Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов (надомное обучение)
статья по теме

Белова Светлана Борисовна

Автор статьи делится опытом своей работы по «Индивидуальному образовательному маршруту», что даёт возможность избежать физических, психологических и эмоциональных перегрузок обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя  начальных классов

ГОУ школы № 627 Московского района СПб

Беловой Светланы Борисовны.

2008 – 2009 учебный год

«Не плакать, не смеяться, а понимать».

                                                                                      Спиноза

     Образовательный процесс в нашей школе обусловлен её спецификой. Наши ученики – дети, с разными образовательными потребностями, которым рекомендовано по различным параметрам физического, психического и эмоционального состояния здоровья индивидуальное обучение на дому или в помещении школы.

      Ведущим принципом своей работы я считаю – сохранение и улучшение здоровья  обучающегося. Индивидуально работая с каждым учеником,  стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов.

      Ключ к пониманию ребёнка - внимательное изучение ситуаций, в которых поведение становится проблемным. Как правило, изучение ситуации выявляет другие факторы, провоцирующие проблемное поведение.

      Для реализации системно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов в своей работе я применяю различные образовательные технологии. Основные из  них:

  1. Технологии работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
  2. Технология проблемно-диалогического обучения;
  3. Технология сотрудничества;
  4. Игровые технологии;
  5. Информационно – коммуникационные технологии.

      У меня три ученика: второклассник, третьеклассница и четвероклассник. Обучение каждого я осуществляю по «Индивидуальному образовательному маршруту», что даёт возможность избежать физических, психологических и эмоциональных перегрузок обучающихся. При недельной нагрузке младшего школьника нашей школы – 12 часов, он должен усвоить программу для учащегося обычной общеобразовательной школы. Это невозможно без экономии учебного времени. Только установление междисциплинарных связей при проведении уроков и «Индивидуальный образовательный маршрут»  дают такую возможность. После знакомства с обучающемся вношу в учебный план изменения, соответствующие его типу интеллекта, способу восприятия информации, уровню знаний. Детям с учебными трудностями помогают хорошо структурированные коррекционные программы с небольшими заданиями. Практически каждый урок корректирую «Индивидуальный образовательный маршрут». Это зависит от психофизиологического, эмоционального   состояния  учащегося.

        Разработку и коррекцию  «Индивидуального образовательного маршрута» осуществляю с учетом анализа информации из различных источников. Вот некоторые из них.

 Специальная литература:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004. – 384с.
  2. И. А Шаповал Специальная психология. Учебное пособие. Москва 2005.
  3. М. А. Степанова Психолог в школе. Москва 2005.
  4. Мария Монтессори Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Москва 2005.

Интернет ресурсы:

  1. Как помочь аутичному ребёнку.
  2. Главный урок Марии Монтессори
  3. Приёмы работы с детьми, имеющими дефицитарное, искажённое, дисгармоничное развитие.
  4. СДВГ и «Двойная исключительность».

Очень важно!

     Коррекционную работу с каждым ребёнком я стараюсь проводить комплексно, с группой специалистов: невропатологом, психологом и его близкими людьми (по единой программе). Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребёнку, я вместе с родителями целенаправленно наблюдаю за ним.  Они сообщают врачу о положительных или отрицательных изменениях в состоянии и поведении ребёнка, чтобы он корректировал курс лечения.

Мои ученики.

         Второклассник:        

         Интеллектуальная готовность к школе – слишком высокая. Имеет слишком широкий кругозор. Академический уровень на 2-3 класса выше, чем реальное положение. Уровень развития эмоционально – волевой сферы ниже на 3-4 года. Это обусловлено, скорее всего, врождённой особенностью структуры головного мозга. Мозг ребёнка поглощает всю входящую информацию, не  обрабатывая. В результате – очень быстрое постоянное перенасыщение. Вербально выплёскивает только «особо яркие пятна». Вся остальная информация, отягощая весь организм, тормозит дальнейшее развитие.

       Слабое физическое развитие.  Плохо действует левая рука. Трудности при выполнении работ, требующих  использования функций кистей рук и мелких мышц пальцев.

      Недостаточный уровень произвольности поведения, памяти, внимания. Это говорит о низком уровне волевой готовности к обучению.

      Высокий уровень интеллектуальной готовности не подкрепляется соответствующей функциональной готовностью к обучению.

      СДВГ в сочетании с одарённостью. Таких детей с проблемами и соответствующими трудностями обучения иногда называют детьми с «двойной исключительностью».

       Стараюсь организовать обучение данного ученика адекватно его особым потребностям.

        В работе с обучающимся я ставлю перед собой следующую цель:

  1. Создавать на уроках, переменах и в других обстоятельствах ситуации способствующие:

         -  физическому развитию ученика;

          - развитию его волевой сферы (произвольности поведения, внимания, памяти)

          - понижению утомляемости;

          - развитию навыков самообслуживания.

Для достижения этой цели использую разнообразные формы работы.

Например:

  1. Путешествие в страну Смешариков. Нарисовал замечательную физическую карту.
  2.  Увлечён историей Древней Греции. «Надень сандалии древнегреческого воина». Шнуровка.
  3. 13 подвиг Геракла. Снегопад. На физической карте много карточек    с изображениями снежинок. Ты – Геракл. Надо убрать снег.
  4. «Рамки Монтессори» - для развития тактильного, кинестетического

восприятия.

           Наблюдаются положительные результаты: повысился уровень произвольности, лучше стал владеть руками, ориентироваться в пространстве, повысилась эмоционально-волевая устойчивость, успешно проходит формирование поведенческой саморегуляции.

  Третьеклассница:    

   В нашей школе обучается второй год. При обучении в 1 классе стали появляться невротические реакции, нервный тик. Психолог и невропатолог

рекомендовали обучение в нашей школе.

       В начале обучения в нашей школе у девочки продолжало наблюдаться состояние эмоциональной и психологической неустойчивости. Попадая в ситуацию затруднения, она начинала нервничать, капризничать, упрямиться. От неё можно услышать: « Не буду… Не хочу… Я не  верю… (Вам…; тому, что написано в учебнике». Для конструктивного решения – выдержать паузу. Успокаивается и часто самостоятельно правильно решает  поставленную задачу.

     Из «Индивидуального образовательного маршрута»:

  1. Постановка ученицы в «предлагаемые обстоятельства» (по выражению К.С. Станиславского). Сюжетно – ролевая игра для коррекции демонстративного поведения «Двенадцать месяцев» по сказке – пьесе С.Я. Маршака. На уроке: королева, падчерица… «Ты – генеральный директор модельного агентства…».
  2. Создаём журнал «Сочиняй-ка». Стихи, рассказы, сказки…
  3. Волшебство за окном. Занимаемся перед окном – смотреть не запрещается, а только поощряется! Отдыхаем, наблюдаем, восхищаемся…
  4. Галерея защитников Отечества. Творческая работа по мотивам

экскурсии в Эрмитаж. С гордостью представила свою работу перед другими учениками, учителями и родителями.

  1. Путешествие в страну Доброты и Улыбок ( по произведениям

А.Л.  Барто ).  «Чудо – урок» - сказала девочка.

       Доброжелательным тоном, словами поддержки стараюсь создавать положительную эмоциональную атмосферу.

        Сейчас у меня самая жизнерадостная, творческая, замечательная ученица! Учимся, радуемся жизни, творим…

       Четвероклассник:

    Три года назад… Я растеряна. Мой первоклассник - мальчик с проявлением « отчуждения». Что делать?

    Я познакомилась с общими закономерностями развития детей – аутистов и поняла - встреча с аутичным ребёнком уникальна, поэтому я  буду так подробна. По – мнению психотерапевтов при работе с таким ребёнком нужно проявлять, прежде, всего гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное, лучше следовать за его интересами и стремлениями, не форсировать события, быть последовательным, действовать поэтапно. Главная моя задача – вовлечь ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяю самые разнообразные формы взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Ведущее направление – развитие навыков социального взаимодействия. В начале 1 класса ученик, не обращая внимания на меня, мои призывы поработать, выполнить то или иное задание, находился « в себе», в своём мире.  При моих многократных, однообразных повторениях задания (один из приёмов работы с такими детьми), он выходил из этого состояния, работал 3 – 5 минут и уставал. Реакцией  были вспышки самоагрессии. Таким детям свойственна психическая пресыщаемость, они истощаются физически, поэтому моему ученику необходим индивидуальный ритм работы. Я предлагала упражнения на расслабление. Позже, когда ребёнок принял  и доверился мне, для снижения уровня тревожности я стала использовать телесный контакт. Массаж (спина, руки, ноги, голова) - со стихами.

     Постепенно время нашего взаимодействия увеличивалось. Я изо дня в день вела работу по снижению уровня тревожности, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.

  1. Начало урока (при налаживании первичного контакта):

          -  Я желаю тебе добра ( протягиваю руки ладонями вверх).

          -  Я желаю тебе добра (кладёт свои ладошки на мои).

          -  Если будет трудно – я помогу.

          -  Если будет трудно – я помогу.

       Мальчик стал контактировать со мной, принимать мою помощь, выполнять

учебные задания.

  1. Физическая помощь в организации действия: я в буквальном смысле «работала» его руками, писала вместе с ним, держа одну ручку «рука в руке». Сейчас - пишет самостоятельно, выполняя требуемый объём письменных работ.
  2. Как возник проект – исследование «Не в пирогах счастье! А в чём?»

      Прихожу на урок. Смотрит мультфильм «Малыш и Карлсон». Прервать –

приступ самоагрессии. Сажусь рядом. Смотрим… Конец. Сам выключает

телевизор. Садиться за письменный стол.

      Начинаем урок русского языка. Конспект я откладываю. Провожу урок, связав экспромтом тему урока с сюжетом просмотренного вместе фрагмента мультфильма. Там в конце Малыш говорит: «Не в пирогах счастье…», а Карлсон спрашивает: « А в чём же?»

Сейчас (2009/2010 уч. год), обучаясь в пятом классе, мальчик вполне успешен. Учителя, работающие с ним, отмечают хороший уровень сформированности универсальных учебных действий, характерных для обучающихся данного возраста. У нас получилось!

     «Индивидуальный образовательный процесс» - это замечательно, но нашим детям недостаёт общения. Ведь:

«Группа – это не просто моральный авторитет, распоряжающийся жизнью своих членов, это и есть источник жизни. От неё исходит тепло, которое согревает и оживляет сердца, открывает их к сочувствию, растапливает эгоизм». Э. Дюркгейм.

                  Поэтому:

  1. При одновременных занятиях в помещении школы, стараюсь организовать работу в мини – группе, в паре.                                                                               

Здесь: - путешествия по карте;

          - игра с мячом: «Я знаю четыре времени года… 12 месяцев»;

          - представляю, выполненную работу прямо сейчас…

  1. Веду факультативный курс «Многонациональный Петербург. Этнокалендарь», который разработан мной в рамках городской программы «Толерантность».

Используя информационно–коммуникационные технологии с компьютерной поддержкой и без неё, провожу виртуально-заочные экскурсии и путешествия:

  1. Прогулки по Санкт – Петербургу и его пригородам;
  2. Игра – лото: «Мы знаем и любим свой город и его «драгоценное ожерелье»…»;
  3. «На «Автобусе» по Петербургу и его пригородам… »

     ( по материалам журнала «Автобус»).

                  Мной разработан учебно-методический  пакет, предназначенный для работы с учащимися 2 – 6 классов на бинарных уроках литературы и информатики, а так же при организации внеурочной деятельности - «Я – 31 лицеист».

Пакет включает модули:

- презентацию «А как учились лицеисты?»;

- буклет «Первые наставники и питомцы Царскосельского лицея»;

- дидактические материалы.

  Логическим продолжением данного проекта явилась дипломная работа студентки РГПУ им. Герцена «Виртуальные экскурсии. А. С. Пушкин». Я принимала непосредственное участие в разработке данного программного продукта. В настоящее время применяю его в учебном процессе и во внеурочной работе с обучающимися.

         Таким образом, в процессе своей работы я стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно–деятельностного и личностно– ориентированного подходов.

       Впереди непочатый край работы по последовательному обретению своей родовой сущности и по созданию условий для помощи своим ученикам.

         «Детей нет, есть люди, но с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». Я. Корчак.

       Стараюсь узнавать. Для этого постоянно работаю над самосознанием (осознанием себя).

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Обобщение педагогического опыта (доклад) по теме "Формирование навыков самоконтроля как средства успешного обучения младших школьников"

Материал содержит краткое изложение моей работы по данной теме. Дынный опыт работы  был представлен в качестве конкурсного испытания "Методическое объединение" на областном конкурсе "Педагог года...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...