиеся формулируют проблему:

Работа над проектом:

- Мы проводим интервью в классе.

- Смотрим картинки (коллажи) в учебнике и других дополнительных материалах.

- Работаем над диалогами и текстами в учебнике.

- Инсценируем диалоги.

- Оформляем кабинет для будущей презентации проекта.

- Обдумываем форму презентации.

Этап презентации проекта . Важнейшим моментом здесь является достижение цели проекта в различных формах: выставка готового продукта, групповая и индивидуальная презентация, представление на каком-либо вечере, сообщение (доклад) в стенгазете и др.

  1. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

 Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению иностранных языков. На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока. Также я учу ребят создавать свои мини - презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению языка. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

        В процессе обучения ребятами были сделаны  презентации и мини-презентации по следующим темам:

«Моя семья», «Одежда и мода», «Хобби», «Спорт», «Мансийский самородок – П.Е.Шешкин», «Мансийские писатели», «Константин Панков». Таким  образом использование на уроках ИКТ также способствует совершенствованию коммуникативной компетенции, поскольку презентации комментируется в устной форме на мансийском языке.

5.7 Технологии дифференцированного  обучения

При работе по новым технологиям становится возможным более широкое использование дифференцированных заданий, например

  1. при работе с текстом:

Ученики получают задание общее для всех – прочитать текст, сказку. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учётом личностных особенностей и компетенций:

- Придумайте его окончание

 - Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя

- Расскажите краткое содержание текста, сказки

- Ответьте на специальные вопросы

- Дополните предложения фразами из текста, сказки

- Ответьте на общие вопросы

- Определите какая из картинок подходит по содержанию текста

- Выпишите главную мысль

- Составьте план текста

                         2) при работе над лексикой:

- Придумайте предложение с новыми словами

- Разгадай кроссворд

- Вычеркни лишнее слово

- Найдите антонимы для выделенных слов

- Подбери синонимы

                           3) при работе над говорением:

- Сильные ученики высказываются в пределах 10-15предложений

- Средние ученики высказываются в пределах 5-8предложений

- Слабые ученики высказываются в пределах 3-5предложений

Таким образом осуществляется дифференцированный подход  в обучении.

5.8 Технологии развивающего  обучения

  • Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно.

Обобщенные творческие способности личности: самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; умение перенести ЗУН и СУД (способы умственных действий) в новую ситуацию; видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление); умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

5.9  Здоровьесберегающие технологии.

       Применение здоровьесберегающих технологий на уроках помогают мне сохранить и укрепить здоровье учащихся. Прежде всего – это смена деятельности, разнообразие приёмов, форм и методов работы, так как постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, тем самым защищает здоровье учащихся.

Для рефлексии и сбережения здоровья, применяю в своей практике нетрадиционные уроки: «песенные», «рисовальные», «экскурсионные», «интегрированные».

Помимо этого - это благоприятная эмоционально благополучная атмосфера урока, которую создаёт учитель. И, наконец, это физкультминутки и музыкальные паузы. Всё перечисленное снижает напряжение учащихся, создаёт радостное настроение и способствует сохранению и укреплению здоровья.

Физминутки

  1. Вортолнут колэ яныг

Совыр колэ мань

Вортолнут ювле мины

Совыр  юил хайты.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький,

Вот медведь  домой пошёл.

А за ним и заинька.

  1. Вотэ вильтын  воты

Йивкве  хосгалтаве

Вотэ астал, астал, астал

Йивкве нох та яныгми.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

  1. Катит ёл- ойвесыт,

Катит нох – сайкваласыт,

Нох люльсыт та нюнсэгыт.

Котята уснули, котята проснулись,

Встали и потянулись.

  1. – Пая яныт – пыгрисякве

Хоталь ялсын -а?

- Тыи апситем ёт ворн ялсум,

- Тыи апситем ёт пут пайтсум.

- Тыи апситем ёт исмит тэсум,

- Тыи апситем ёт эрыг эргысум.

- Пальчик- мальчик

Где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил.

- С этим братцем кашу ел.

- С этим братцем песни пел.

  1. Совыр поргэн, поргэн

Катаиньт  ратэн, ратэн.

Молях ховт  палт хайтэн, хайтэн.

Ювле поргэн, поргэн.

Ань асталаквег  мань вансын унтылматэв.

Ну – ка, зайчик, поскочи, поскочи,

Лапку об лапку постучи, постучи,

Быстрей к ёлочке беги

И назад скачи, скачи

А теперь тихонько

На травке посидим.

                                                       Аква, китыг, хурум, нила, ат.

Ман пуссын хасэв ловиньтанк,

Усьлахтанкв ос хасэв,

Катанув сыспал пинумтэв

Пунканув хоса варапев.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать,

Отдохнуть умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышем.

  1. Хулквет сыстам витыт

Поргэгыт, ёнгегыт

Акван атапахтэгыт,

Лаква ялапалэгыт

Сэин щалтапалэгыт

Нох хулюмталэгыт.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

6. Способы активизации креативности учащихся при обучении говорению.

  1. Активизация лексики при обучении говорению.

а) Первая трудность в обучении устной речи – это активный запас слов.

Чтобы ребятам было легче отобрать лексику по данной разговорной теме, ведём тематические словари, которые служат лексической базой по определённой теме.

б) В начале урока практикую маленькие сказки на мансийском языке. Неизвестную лексику  выписываю на доске. После их аудирования предлагаю сильным ученикам воспроизвести их на мансийском языке. Ещё одним положительным  моментом такого приёма является увеличение словарного запаса путём  активизации пассивной лексики. После изучения темы мы пишем  словарный диктант.

2. Используя диалог как метод обучения определяем его тему, готовим  диалог, прогнозируем результат, намечаем  продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность.

Диалог возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

Говоря об диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

·        ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

·        если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

·        речевые характеристики диалога связаны с требованием полных ответов;

·        диалог требует предварительной подготовки.

Знакомство.  Вайхатнэ нак.

  1. Здравствуйте! Пася олэн!
  2. Как тебя зовут? Нан намын маныр?
  3. Где вы живёте? Нан хот олэгын?
  4. Ты в этом посёлке живёшь? Нан ты павылт олэгын?
  5. А вы откуда приехали? Нан хотыл ёхтысын?
  6. Где остановился? Хот пойтсын?
  7. Как твои дела? Нан тэлан хумус ювыт?
  8. Я приглашаю в гости. Ам нанын муйлункве вовилум.
  9. Можно войти? Рови сялтункве?
  10. Дайте мне адрес, телефон. Лавен, нан хоты мат олэгын (манхурип телефон оньсегын)
  11. До свидания! Ос ёмас улм!

Ответы на вопросы:

  1. Здравствуйте! Пася олэн!
  2. Меня зовут… Ам  намум…
  3. Я живу в посёлке Сосьва. Ам Кульпас павылт олэгум.
  4. Да я в этом посёлке живу. Ам ты павылт олэгум.
  5. Я приехала из Сосьвы. Ам Кульпас павылныл ёхтысум.
  6. Я живу  вгостинице. Ам гостиницат олэгум.
  7. Мои дела идут хорошо. Тэланум ёмас ювыт.
  8. Спасибо, я приду. Пумасипа, ам ёхтэгум.
  9. Входите, проходите. Сялтэн.
  10. Мой адрес, улица Зелёная, дом 10. Телефон 2-35. Ам Нярпум оспа улица лов колыт олэгум, телефон китыт числа,тув налыман нупыл атыт.
  11. Счастливого пути! Сотын лёнхыл минэн!

Язык. Латын.

  1. Как тебя зовут? Нан намын маныр?
  2. Вы понимаете говорите  по мансийски? Маньси латныл нан хасэгына (потыртэгына)?
  3. Ты меня понял? Нан анум торгамтаслын?
  4. Как это называется по мансийски? Тыи маньси латныл хумус лававе?
  5. Повтори ещё раз. Аквсёс ос лавелн.
  6. Что означает это слово? Тыи латын хумус торгамтанкве эри?

Ответы:

  1. Да, я понимаю (говорю ) по мансийски. Маньси латныл хасэгум (потыртэгум).
  2. Да, я понял (а). Торгамтаслум.
  3. Это книга. Тыи  нэпак.
  4. Это книга. Тыи нэпак.
  5. Это учебник. Тыи ханисьтан нэпак.

Школа. Искола.

  1. Как тебя зовут? Нан намын маныр?
  2. В каком классе ты учишься? Нан хоты классыт ханисьтахтэгын?
  3. В какой школе ты учишься, в каком селе она находится? Нан хоты школат ханисьтахтэгын?
  4. С какого класса ты изучаешь родной язык? Хоты классныл нан сянь латын ханисьтэгын?
  5. Нравится ли тебе изучать родной язык? Нан маньси латын эруптэгын ханисьтахтанкве?
  6. Какие уроки тебе нравятся? Манхурип урокыт нан эруптэгын?
  7. Нравятся ли тебе твои учителя? Нан школан сака ёмас ханисьтан нэт олэгыт?
  8. Твой  класс дружный? Нан классыт юртынысь олэгына?
  9. Что интересного происходит в твоей школе? Нан школан манырсыр пумысь вармалит олыглэгыт?
  10. Тебе в школе интересно? Нанын школат пумысь ханисьтахтункве?

Ответы:

  1. Меня зовут Наталь. Ам намум Наталь.

  1. Я учусь в 9классе. Ам онтоловит классыт ханисьтахтэгум.
  2. Я учусь в Сосьвинской школе, она находится в посёлке Сосьва. Ам Кульпас школат ханисьтахтэгум,  тав Кульпас павылт олы.
  3. С 5класса изучаю родной язык. Ам атыт классныл сянь латын ханисьтэгум.
  4. Да, нравится. Ам эруптэгум маньси латын ханисьтанкве.
  5. Мне нравятся все уроки. Ам пусын урокыт эруптэгум.
  6. Да, нравятся. Ман школат  пусын ёмас ханисьтан нэт олэгыт.
  7. Да, дружный. Ман классув юртынысь олэгыт.
  8. У нас в школе проходят разные конкурсы, олимпиады, вечера. Ман школат савсыр конкурсыт, олимпиадат, вечер варыглавет.
  9. Да, интересно. Анум школат пумысь ханисьтахтункве.

Моя семья. Ам семьям.

  1. Как тебя зовут? Нан намын маныр?
  2. Где ты живёшь? Нан хот олэгын?
  3. Где ты родился? Нан хот, хунь самын патсын?
  4. Как зовут твоих родителей? Нан оман, (атян) наме маныр?
  5. Где работают твои родители? Нан оман ос атян хот рупитэгыт?
  6. Есть ли у тебя братья, сестры? Нан апсит (канкыт) ос увсит (эсит) оньсегын?
  7. Чем занимаются твои братья, сестры? Нан  апсиянын (увсиянын) маныр варегыт?
  8. Есть ли у тебя бабушки, дедушки? Нан опа (асёйка) анеква (сясеква) оньсегын?
  9. Говоришь ли ты с ними на родном языке? Нан тан ётаныл маньси латныл потыртэгын?
  10. Знаешь ли ты о своём роде, кто покровительствует вашему роду?

Ответы:

  1. Меня зовут Таня. Ам намум Татья.
  2. Я живу в посёлке Сосьва. Ам Кульпас павылт олэгум.
  3. Я родилась в посёлке Берёзово, 2марта 1998года. Ам Хальуст самын патсум, китыт числат мань поль этпос сотыр онтоловсат яныг сат нупыл нёлолов тал.
  4. Мою маму зовут Наташа, папу Сергей. Омам наме Наталь, атям наме Серки.
  5. Мама на ферме, папа рыбак. Омам фермат рупиты, атям хул алысьлым яласы.
  6. У меня одна сестра и один брат. Ам акв увси оньсегум, акв канк.
  7. Сестра учится в 8классе, брат в 9классе. Увси нёлолов классыт ханисьтахты, канкум онтолов классыт ханисьтахты.
  8. Да, у меня есть бабушка и дедушка. Ам анеква ос асёйка оньсегум.
  9. Да, я с ними  разговариваю на родном языке. Ам тан ётаныл потыртэгум маньси латныл.
  10. Да я знаю о своём роде. Ам ваглум. (Нет, не знаю. Ати ат ваглум.)

Мой посёлок. Ам павылум.

  1. Как тебя зовут? Нан намын маныр?
  2. Откуда ты приехал (а), из какого села? Нан хотыл ёхтысын?
  3. Твоё село маленькое или большое? Нан павылн мань ман яныг?
  4. Знаешь ли ты, почему твоё село так называется? Нан ваглын, нан павлын манрыг тамле нам оньси?
  5. Что ты знаешь из истории своего села? Павлын историятэ овылтыт нан маныр вагын?
  6. Какие известные люди проживали или живут в вашем селе? Нан ваглын, манхурип яныг махум (маньси масьтыр хотпат, поэтыт, писателит, депутатыт, художникыт, вораян хумит ос мот махум) нан павлын олэгыт?
  7. Чем занимаются жители вашего села? Нан павлын манырсыр вармалянэт намыныг олы?
  8. Где работают люди в вашем селе? Павлын махум манырсыр вармалит варегыт? Хот рупитэгыт?
  9. Есть ли в вашем селе люди, занимающиеся традиционными для манси ремеслами? Нан павлыт маньси махум олэгыт, хотъют луима махум пормасыт варункве хасэгыт?
  10. Много ли в вашем селе, людей, говорящих на родном языке? Нан павлыт сав маньси махум  олы, хотъют сянь латныл потырты тананылныл?

Ответы:

  1. Меня зовут Саша. Ам намум Сантыр.
  2. Я приехала из посёлка Сосьвы. Ам Кульпас павылныл ёхтысум.
  3. Моё посёлок большой. Ам павлум яныг.
  4. Я знаю, почему так посёлок называется. Ам ваглум павлум манрыг тамле нам оньси.
  5. Посёлок был создан как культурный центр для народа маньси. Павлум манси хотпа магыс культбазой унттувес.
  6. В нашем посёлке проживал знаменитый скульптор П.Е.Шешкин, поэтэсса Светлана Динисламова, профессор Анастасия Сайнахова, училась в нашей школе депутат Татьяна Гоголева. Ман павлув знаменитый скульптор олыс П.Е.Шешкин, поэт Исветлана Динисламова, профессор Наста Санахова, депутат Татья Гоголева ман школат ханисьтахтас.

3. При обучении устной речи также применяю пословицы. Задания могут быть разными:

  1. объясните смысл  пословиц!

                                Юртынысь олнэ урыл.

Про дружбу.

  1. Юрт ат оньсегын – кинсэн, хонтэгын – ургалэн.

Нет друга - ищи, нашёл -  береги.

  1.  Хонха нан юртын лавен, хонха нан ам лавегум.

Кто ты скажи, а я скажу кто ты.

  1. Юиовыл сяй юртын сосэн.

Сначала другу чай налей.

  1. Юртынысь олнэ нак олын магыс ат ёвтэгын.

Дружбу за деньги не купишь.

  1. Нанки порсэн, юртын нётэн.

Сам погибай, товарища выручай.

                             Уй – хул урыл.

Про зверей.

  1. Касын охсар такви лэгэ эсхи.

Каждая лиса свой хвост хвалит.

  1. Охсар сат хайтнут уркки.

Лиса семерых волков обманет.

  1. Хайтнут улсялэн тыттаве, лагланэн тыттаве.

Волка ноги кормят.

  1. Кит вортолнутыг  акв вонхат ат олэгыт.

Два медведя в одной берлоге не живут.

  1. Хайтнут лагланэн тыттаве.

Волка ноги кормят.

  1. Хайтнут ке пилэгын – ворн ат ёмегын.

Волков бояться – в лес не ходить.

  1. Хумыс хайтнут ул тыттэн, тав та ворн та сунсы.

Как волка ни корми, а он всё в лес смотрит.

  1. Тыи ам ати,лув ос ам утум хунь.

Я не я, и лошадь не моя

                        Нэпак урыл.

О книге.

  1. Нэпак  - ёмас юрт.

Книга – лучший друг.

  1. Ёмас нэпак – мак юртын.

Хорошая книга – лучший друг.

  1. Нэпак – элмхолас номт.

Книга – мысль человека.

  1. Нэпак элмхолас янмалты.

Благодаря книге человек вырастает.

  1. Сав  ловиньтэгын, сав вагын.

Много читаешь, много знаешь.

  1. Нэпак товлынхап ати, а сака элаль тотыглавен.

Книга не самолёт, а далеко уносит.

Ма вит урыл.

О природе.

  1. Вор ос вит – канк ос увси.

Лес и вода – брат и сестра.

  1. Лупта йивыныл паты – таквсы урэн.

Лист с дерева упал – жди осень.

  1. Сав туйт – сав нянь.

Мног снега – много хлеба.

  1. Сагрим йив йильпииг ат яныгми.

Срубленное дерево вновь не вырастет.

  1. Сав вор ке – ул сагрен,

Мосься вор ке – ургалэн,

Вор ке ати – унтэн.

Много леса – не руби,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

                                    Рупата урыл.

                                 О  работе.

  1. Ма хоталын нётылтаве, элмхолас – рупататэн.

Землю солнце украшает, человека – работа.

  1. Сотыныг ос нётнэг элмхолас рупататэн вараве.

Человека труд украшает.

  1. Хонха ат рупиты, тав ат тэг.

Кто не работает, тот не ест.

  1. Хот рупата, тот сот.

Где работа, там счастье.

  1. Хонха рупитанк эрупты, тав рупаттал ат унлы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

2    4    7    8    5

  1. Сат сёс мортэн, акв сёс - яктэн.

Семь раз примерь, а один раз -  отрежь.

  1. Акв хотпа сат хотпан ат ураве.

 Семеро одного не ждут.

  1. Кит совыр юи – палт нявылхатэгын – ке, акватэ ат пувилын.

 За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  1. Яныг  сат  солковий  ул  оньсен,  яныг сат юрт оньсен.

 Не имей сто рублей,  а имей сто друзей.

  1. Сат нак – акв латын.

Семь бед – один ответ.

  1. Сат урнэ хотпа палт няврам самтал унлы.

У семи нянек дитя без глаза.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта состоит в том, что умение решать коммуникативные  задачи повысилось в устной речи от 37 до 45 %;

Повысилось и  качество  знаний по мансийскому языку:

Годы

Результативность

Качество знаний

2011-2012

100%

57%

2012-2013

100%

61%

        Подводя итоги работы , следует заметить, что у обучаемых повысился интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:

- коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;

- организация ситуаций общения на уроке, применение новых педагогических технологий и  творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем  способствовали совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;

- повысилась успеваемость;

- учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Участие во внеклассных мероприятиях, посвящённых ко дню Округа
  • Участие в предметных неделях по мансийскому языку
  • Участие в школьных, районных олимпиадах
  • Открытые уроки по темам «
  • Разработка презентаций «Моя семья», «Сосьва- моё любимое сердечко», «П.Е.Шешкин», «К. Панков» «Мансийские писатели».
  • Участие в окружном конкурсе в методическом конкурсе.

 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ

  1. Обско-угорские языки. Ханты-Мансийск В.Н.Соловар, Е.В.Косинцева  Полиграфист 2008
  2. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений с изучением родного (хантыйского и мансийского) языка. К.В.Афанасьева, М.А.Рачинская  Ханты-Мансийск 2011
  3. Современный мансийский язык  А.И.Сайнахова Ханты-Мансийск 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов (надомное обучение)

Автор статьи делится опытом своей работы по «Индивидуальному образовательному маршруту», что даёт возможность избежать физических, психологических и эмоциональных перегрузок обучающихся....

обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Лбовой Л. А.

Проблема над которой я работаю актуальна в наше время. Хочу поделиться опытом с коллегами....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Аникиной Татьяны Ивановны.

Тема опыта :«Применение современных педагогических технологийв обучении младших школьников»«Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»

Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Формирование ИКТ-компетентности  младших школьников в проектной деятельности»....